Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути развития русской кантаты






Пути развития русской кантаты

2. Глазунов Коронационная кантата

3. Римский-Корсаков " Свитезянка"

4. Римск-К. " Песнь о вещем Олеге"

5. Р-К. Прелюдия-кантата " Из Гомера "

6. Танеев " Иоанн Дамаскин"

7. Танеев " По прочтении псалма"

8. Рахманинов " Весна"

9. Рахманинов " Колокола"

10. Рахманинов " Три русские песни"

Прокофьев " Семеро их".

12. Прокофьев 1 концерт, 1 симфония

Мясковский 5 симфония

Пути развития русской оперы в 30е годы.

15. " Катерина Измайлова"

Quot; В бурю" Хренников

17. " Семён Котко" Прокофьев

18. Дзержинский Тихий Дон

19. Камерно-вокальная музыка 30х гг

20. Глиэр балет «Красный мак»

21. Асафьев балет Бахчисарайский фонтан

22. Асафьев Пламя Парижа

23. Прокофьев Ромео и Джульетта

 

 

Пути развития русской кантаты

После 17г кантата становится ведущим социальным жанром. До этого была симфония.

Жанр кантаты появился на рубеже 17 и 18вв в России и связан с деятельностью композиторов-иностранцев – Чимароза, Троетто, Галуппи. Ристори в 1730 – коронационная кантата для Анна Иоановны. Всего у него 16 кантат. Жанр носил исключительно торжественно-официальный характер, панагирический. Вытекает из канта, в какой то мере из духовного концерта – славлений, многолетий, акафистов партесные концерты (акапелла, но эмоц.настрой – восхваляющий, торжественный. Были небольшими, одночастными, утилитарными, заказными.

Первый руский комп-ор Скоков – кантаты в честь Павла Петровича, Марии Федоровны, на 15летие Академии художеств, на победу при Очакове.

В 18в главенстоввала опера, появившаяся в связи с приездом в Москву итальянской труппы, также была частью придворного быта. Бортнянский, Пашкевич (Несчастье от кареты), Соколовский (Мельник – колдун, обманщик и сват). У Бортнянского 7 кантат.

Перелом в 1811 – оратория Дягтерева «Минин и Пожарский». Это новаторское пр-ие, которое сыграло большую роль в продвижении жанра. Черты оперности, солирующие персонажи, лиричность. Наличие арий, дуэтов, динамичное развитие действия. Но в целом прославляющий хар-р.

Даргомыжский «Торжество Вакха» на Пушкина. Вводит жанрово-бытовой момент в кантату. В конце 19в постепенно кантата расширяет образно-содержательную сферу, появление элементов жанровой, социальной тематики.

Кантаты писали все – Лядов, Глинка и др. Все заказные. В качестве вфпускного сочинения всегда предлагалась кантата – Чайковский «К радости» (Шиллер в пер.Аксакова). Выделяется кантата «Москва» Чайковского – конец 60х гг 19в. Написана в честь коронации Александра 3, но есть черты лирики (Ариозо Воина – коданс похож на Романс Полины, потом Танеев использует в Орестее в Ариозо Клименестры).

Балакирев «На открытие памятника Глинке» - фольклорная основа.

Следующей вехой явл. кантаты Глазунова: «К юбилею Пушкина» (Торжественная) 99г, «К открытию павловского института», «Коронационная кантата» 96г. Особый интерес – Коронационная (Николай 2). Интересна в плане творческого процесса Глазунова. Написал моментально. Музыка звучала в голове. (Рахманинов, Глазунов, Шостакович – фантастическая музыкальная память). Глазунов сначала написал 1 часть, потом забросил, потом все 6 начисто, без черновиков. Россия радуется коронации – Север, Восток, Запад, Юг (идея от учителя – Р.-К., от Бородина – дуэт Восток-Запад). Превносится эпическая лирика.

Следующий этап – Р.-К. с появлением лирической кантаты «Свитезянка» (по драме Мицкевича) по названию реки в Польше. 1897г. Она дает образец лирико-драматической кантаты. Это его первая кантата.

Затем – «Песнь о вещем Олеге» 99г, «Из Гомера» 1901г – прелюдия-кантата.

Следующий этап – Танеев «Памятник» - на памятник Пушкина в Мск, «Иоанн Дамаскин» (А.Толстой), и философская «По прочтении псалма» (по Хомякову).

Затем Рахманинов «Весна» 02г - лирическая, «Колокола» 13г (Э.По) – философская кантата, вершина русской кантаты, «Три русские песни» - новый жанр – трагическая фольклорная кантата.

Затем Стравинский «Звездоликий» (Бальмонд), Прокофьев «Семеро их» (Бальмонд).

В предоктябрьское десятилетие – упадок оперы, кантата была демократичнее и проще.

 

3. Римский-Корсаков «Свитезянка» 1897

Первая лирико-драматическая кантата (баллада) по рассказу Мицкевича перевод Мея. Русалка плаваящая по волнам реки Свитезь, заманивает молодого человека.

= Дворжак Русалка

=1 опера Чайк. Ундина. Образ Лорелеи

=Русалка у листа, у Шостаковича Дева

В музыке Свитезянки содержатся черты нового стиля композитора: поэтический лиризм, стремление к распевной мелодике, ариозно-речитативный тип партий солистов, в особенности Русалки.

