Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитвенная борьба II






Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее.

Эти слова Апостола показывают нам новую сторону молитвенной борьбы. Он говорит здесь о ходатайстве иной молитве, которая принимает форму борьбы. Те же мысли, только несколько другими словами, выражает он в Кол. 4, 12–13: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикий и Иераполе». Эта молитвенная борьба часто может быть понята неверно. Ее воспринимают, как молитвенный спор с Богом. При таком понимании допускают мысль, что Бог Свои дары удерживает как можно дольше, и нам нужно каким–то способом отвоевать их у Него. Таким образом, молитву считают средством преодоления сопротивления со стороны Бога и побуждения Его исполнить просьбы. И если молитва исполняется, то лишь потому, что молящийся боролся с Богом, досаждал Ему своими просьбами, убедил его в настоятельности нужды и не отпустил до тех пор, пока Бог, наконец, сдался. Не нужно даже хорошо знать Библию, чтобы убедиться, что такое понимание является языческим, а не христианским.

Бог благ. И дело не обстоит так, что нам нужно посредством настоятельных просьб и борьбы настроить Его на добродушный лад. «Бог дает просто и без упреков» (Иак. 1, 5). Он не только благ, но и всеведущ, и Он во всякое время знает, что нам более всего нужно. Нам нет необходимости ни посредством доказательств, ни посредством уговоров учить Его, что для нас является самым лучшим.

Учение о молитвенной борьбе как о споре человека с Богом основано на определенных местах Писания, и особенно на борьбе Иакова с Богом (Быт. 32, 22–32). Об Иакове сказано, что он боролся с Богом и не отпускал Его, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». И он действительно получил это благословение от Бога. Но в результате этой борьбы у него было повреждено бедро.

Из Нового Завета обычно приводится случай с ханаанской вдовой (Мф. 15, 21–28). Здесь рассказывается о женщине языческого происхождения, которая недалеко от Тира встретилась с Иисусом. Она просила Его исцелить ее дочь, которая была бесноватой. Но Иисус не отвечал ей. Тогда ученики стали просить за нее: «Отпусти ее, потому что кричит за нами». Но Иисус сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Однако женщина, которая находилась в великой нужде, не сдавалась. Она пала к ногам Его и сказала: «Господи! помоги мне». Но Иисус все еще не уступал. Он даже сказал суровые слова: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Женщина же не прекращала просить. Находчиво и в то же время с глубоким смирением она использует этот пример Иисуса и говорит: «Не нужно брать хлеб у детей и бросать псам; ведь псы довольствуются тем, что падает со стола их господ». И лишь теперь Иисус уступает и исполняет ее просьбу.

Нельзя отрицать, что эти оба примера, на первый взгляд, как бы подтверждают то мнение, о котором мы говорили выше, что молящийся должен преодолеть сопротивление со стороны Бога и принудить Его исполнить молитву. Но так как такое толкование этих случаев противоречит учению Библии о Боге и о сущности молитвы, мы должны попытаться найти такое объяснение, которое согласовалось бы как с благостью Божией, так и с сущностью молитвы.

Почему Иисус не отвечал, когда женщина так настоятельно просила Его о помощи? Было ли это потому, что Его не заботила ее нужда? Нет и еще раз нет! Когда ученики попросили за нее, почему Он тогда указал на то, что Он послан только к избранному народу? Ведь уже раньше Он делал исключения из этого правила (к примеру, Мф. 8, 5).

Каждому, кто знаком с Иисусом, ясно, что это произошло не из–за нежелания Иисуса помочь ей. И если все–таки Он так необычно повел Себя здесь, то это потому, что у него были особые намерения. Каждый, у кого есть некоторый опыт в молитвенной жизни, знает, что это не единственный случай, но нечто такое, что время от времени повторяется в жизни верующих.

Иисус молчит.

Мы взываем снова, все громче, все настойчивее. Никакого ответа. И лишь когда проходит некоторое время, Он начинает говорить. Но это строгое и резкое слово, которое пронизывает нас, слово, подобное тому, что Он сказал ханаанской вдове, или тому, что он сказал Своей Матери на браке в Кане Галилейской: «Что Мне и тебе, Жено?» А царедворцу в Капернауме Он сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоан. 4, 48). Почему Иисус говорит такие резкие слова? Ведь сказано, что Он дает «просто и без упреков» (Иак. 1: 5). Да, Он дает просто и без упреков. Слова, которые Он говорит, резкие, но Он говорит их не для того, чтобы сделать нам больно. Это странное и часто непонятное для нас поведение продиктовано Его любовью, которая так велика, что Он нам хочет дать не только то, о чем мы просим, но гораздо больше. Как говорит Лютер: «Мы просим серебра, а Бог часто вместо этого дает нам золото».

