Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин






В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку очищает душу для принятия Христа, и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11: 29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского и 7-е правило Тимофея Александрийского).

Если женщина кровоточива и долго не имела перерыва в кровотечении и желает причаститься, ее следует исповедовать и причастить. (Хотя этот вопрос должен подвергнуться особо тщательному обсуждению Архиерейского Собора [тех, кто имеет власть важных церковных решений]).

Восьмое и девятое правила Святых Апостол якобы обязывают причащаться всех, присутствующих на литургии. Если бы это было так — не было бы нужды в двух правилах, достаточно было бы одного. Но здесь — разделение! 8-е говорит о клириках (епископах, пресвитерах, диаконах и т.д.), а 9-е — о всех верных (о мирянах). Клирики обязаны причащаться. С какой целью? Чтобы миряне видели, что Таинство совершено правильно — и тот, кто приготовился, мог без смущения причаститься Святых Таин. Эта мера была необходима потому, что еще не было канонического чина Литургии, евхаристические молитвы произносились экспромтом, произносил их поэтому один священнослужитель, а остальные контролировали правильность — православность! — произносимой молитвы. И удостоверяли эту православность собственным причащением. Причем — это единственное правило, обязывающее причащаться или дать объяснение, почему не причащаешься.

9-е правило обязывает «верных» (то есть мирян) пребывать на молитве и святом причащении до конца. Пребывать, то есть присутствовать с молитвой и в момент Пресуществления, и в то время, когда клирики и приготовившиеся миряне причащаются. Мирянин может не причащаться, не объясняя причины.

И еще об одном каноническом правиле — 2-м Антиохийского Собора. Его очень часто цитируют с целью доказать, что в древности все присутствующие на Литургии обязательно причащались. Опять-таки из правила извлекается то, чего в нем нет. Этим правилом отлучаются от Церкви (до покаяния, исповеди и плодов покаяния) люди, «не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии». Позвольте! — если я, не подготовившись к Причащению, не подхожу к Чаше, неужели это значит, что я «отвращаюсь» от нее? Никоим образом! Я благоговею пред Святыми Дарами! То есть, здесь речь не о тех, кто сегодня не причащается, а о тех, кто «уклоняется» и «отвращается» и от молитвы, и от Причащения.

Мы здесь на самом деле видим начало раскола, сомнения — можно ли здесь молиться и причащаться. И правило пресекает раскол (или отсекает раскольников) в самом начале и самым решительным образом, в чем можно убедиться, прочитав правило целиком.

Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7: 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6: 53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. В другом месте он же говорит несколько иначе: «Вы прописали… что любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского… Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу… Я, кажется, уже писал Вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты перед Пасхой и Рождеством по два раза. И больше не ищите».[2] Характерно, что именно письмо, содержащее эти слова, включил в свой сборник «Настольная книга для монашествующих и мирян» старец нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он же предпослал письму слова: «За три недели до кончины».[3]

Объединяют эти два высказывания святителя Феофана такие слова: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно».[4]

 

2 января 2014 года

 

[1] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3-5.

[2] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[3] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Настольная книга для монашествующих и мирян»; Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998, с. 341-342.

[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.