Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация гос управления в Древнем Египте. Тжати.






Древнеегипетское гос-во было централизованным. Объединение Египта в конце 4 тыс до н.э под началом единого царя ускорило создание централизованного бюрократического аппарата.

Верховный властитель – фараон – имел особую единоличную власть (экономическую, полит, верховную жреческую и т.д), обожествлялся. Также являлся главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд – мог наделять знать землей. Власть сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости – маат.

Функции аппарата управления:

- социальная – функция поддержания минимального материального уровня населения, страхование от засух, наводнения и т.д

- военная – защита от врагов

- финансовая – сбор налогов

- идеологическая – призвана внушать уважение, авторитет носителю гос власти

 

Три главные отрасли управления:

- военное

- налоговое - Дом царских сокровищ

- ведомство общественных работ

 

Управленческий аппарат был слабо дифференцирован. Разделение должностей происходило по функциям, а не по отраслям. Почти все чиновники были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

Особая роль в управлении принадлежала царскому двору.

Тжати:

· первый помощник фараона,

· глава гос аппарата (самый образованный из всех сановников.)

· начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона

Функции:

· осуществляет контроль над всем управлением в стране – в центре и на местах

· распоряжается земельным фондом

· руководит Главной судебной палатой

· рассматривает жалобы, поступающие к фараону

· ежедневно докладывает фараону о наиболее важных событиях в гос-ве

· следит за выполнением полученных от фараона указаний

НО: ему не доверялось руководство военным ведомством. Главы других ведомств находились под его непосредственным контролем. + он контролировал систему распределения рабочей силы в хозяйстве.

Должность Тжати обычно исполнял один из близких родственников фараона. Власть тжати наследственная.

«Послушные к призыву» - те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь послушных к призыву и состоять в группе послушных к призыву своего господина.

В системе управления особую роль играла группа «больших послушных призыву царя» (бппц) - придворных, крупных вельмож, гос деятелей, телохранителей царя. Они возглавляли высшие ведомства в гос-ве.

Особую группу бппц составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших фараонов. Их деят-ть возглавлялась особыми начальниками.

 

Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития и в центре, и на местах была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в спец школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, 2 раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и проч.

 

Страна была разделена на 2 больших округа – Северный и Южный, во главе которых стояли наместники фараона из числа его родственников.

 

АРМИЯ – создавалась из ополченцев по всей стране. В мирное время занимались своим хоз-вом. Во главе военных отрядов был либо сам фараон, либо его сановник. Кадрового офицерства не было. Границы Египта защищались оборонительными крепостями.

 

 


 

3. Основные черты правовой культуры древнего Египта: понятие маат, источники права, организация правосудия.

 

Право Древнего Египта поступательно развивалось нескольких тысячелетий. НО:

до сих пор не обнаружено ни одного свода действовавших в этой стране правовых норм.

Богиня Маат и понятие «маат»

правопорядок в обществе считался неотъемлемой частью порядка во вселенной. Соблюдение законов считалось одним из признаков нормального состояния общества.

Вселенский порядок мыслился творением божественного духа разумности и справедливости. Его персональным воплощением египтяне признавали богиню Маат, которая выступала в облике красивой женщины с пером страуса на голове. Маат – богиня справедливости, дочь Ра, жена Тота (лунный бог); Поскольку фараон представлялся сыном Ра, то следовательно он являлся родным братом Маат. Заботу о ней официальная религиозно-политическая мифология объявляла одной из главных обязанностей фараона.

«Маат — это понятие идеала права (добродетели и справедливости), основанное на фундаментальном различии между добром и злом, противопоставляемое хаосу.»

Идея справедливости обожествлялась.

С образом Маат была связана идея последнего суда - она вершила суд души – взвешивала сердце умершего человека. Мерило - ее перо. Если сердце оказывалось тяжелее ее пера, то это указывало на его отягощенность грехами.

Лежавший в основе вселенского порядка божественный дух разумности и справедливости имел и понятийное воплощение

Маат - это истина, справедливость и порядок; некое качество любой жизни во вселенной. Официальная религиозно-политическая идеология исходила из того, что маат должны соответствовать: действия гос-ва, законы, судьи.

Источники права:

Закон - установленные фараоном «нормативные правила, применявшиеся к совокупности территорий» во время правления XIII династии были зафиксированы: 1) «закон, касающийся тех, кто дезертирует», 2) «закон, касающийся того, кто умышленно дезертирует на шесть месяцев (или более)», 3) «закон, касающийся умышленного оставления работ», 4) «закон, касающийся того, кто убегает, не выполнив порученного ему», 5) «закон, касающийся того, кто совершает побег из тюрьмы. Помимо законов древнеегипетские монархи издавали акты, имевшие форму инструкций, наказов, наставлений.

Обычай как и закон, по египетским представлениям, должен был также соответствовать маат.

судебное решение в зале судебного заседания всегда находились законы и свитки с записями судебных тяжб. Это предположить существование в древнеегипетских судах практики вынесения решений на основании не только законов, но и вынесенных по аналогичному делу предыдущих судейских вердиктов.

Договор – встречался очень редко, т.к для основной массы договоров было вполне достаточно устной формы. Многие же соглашения, которые из-за повышенной значимости для сторон их предмета, предполагали фиксацию их условий в письменном виде, опирались на местные обычаи, придававшие необходимую юридическую силу той или иной договоренности между частными лицами без какой-либо ее записи. Тем не менее, договор входил в число основных источников права в Древнем Египте. В начале этого документа указывается время совершения сделки, Затем описываются предложения сторон.

Роль договора в регулировании общественных отношений заметно возросла в Египте в условиях фактической политической раздробленности, существовавшей в VIII и в первой половине VII века до н. э. Однако самые благоприятные условия для развития договорного правового способа регулирования общественных отношений сложились в этой стране в эпоху правления династии Птолемеев — в обстановке существовавшего здесь в то время полиэтнического общества и плюралистического правопорядка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.