Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение поступлений налога на прибыль организаций






по итогам 2014 года в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации [7]

  Увеличение Снижение
Количество субъектов РФ Сумма поступлений, млрд. руб. Количество субъектов РФ Сумма поступлений, млрд. руб.
Всего   61, 9   - 127, 0

 

Ошибочное решение о проведении налогового маневра в нефтяной отрасли вынудило Правительство скорректировать расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ и газовый конденсат для налогоплательщиков, являющихся собственниками единой системы газоснабжения (+112, 4 млрд. рублей), сохранить ставку вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года (+ 195 млрд. рублей, на 2016 год планировалось ее снижение). Без этих корректировок налоговый маневр приводит не к увеличению доходов федерального бюджета, а к их сокращению, особенно в условиях падения цены на нефть.

В налоговой политике Правительства РФ, заложенной в основу бюджета на 2016 год, отсутствуют меры, которые будут способствовать восстановлению экономического роста, макроэкономической и социальной стабильности.

Расчет Правительства на использование возможностей для снижения налоговой нагрузки в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов не оправдывается, так как принятые решения о праве субъектов РФ снижать налоговую ставку по специальным налоговым режимам не используется субъектами РФ – в условиях существенного сжатия доходных источников снижать налоговые ставки, тем самым, еще больше сокращая поступления доходов в региональные бюджеты субъекты РФ не могут, так как поступления по налогу на прибыль, по имущественным налогам, по специальным налоговым режимам составляют более половины доходных источников.

Правительство вынуждено искать новые источники доходов, какими видятся простое повышение ставок акцизов на подакцизные товары, а также введение новых экзотических акцизов на товары повседневного спроса.

Индексация ставок акцизов на табак и алкоголь проводится темпами, опережающими темп роста инфляции (Таблица 5).

 

Таблица 5

Ставки акцизов на алкогольную продукцию и табак с 2008 по 2017 годы [8]

          01.01.12 01.07.12          
Алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)                      
Темп роста, раз 1, 07 1, 10 1, 10 1, 10 1, 10 1, 18 1, 33 1, 25 1, 00 1, 00 1, 05
Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)                      
Темп роста, раз 0, 68 1, 10 1, 31 1, 20 1, 21 1, 17 1, 19 1, 25 1, 00 1, 00 1, 05
Вина натуральные (руб. за 1 литр) 2, 4 2, 6 3, 5              
Темп роста, раз 1, 09 1, 08 1, 35 1, 43 1, 20 1, 17 1, 14 1, 00 1, 13 1, 11
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр) 0, 5 0, 5                
Темп роста, раз 1, 00 1, 00 8, 00 2, 00 2, 75 1, 09 1, 04 1, 24 1, 19 1, 05
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0, 5 до 8, 6% включительно, (руб. за 1 литр) 2, 74                  
Темп роста, раз 1, 32 1, 09 3, 00 1, 11 1, 20 1, 25 1, 20 1, 00 1, 11 1, 05
Сигареты с фильтром
Минимальная ставка             1 040 1 330 1 680 1 930
Темп роста, раз 1, 23 1, 25 1, 41 1, 44 1, 42 1, 43 1, 42 1, 28 1, 26 1, 15
Адвалорная ставка 5, 50% 6, 00% 6, 50% 7, 00% 7, 50% 8, 00% 8, 50% 11, 00% 12, 00% 13, 00%
Темп роста, раз 1, 10 1, 09 1, 08 1, 08 1, 07 1, 07 1, 06 1, 29 1, 09 1, 08
Специфическая ставка                 1 250 1 420
Темп роста, раз 1, 20 1, 25 1, 37 1, 37 1, 39 1, 41 1, 45 1, 20 1, 30 1, 14
Сигареты без фильтра
Минимальная ставка             1 040 1 330 1 680 1 930
Темп роста, раз 1, 20 1, 29 1, 67 2, 00 1, 65 1, 43 1, 42 1, 28 1, 26 1, 15
Адвалорная ставка 5, 50% 6, 00% 6, 50% 6, 50% 7, 50% 8, 00% 8, 50% 11, 00% 12, 00% 13, 00%
Темп роста, раз 1, 10 1, 09 1, 08 1, 00 1, 15 1, 07 1, 06 1, 29 1, 09 1, 08
Специфическая ставка                 1 250 1 420
Темп роста, раз 1, 22 1, 31 1, 74 2, 00 1, 56 1, 41 1, 45 1, 20 1, 30 1, 14
                         

 

Так, с 2008 года по 2016 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена в 14, 5 раз, а специфическая ставка в 12, 5 раз. Акциз на алкоголь крепостью более 9% вырос более чем в 3 раза. Такая политика, безусловно, позволила увеличить доходы, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от акцизов на табачную продукцию, и алкоголь, однако, во-первых, расходы на акцизы в конечном счете перекладываются на карман потребителей, а во-вторых, в условиях отсутствия государственной монополии на табак и алкоголь полученные прибыли оседают в крупных транснациональных корпорациях, к которым Российское государство не имеет никакого отношения.

