Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Этические нормы и право.






Юридическое регулирование психолого-педагогической деятельности. Ограничения, дилеммы, ответственность.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Итоговая аттестация – зачёт

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. История становления этических принципов в педагогике.

2. Основные этико-педагогические системы.

3. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

4. Система и иерархия ценностей.

5. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека.

6. Особенности морального поведения и моральной оценки.

7. Моральные нормы отношения педагога к своему труду.

8. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога.

9. Этические аспекты педагогической деятельности в трудах советских деятелей образования (Крупская Н.К., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Макаренко А.С., Выготский Л. С. и др.).

10. Этические педагогические воззрения Зеньковского В.В., Ильина И.А., Бердяева Н.А.

11. Этические концепции в трудах педагогов-философов послевоенного времени.

12. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

13. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей профессиональной педагогической деятельности.

14. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.

15. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.

16. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.

17. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах взаимодействий в психолого-педагогической деятельности.

18. Долг и ответственность педагога при взаимодействии с субъектами педагогической деятельности.

19. Структура и содержание профессионально-этических кодексов педагога-психолога.

20. Этический кодекс педагога.

21. Этический кодекс психолога в системе образования.

22. Этические кодексы психологов различных стран мира

23. Этический кодекс Российского психологического общества


6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Аксиология как учение о ценностях.

2. Природа и сущность нравственных отношений.

3. Общественное и личное в морали.

4. Место и роль этико-аксиологического подхода в психолого-педагогической деятельности.

5. Типология ценностей в психолого-педагогической деятельности.

6. Этические категории - «идеал», «добро» и «зло», их сущность и содержание.

7. Мораль, обычаи и традиции.

8. Становление этических воззрений в древневосточных культурах.

9. Основы буддийской этики.

10. Этические концепции античности.

11. Гедонизм: этика удовольствия.

12. Этика самоотречения: милосердие, альтруизм.

13. Этика утилитаризма. Принцип пользы.

14. Любовь как основа нравственности в христианстве.

15. Этико-нормативная программа Мухаммеда.

16. Становление этических традиций помощи нуждающимся на Руси.

17. Особенности этических концепций в русской философии.

18. Становление и развитие ценностных оснований психолого-педагогической деятельности за рубежом.

19. Правовое регулирование в психолого-педагогической деятельности.

20. Специфика профессионально-этических систем в различных видах профессиональной деятельности, их взаимосвязь и взаимовлияние.

21. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений педагога-психолога и клиента.

 


 

6.3. Вопросы для подготовки к зачёту

1. Понятие и основные функции профессиональной этики.

2. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

3. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.

4. Частные принципы профессиональной этики.

5. Специфика и разновидности профессиональной этики.

6. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

7. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности.

8. Понятие о этике в психолого-педагогической деятельности её задачи.

9. Основные формы нравственно-педагогических требований.

10. Проблемы педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения.

11. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога.

12. Полифункциональный характер психолого-педагогической деятельности.

13. Проблема дистанции в современной педагогике.

14. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности.

15. Особенности этической регламентации поведения психолога.

16. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.

17. Этические нормы поведения психолога в профессиональных ситуациях.

18. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

19. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.

20. Личность психолога и ее гуманистическая направленность.

21. Требования к профессионально-значимым личностным качествам педагога.

22. Профессиограмма психолога в образовании и ее составляющие.

23. Составляющие культуры личности, процесс ее нравственного формирования.

24. Кросскультурная компетентность психолога образования.

25. Принцип конфиденциальности.

26. Принцип компетентности.

27. Принцип ответственности.

28. Принцип этической и юридической правомочности.

29. Принцип благополучия клиента.

30. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.


 

6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Содержание контрольной работы составляет следующие обязательные компоненты: титульный лист, теоретическая часть, практическое задание.

Контрольная работа по дисциплине «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности » состоит из следующих элементов:

• титульного листа;

• оглавления;

• трех выполненных заданий контрольной работы;

• списка использованной литературы.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

1) Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения по предложенной теме.

2) Второе задание предполагает написание психологического эссе по предложенной теме (не менее 5-10 стр).

3) Третье задание предполагает провести анализ этических проблем затронутых в книге Ирвина Ялома «Лжец на кушетке». М.: ЭКСМО, 2005 г. (схему анализа смотри ниже).

Задание 1. Провести теоретический анализ:

1. Профессия педагога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.

2. Этико-педагогические идеи в иррационалистической этике А. Шопенгауэра, в психоаналитических концепциях (З. Фрейд, Э. Фромм) и экзистенционализме.

3. Миссия педагогической деятельности, собственное счастье и счастье другого (Л. Н. Толстой, С. И. Гессен и др.).

4. Этические аспекты педагогической деятельности в трудах советских деятелей образования (Крупская Н.К., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Макаренко А.С., Выготский Л. С. и др.).

5. Этические педагогические воззрения Зеньковского В.В., Ильина И.А., Бердяева Н.А.).

Задание 2. Темы эссе:

1. Мое понимание ценностей психолого-педагогической деятельности.

2. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога.

3. Мое понимание профессионального долга педагога.

4. Вечные нравственные ценности и работа педагога.

5. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.