Всякий раз, когда Иисус видит возможность дать нам больше, чем мы просим, Он делает это. Но в этом случае Он вынужден поступать с нами таким непонятным для нас образом.

Он не отвечает на наши просьбы. Значит ли это, что Он не" хочет услышать нас? Нет, Он всегда слышит нас; но если бы Он всегда давал нам то, о чем мы в данный момент просим, то дело не дошло бы до того, чтобы дать нам то, что Он приготовил нам. Типичный пример этому мы находим в Иоан.11. Лазарь был болен, и его сестры тотчас же послали к Иисусу вестника сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен»». Они заранее радовались тому, что Иисус поспешит прийти к ним, чтобы исцелить их больного брата. Но Иисус не приходил. Лазарю становилось все хуже и хуже, и, наконец, он умер. Это было ужасное время для обеих сестер. Почему Иисус не пришел? Ведь Он с жалостью относился ко всем, кто просил Его о помощи. Почему же Он не пришел к ним? Разве Он уже перестал заботиться о них? Разве Он не понимает, что это значило бы для них, если бы Лазарь выздоровел? А теперь да, теперь уже поздно! Брат не только умер, но и погребен и даже начал разлагаться.

Они не могли понять этого.

Им трудно было представить себе, что Иисус мог так поступить.

Почему Он допустил это? Он сразу же имел намерение помочь им. Но Его намерение заключалось в том, чтобы дать им больше того, о чем они просили Его. Поэтому Он ждал, пока Лазарь умер и был погребен. Он хотел воскресить его из мертвых.

Почему Он хотел сделать это? Во–первых, потому, что Он хотел посредством этого чуда больше показать им Свою мощь, или, как Он назвал это, «славу Божию» (ст.40). Тем самым они получили не только то, о чем просили — восстановление здоровья их брата, но в то же время укрепилась и углубилась их вера и их доверие Иисусу.

Во–вторых, благодаря этому они пришли к глубокому смирению. Он смог показать им, какими нетерпеливыми и упрямыми они были. Сколько раз в эти дни и ночи они упрекали Его — в мыслях или словах! И когда уже Иисус пришел к ним, обе сестры упрекают Его: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (ст. 21 и 32).

Вполне вероятно, что близкое знакомство Иисуса с этой семьей возбудило в них более или менее сознательное чувство, что они находятся в особых отношениях с Ним. Иисус показал им, что Он очень ценит их веру и любовь к нему. Но в эти нелегкие дни ожидания проявилось то, что их вера и их любовь были основаны на шатком фундаменте. Они глубоко смирились. Но именно поэтому исполнение их молитвы и чудо воскресения так много значили для них.

Нечто подобное имел в виду Иисус и в случае с ханаанской вдовой, когда Он медлил с исполнением ее просьбы, сначала посредством мучительного для нее молчания, а затем посредством Своих строгих слов. Он хотел дать ей больше, чем исцеление ее дочери. Он стучал в ее сердце посредством болезненных, но продиктованных любовью слов. И Он достиг того, что она открыла Ему свое сердце.

Она не обиделась ни на Его молчание, ни на Его слова, но и то, и другое лишь убедили ее в ее действительном состоянии. И она заняла то положение, в котором Иисус хотел ее видеть. Она бросилась к Его ногам и отдалась Его милосердию посредством простых, но полных мольбы слов: «Господи! помоги мне». И там, у ног Иисуса, она смиренно выслушивает резкие слова о псах. Здесь мы видим действительно сокрушенную душу, которая «смирилась под крепкую руку Божию». И когда Иисус исцелил ее дочь, она на только была освобождена от своей временной нужды, но, сверх того, также и от своей своенравной, требовательной сущности. Как смиренная грешница, она полностью доверилась Божественному милосердию.

Так же нужно понимать и «борьбу» Иакова с Богом. Мы должны сознавать, что это Бог искал встретиться с Иаковом и в человеческом образе боролся с ним. Иаков страшится встречи с Исавом, но Бог хочет показать ему, что ему угрожает гораздо большая опасность: Сам Бог против него. Таким образом, это своего рода отчет Богу, к которому Иаков был призван в эту ночь. Бог хотел благословить Иакова. Он определил его быть родоначальником избранного народа. Но это благословение вследствие грехов Иакова против Бога, против Исава и против его престарелого отца было парализовано. И теперь Бог хочет говорить с Иаковом об этих грехах. Эта расплата, видимо, происходила в душе Иакова, внешне выражаясь в борьбе с Богом.