В феврале 2016 года стало известно о подготовке решения об увеличении минимальной розничной цены на водку со 185 рублей до 190 рублей (напомним, с 1 февраля 2015 года цена была снижена с 220 до 185 рублей) - Росалкогольрегулирование начало подготовку приказа, соответствующее уведомление размещено на Едином портале раскрытия информации. Спасут ли экономику или отрасль эти дополнительные 5 рублей? Хотя, Федеральная антимонопольная служба в конце 2015 года предлагала повысить розничную цену до 240 рублей.

В настоящее время принято решение о втором за 2016 год повышении ставок акцизов на бензин и дизель. В 2016 году акцизы на топливо уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36, 1%, или на 2 руб., до 7, 53 руб. за литр, а на дизтопливо на 20, 3%, до 4, 15 руб. за литр. Принято решение с 1 апреля повысить акциз на бензин на 2 руб. на литр, на дизель — на 1 руб. на литр. Дополнительные доходы бюджетной системы оцениваются в 80 млрд. рублей. Нетрудно понять, что нефтяные компании переложат рост стоимости бензина и дизеля на карман граждан – в итоге снова решения Правительства способствуют росту расходов граждан, и разгону инфляции ввиду существенного повышения транспортных расходов.

Кроме роста акцизов на табак, алкоголь, бензин и дизель (второе повышение оценивают в дополнительные 80 млрд. рублей для бюджета), в Правительстве проскальзывают неожиданные экзотические инициативы. Так, обсуждается возможность введения акциза на пальмовое масло (+12 млрд. рублей), на продукты с высоким содержанием сахара и химических эссенций (газировка, + 0, 6 млрд. рублей), на так называемые вредные продукты (чипсы), на автомобильные шины. Правительство в отчаянии. Повышение косвенных налогов, а также акцизов, приведет к росту цен. За все решения Правительства снова заплатит население.

Другим примером роста неналоговой нагрузки и увеличения издержек ведения хозяйственной деятельности для налогоплательщиков может служить идея Правительства об обязательной замене контрольно-кассовой техники. Соответствующие изменения предполагаются находящимся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы законопроектом №968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть законопроекта: поэтапный (с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года) переход на контрольно-кассовую технику, передающую информацию о совершаемых расчетах в налоговую инспекцию в режиме реального времени через оператора фискальных данных, а также увеличение срока давности привлечения к административной ответственности. Очевидно, что издержки предпринимателей по ведению хозяйственной деятельности возрастут на стоимость новой контрольно-кассовой техники, регулярное обслуживание контрольно-кассовой техники, платы за подключение к оператору фискальных данных (к слову, в настоящее время не определено, кто будет являться оператором, какими каналами связи будут пользоваться, как будет осуществляться защита каналов данных и т.д.), а также платы за трафик по каналам связи. Безусловно, предприниматели будут вынуждены перекладывать свои издержки в конечную стоимость продукции, что неизбежно отразится на росте цен и ударит по карману конечного потребителя – населения. И хотя подразумевается, что законопроектом будет дана возможность уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов на обновление контрольно-кассовой техники, до конца быть уверенным в полном списании указанных расходов нельзя, пока законопроект не будет принят в окончательном, третьем чтении.

Наконец, система «Платон» - несмотря на сниженный размер платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения, адекватной компенсации, способной нивелировать издержки, предпринимателям предложено не было: транспортный налог не отменен, акциз на бензин и дизель будет дважды повышен в 2016 году, что еще больше увеличит издержки транспортных компаний, которые будут переложены на плечи потребителей. Более того, обсуждается идея введения платы за проезд по трассам уже регионального значения. Правительство не готово и не способно подвергать сомнению и исправлять свои ошибочные решения, ведущие к усилению налогового и неналогового бремени на предпринимателей, которые, в свою очередь, перекладывают издержки на потребителей. Пострадает в этом случае население.

Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы содержат исключительно индексации ставок акцизов, а также меры по ужесточению налогового администрирования вкупе с некоторым облегчением возмещения НДС экспортерам и корректировке порядка освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров.

