Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдром стресса






Симптомы профессионально обусловленных синдромов стресса включают:

1. особенности и условия профессиональной деятельности конкретного типа

2. причины стресса,

3. переживания стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний

4. негативные последствия стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций

 

 

Уровни синдромов стресса профессиональной деятельности:

1-й уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся на качестве жизни и душевном комфорте;

2-ой уровень - описание синдромов профессионального стресса — симптомов переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний (например, состояния сниженной работоспособности, монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление).

Стрессовые симптомы могут обнаруживаются во всех сферах психики:

- в эмоциональной— чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации;

- в когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной;

- в мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса;

в поведенческой— изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении.

3-ий уровень – описание симптомов устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в в идее устойчивых изменгений структуры и содержания профессиональной деятельности, а такуже личности субъекта, негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, развитии личности.

Тенденции развития профессиональных деструкций:

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- несформированность профессиональной деятельности;

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания, как следствие – нереалистичные цели, ложный смысл труда, проф. конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым усовиям труда,

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (мотивация – отсутствие целостного профессионального сознания),

- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

- искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление стойких деформаций личности (эмоционального истощения и выгорания, ущербной профессиональной позиции);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний и потери трудоспособности.

 

Разновидности профессионального стресса:

Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а также при высокой степени ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Причины:

) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и " пусковым моментом", начальным этапом развития стресса. К ним относятся:

- семантические, или смысловые (высокая субъективная сложность задачи, высокая ответственность задания, опасность ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации, непредсказуемость развития ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности, противоречивость информации и т.п.);

- операциональные (дефицит информации, избыточность информации, большой объем информации, низкая вероятность поступления значимой информации, нарушения ритма поступления информации и т.п.);

- временные (дефицит времени, большая длительность воздействия рабочей нагрузки, аритмичность предъявления информации, высокий темп предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

- организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечение внимания, пропуск сигнала, объективная сложность задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

- технические (отказ системы, блокировка сигнала, маскировка, искажение сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточный привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.);

2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу)! преодоления (купирования):

- морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т.п.);

- профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.);

- физиологические (снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний, неблагоприятные функциональные состояния — укачивание, утомление, десинхроноз и т.д., неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.);

— психологические (низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности, недостатки в развитии профессионально важных психических качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.);

3) сопутствующие (средовые), которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния:

- в организации труда (нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда, недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

- в средствах труда (недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

- в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления, неблагоприятный психологический климат в коллективе, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

 

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Синдром эмоционального выгорания – проявление эмоционального стресса

Одна треть трудящихся в странах Европейского союза испытывает стресс, связанный с работой (ВОЗ). Стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3–4% валового национального дохода.

Синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

«синдром психического выгорания»,

«информационный невроз»,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.