Жанровая природа кантат РК двух типов – лирическая и лирико-эпическая. Все три кантаты написаны на сюжеты, в разной мере связанные с фантастикой, мифом, легендой, романтизированным поэтическим вымыслом. Концепция двоемирия.

Точная картинная звукозапись оркестровой партии, рисующей состояния природы, напевность и интонационная выразительность вокального пласта – Свитезянка лирическая кантата. Но есть и драматический элемент в партии Русалки. Здесь впервые появляются яркие черты драматизма (Царская невеста).

Одночастная кантата. Тема воды- Свитези пронизывает всю кантату. Сначала она текущая, спокойная, затем бурлящая. Тема воды вообще очень важна для РК (садко, шахерезада). Тесно связана с оперным жанром – и ариозо и дуэт.

Мелодия темы свитези двухтактна. Равномерно восходящий и спадающий рисунок ассоциируется с представлением о невысокой, короткой волне поначалу спокойного озера. С этой темой связана не только сфера природы, но также и многие «сценические» ситуции и действия героев на ее фоне. При чем фон реагирует на действия.

В кантатах РК все более возрастает роль оркестра. Кантаты занимают довольно скромное место в тв-ве комп-ра. Все три явились промежуточным, необходимым этапом для появления его оперных шедевров.

 

 

4. Римский-Корсаков " Песнь о вещем Олеге"

Стихотворение Пушкина былинно-эпического склада. Сюжет значительно развитый и детализированный поэтом, связан с народными преданиями, записанными в «Повести временных лет» под 912 и в Новгородской первой летописи под 922 гг. кантата написана к 100летию со дня рождения поэта. Содержание протекает в русле неспешного, эпического повествования, с элементом фантастики. РК привлекала возможность обратиться к миру славянства языческого периода, обрядовости.

Одночастная кантата по Пушкину. У Пушкина достаточно четко по летописям. Но гениально описано. При встрече кудесник предсказывает Олегу гибель от коня, убивает своего коня, хочет увидеть кости, из черепа выползает змея и кусает Олега. В кантате Пушкин главенствует, музыку можно рассматривать как иллюстрацию гениального текста. Главенствует мужской хор. Диалоги даются в оперной форме, огромная роль оркестра. Огромный симфонизм: тема Олега, одновременно дружины – маршеобразная, из нее вытекает тема коня, очень интересная обвивающая тема змеи. Олег характеризуется рядом тем и составляющих их элементов, экспонирующихся в оркестровом вступлении и затем в начальном хоровом эпизоде. Конь занимает одно из главных мест в драматургии кантаты. Маршевость – объединяемый ее тематизм имеет не столь инструментальный сколько вокально-массовый хоровой характер. Так первая тема воспринимается как запев группы низких голосов затем подхваченый всем хором. Еще одним тематическим образованием становится двухтакт в котором сохраняется маршевость и пунктирный ритм предыдущей темы. Далее в среднем голосе появляется тема коня как разбег. В соединении с ней тема Олега. Одновременное изложение тем – связь князя-воина с товарищем и зависимость судьбы Олега от коня. Кудесник не получает своей темы. В ситуации важен не он, а предсказание. Возникает драматургический узел – предсказание-князь-конь-змея. При появлении кудесника снова в хоре вновь трансформированная двухтактна тема Олега но теперь мрачно и угрожающе. Этот новый вариант становится далее темой предсказания. Ей сопутствуют темы змеи (проходит в увеличении и с более широкой интерваликой чем в эпизоде гибели Олега) и движение шестнадцатыми характеризуется интонационно сближается с темой змеи и получает извилистый рисунок «Как черная лента вкруг ног обвилась».

В Песни о вещем Олеге система лейтмотивов более развита нежели в других кантатах. Они несут драматургическую нагрузку и подвергаются трансформации.

 

5. Р-К. Прелюдия-кантата " Из Гомера"

Речь об Одиссее который носится по океану его застает буря, богиня Левкотея спасает его, успокаивает море, хор Дриад. Эпическая кантата. 2 части. Здесь использована музыка начавшейся оперы Навзикая – тема Пасейдона, тема Одиссея, хор Дриад. Кантата типична для РК – море, оперность, красочность, оркестр.

Кантата – пример влечения РК к образам античности.

Состоит из оркестровой прелюдии, рисующей бурное море и носящегося по нему Одиссея, и во торой части (собственно кантаты) написанной для женского хора, трех солисток (сопрано, меццо и контральто) и оркестра – мягкой и светлой по колориту лирической картины восхода солнца над успокоившимся морем. По своим признакам это контрастная симфонико-вокальная живописная картина различных состояний природы. Известно насколько часто РК обращался к морской теме. В первой части картина бушуещего моря, накаты волн. Во второй части иная картина (форма сочинения – слитная двухчастная) – над успокоившейся после двухдневной бури равнины моря разливается свет утренней зари и дриады своим пение приветствуют «розовоперстую Эос». Если кантате как жанру вообще свойственны замедленное течение действия и определенная неразвитость персонажей, то здесь особенно устойчива, несменяемая музыкальная образность картин, передающих контрастные состояния природы. Тема богини Левкотеи, покрывшей Одиссея своим покрывалом и спасшей от гибели, лишь на время смягчает мрачный, взволнованный колорит пейзажно-симфонической картины.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.