Как мы уже говорили, предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения, в том числе применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет, предоставление субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента, точечная корректировка применения патентной системы налогообложения, точечное совершенствование налогообложения налогом на добавленную стоимость – все эти меры, предусмотренные ОННП 2016-2018, не приведут к восстановлению экономического роста, макроэкономической и социальной стабильности.

В современных условиях необходима смена модели экономического развития. Основная проблема рыночных экономик – растущий уровень неравенства. Уровень трат богатых несопоставим с уровнем экономии бедных и средних (за счет численности). То есть расширение потребительского спроса невозможно при ситуации когда бедные и со средним достатком начинают экономить и сокращать свои расходы, потому что траты богатых не перекроют экономию бедных. Свободная конкуренция не всегда способствует самореформированию рыночных структур

Начать структурные изменения в экономике Справедливая Россия предлагает с отмены ошибочных решений Правительства в сфере налоговой политики, а также со снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

 

II. Предложения по Антикризисному плану.

План фракции «Справедливая Россия» по стабилизации экономики Российской Федерации, преодолению рецессии и переходу к устойчивому развитию базируется на программных положениях Политической Партии Справедливая Россия и является естественным продолжением Альтернативного федерального бюджета на 2016 год фракции Справедливая Россия.

Приоритетом в Антикризисном плане фракции Справедливая Россия является переход от рецессии к новому индустриальному развитию страны, снятие бремени кризиса с плеч граждан, расширение внутреннего потребительского спроса, стимулирование несырьевых отраслей экономики и концентрация ресурсов на стимулировании экономического роста.

Антикризисная программа фракции базируется на следующих принципах:

а) Изменение структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей, промышленности, и соответствующее перераспределение налогообложения;

б) Расширение предоставления целевых финансовых ресурсов предприятиям промышленности и сельского хозяйства – посредством новых механизмов регулирования процентных ставок по кредитам;

в) Гарантии социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

г) Сокращение неэффективных расходов в соответствии с Альтернативным бюджетом на 2016 год фракции Справедливая Россия;

д) Поддержка субъектов малого предпринимательства и развитие человеческого капитала.

В России значительная часть налоговой нагрузки ложится на предприятия, т.е. на производство, а не на потребление и личные доходы, как в развитых странах. Из этого следует необходимость перераспределения налоговой нагрузки с реального сектора экономики на сырьевой сектор и высокодоходные слои населения, с производства на конечное потребление. Несмотря на заявленный принцип не увеличения налоговой нагрузки, без её перераспределения решить задачу смены модели экономического развития невозможно, но Правительство продолжает упорствовать.

1. Первоочередные налоговые меры предусматривают:

 

1) Снижение налога на добавленную стоимость до 13% со второго квартала 2016 года. Ставку НДС необходимо унифицировать. Кроме того, необходимо отменить НДС с авансовых платежей.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи. Справедливая Россия предлагает отказаться от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, что предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги. Необходимо восстановить целостность разрушенных реформами единых технологических комплексов. Промышленные предприятия нуждаются в поддержке. Существенной помощью станут снижение ставки НДС для предприятий реального сектора экономики и расширение кредитования, в первую очередь, обеспечение дешевыми бюджетными деньгами. Стоимость – в расчете на год – 1 220 млрд. рублей.

 

2) Отмена возмещения НДС экспортерам сырья, прежде всего, нефти и газа.

С экономической точки зрения это совершенно неоправданные льготы, потому что возмещение НДС призвано стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не сырья. Дополнительные доходы бюджета с учетом влияния на поступления по налогу на прибыль – плюс 1 381, 4 млрд. рублей;

 

3) Возвращение расширенной инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, осуществляющих инвестирование средств в основные фонды.

Это позволит отечественным производителям завершить начавшиеся технические перевооружения приостановленные из- за кризиса. Стоимость для бюджета – 270 млрд. рублей.

 

4) Снижение ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения – с 6% до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 % до 8 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, с одновременным увеличением предельно допустимой выручки до 400 млн. рублей.

Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента, а если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов, с предоставлением права субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Действующая в настоящее время редакция основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы предусматривает точечную корректировку применения упрощенной системы налогообложения, однако предложенные ОННП меры не смогут способствовать взрывному росту предпринимательской инициативы, и не приведут к массовому выходу из теневого сектора экономики.

Право субъектов РФ снижать ставку налога по упрощенной системе налогообложения фактически не используется.

Предлагаемая мера позволит создать благоприятный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, и будет способствовать существенному сужению теневого сектора малого предпринимательства.

Стоимость для бюджетной системы – 36 млрд. рублей в квартал.