Иаков, вероятно, думал, как и все мы, что Бог неохотно дает Свои дары и потому необходима борьба. Он употребляет характерное выражение: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Однако, Божие благословение было готово для Иакова в тот же момент, как только он развязался со своими грехами. И с ним дело обстояло точно так, как и с остальными, о которых мы говорили: он получил больше, чем просил. Он просил о благословении и помощи для себя и своей семьи в предстоящей ему нелегкой встрече с Исавом, которая могла кончиться тем, что Исав уничтожит и Иакова, и весь его род. Бог имел в виду не только его примирение с Исавом, но Он дал пережить Иакову такую встречу с Самим Собой, которую Иаков никогда не должен забыть. Это событие оказало сильное влияние на весь народ Израильский. В память о том, что в ту ночь было повреждено бедро Иакова, они никогда не ели жилы на составе бедра животных.

Бог даровал ему глубокое смирение на всю его жизнь. Оно сделало его маленьким в своих глазах и полностью зависимым от Бога. Его слабость была для него лучшей защитой от врагов, которых он нажил себе своим необузданным и хитрым характером.

Закончив это исследование, мы возвращаемся к той борьбе, в которой, согласно призыва Апостола, нам необходимо подвизаться в наших ходатайственных просьбах. После всего сказанного нам должно быть ясно, что суть нашей борьбы заключается не в принуждении Бога дать нам то, чего Ему не хочется давать нам. Наша борьба очень похожа на только что описанную, с той единственной разницей, что в этой борьбе молитва касалась нас самих, а то, о чем говорит Апостол, касается ходатайства за других. Так что, если просьба о других связана с борьбой, то она имеет то же самое основание, о котором мы только что говорили. В отношении Бога к нашим ходатайственным просьбам есть нечто для нас трудное и непонятное, что и вызывает борьбу. Но это не борьба с Богом, а борьба с самими собою. Есть нечто в нас самих, что препятствует нашим ходатайствам за других. На эти препятствия указывает Дух молитвы, и начинается борьба. Мне хочется назвать два препятствия.

Прежде всего это наше себялюбие.

Основной причиной препятствий в наших ходатайствах является то, что мы настолько заняты собой, что Духу Святому не удается пробудить в нашем сердце сочувствие к другим. Тем самым ходатайство заторможено, если вообще не прервано. Но Дух Святой обличает нас в этом грехе. И как только я исповедаю Ему свое себялюбие и черствость по отношению к другим, я освобождаюсь от этого. Дух Святой наполняет мое сердце святой озабоченностью и напоминает мне обо всем том, в чем нуждается моя ходатайственная молитва.

Однако пребывание в таком состоянии снова требует борьбы.

Иисус говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; Дух бодр, плоть же немощна». Без святого бодрствования мы скоро утратим чувство заботы о других. Бодрствующий молитвенник знает самого себя, и поэтому крепко держится за Того, Кто ежедневно наполняет наше сердце любящей заботой о других.

Второй причиной я назову нашу предрасположенность к удобству. Иисус очень ясно видел эту опасность. В Лк. 18, 1–8 Он говорит об этом. Этот отрывок начинается так: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (в нем. переводе: не уставать)». Мне вспоминается при этом Его горький упрек Апостолам в Гефсимании: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» В эту ночь Апостолов одолела усталость. Нас также часто одолевает усталость. Мы начинаем что–то просить для себя или для других. Все идет хорошо до того момента, как о себе заявляет чувство дискомфорта. Мы начинаем уставать, и молитва постепенно все более слабеет. О, сколько таких моментов, смиряющих нас, осталось позади!

Поэтому Иисус призывает нас бодрствовать в молитве. В этом смысле говорит и Апостол о молитвенной борьбе Епафраса за верующих в Колоссах. Когда мы решаем молиться за тех, чьи нужды и потребности ежедневно побуждают нас к ходатайственным молитвам, тогда не обходится без борьбы и трудностей.

Большинство трудностей связано с продолжительной молитвой, которая длится до получения ответа. Если мы боремся в молитве за какого–то человека или за какое–то дело, то это прежде всего означает, что мы с этим человеком или этим делом живем, сопереживаем и страдаем. Значительная борьба бывает уже тогда, когда нас не связывают родственные или дружеские отношения. Вести молитвенную борьбу — это значит преодолевать все препятствия, которые мешают нашей молитве. Нам необходимо бодрствовать и эту нужду также излагать перед Духом молитвы, Который вникает во все наши проблемы.

Это должно быть нашим утешением и нашим ободрением: Дух Святой Сам хочет различные нужды класть в наше сердце и поддерживать наше внимание, если только мы открыто исповедуем перед Ним нашу молитвенную усталость. Обрати внимание на внутреннюю связь между молитвенным трудом и молитвенной борьбой.

Дух Святой никого из нас не сможет побудить приступить к молитвенному труду, который мы описали, если мы не готовы взять на себя также и молитвенную борьбу. Здесь кроется причина того, что Бог находит так мало людей, которые совершают молитвенный труд. Об этом мы будем подробнее говорить в главе о школе молитвы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.