 

5) Отмена решений Правительства об увеличении налоговой нагрузки на малое предпринимательство.

Безусловно самым основным законом, увеличившем нагрузку на субъекты малого предпринимательства можно считать Федеральный закон от 02.04.2014 №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым для малых предприятий на специальных налоговых режимах было отменено освобождение от исполнение обязанностей плательщиков налога на имущество организаций в отношении объектов, налог по которым исчисляется по кадастровой стоимости. До этого времени ни один из вариантов упрощенной системы налогообложения, например, не предполагал уплату налога на имущество.

 

6) Снижение ставки единого сельскохозяйственного налога с 6% до 3%.

Российское село в кризисе. Объём производства в отечественном агропромышленном комплексе оказался примерно равен размеру долговой нагрузки. У большинства сельхозпредприятий не хватает средств на выплату процентов по кредитам. Чтобы Россия действительно могла обеспечить свою продовольственную безопасность, государство должно стремиться увеличить финансовую поддержку села. Существенную помощь сельхозпредприятиям окажет снижение налоговой нагрузки. Стоимость для бюджета – 3, 5 млрд. рублей в год – не такие большие деньги, однако для сельхозпредприятий – поддержка принципиальная.

 

7) Налогообложение сверхдоходов и демонстративного потребления позволит сократить существенное социальное неравенство.

Налоговые меры две: введение многоступенчатой шкалы налогообложения доходов физических лиц с одновременной разработкой механизма администрирования НДФЛ – дополнительные доходы бюджетов субъектов РФ составят от 470 млрд. рублей; а также расширение применения налога на роскошь – дополнительные доходы бюджетов субъектов РФ могут составить 104, 4 млрд. рублей.

 

8) Снижение тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды, с одновременным снятием предельного значения величины базы для начисления страховых взносов – дополнительные доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов составят от 70 млрд. рублей.

Эта мера позволит с одной стороны, снизить неналоговую нагрузку на работодателя, а с другой стороны – даст возможность работодателю несколько увеличить фонд оплаты труда.

 

9) Наконец, исправление ошибочных решений в налоговой политике Правительства прошлых лет.

Прежде всего, речь идет об отмене так называемого «налогового маневра» - дополнительные доходы федерального бюджета составят около 140 млрд. рублей, и отмена режима налогообложения в виде консолидированной группы налогоплательщиков - дополнительные доходы бюджетной системы РФ составят 65 млрд. рублей. Более того, нонсенс, но «налоговый маневр» Правительства привел к тому, что субъекты РФ по акцизам на прямогонный бензин потеряли более 35 млрд. рублей.

 

Таким перераспределением налоговой нагрузки мы, с одной стороны, несколько увеличим давление на сырьевой сектор и высокодоходные слои населения, а с другой стороны – облегчим налоговое бремя реальному сектору экономики, прежде всего, промышленности и сельскому хозяйству, простимулируем налоговыми мерами выход малого предпринимательства из тени, несколько уменьшим нагрузку на работодателя в части страховых взносов.

Следующий после облегчения налоговой нагрузки реальному сектору экономики этап – это обеспечение дешевого финансирования. И первую роль в этом этапе будет играть Центральный Банк России, в полномочиях которого устанавливать ключевую ставку, по которой он кредитует коммерческие банки, которые, в свою очередь, кредитуют реальный сектор экономики.

В настоящее время в России невыгодно вкладывать средства в обрабатывающую промышленность ввиду долгой отдачи на вложенные средства, и меньшей по сравнению с экспортом сырья и торговлей нормой прибыли. Если просто снизить ключевую ставку, то подешевевшие кредиты перетекут не в промышленность и обрабатывающие производства, а в те же самые сырьевые сектора экономики, торговлю, финансовый и биржевой сектора. Для того чтобы целевым образом направлять дешевые кредитные ресурсы на развитие и модернизацию промышленности, важно создание преференций для кредитования реального сектора экономики.

Проблемы развития промышленности заключаются в сжатии внутреннего рынка, ограниченной доступности зарубежных платежеспособных рынков, недостаточной конкурентоспособности (в широком смысле), в нехватке инвестиционных ресурсов для развития, в дефиците оборотных средств, и в проблеме кадров.

Данный комплекс проблем существовал и ранее, однако в кризисной ситуации он проявляется в наиболее острой форме.

С другой стороны, сложившаяся ситуация открывает новые возможности для развития, и важно их увидеть и воспользоваться. Соответственно, в изменившейся ситуации нужно изменить взгляд на нее и применять другие подходы к решению задач развития.

Поэтому на первый план выходят меры по регулированию процентных ставок при кредитовании реального сектора экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.