Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения ОРВ






1 этап. Первым шагом ОРВ является определение проблемы, на решение которой направлено регулирующее воздействие государства. Проблемы могут быть поделены на:

· «провалы рынка», то есть ситуации, когда рынок оказывается неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы, в том числе асимметрия информации, внешние эффекты (экстерналии), монополия и неспособность производить общественные блага;

· «провалы государства », то есть ситуации, при которых государство оказывается неспособным решить ту или иную проблему, или своими действиями наносит вред обществу. Государственное вмешательство в решение этих проблем может быть оправдано лишь, если проблемы существенны и не могут быть преодолены рынком самостоятельно, а государство своим вмешательством способствует появлению чистого общественного выигрыша по сравнению с ситуацией отсутствия регулирующего воздействия. Если же проблема влечет за собой малые потери, возможно, государственное регулирование окажется нецелесообразным.

Для определения целесообразности регулирующего воздействия, необходимо сравнить последствия от государственного вмешательства, которое может повлечь за собой ещё большие проблемы, и последствия от невмешательства. Иными словами, государственное урегулирование проблемы оправдано только в тех ситуациях, когда она связана с большими рисками для общества или не может быть решена иначе.

2. этап. Определение целей регулирования

На втором шаге необходимо четко определить цели государственного вмешательства и, по возможности, разделить их на первичные и вторичные. Особенно важно учесть уже имеющееся в данной сфере регулирование и понять причины его неэффективного действия. Типичная ошибка на данном этапе - подмена целей регулирующего воздействия методами их достижения. Целью может являться повышение безопасности на дорогах и сокращение числа автомобильных аварий, но введение скоростных ограничений не является целью, а представляет собой одну из альтернатив решения данной проблемы, выработка которых осуществляется на следующем этапе.

3 этап. Определение возможных вариантов достижения цели

Для разработки наиболее эффективного решения проблемы необходимо рассмотреть все возможные варианты, или наиболее выполнимые из них. Все возможные альтернативы условно можно разделить на 4 группы:

1) саморегулирование (self-regulation) представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при отсутствии государственного вмешательства. Эта альтернатива должна рассматриваться первой в тех ситуациях, когда проблема не связана со значительными потерями и рисками для общества, а рынок оказывается в состоянии своими силами её разрешить;

2) квази-регулирование (quasi-regulation) предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он разрешал проблемы своими силами. данный способ применим, когда требуется срочное решение проблемы, то есть существует временное преимущество от использования гибких и менее формальных методов, но общество заинтересовано в небольшом государственном вмешательстве;

3) совместное регулирование (co-regulation) предполагает взаимодействие государства и бизнеса, при котором предпринимательский сектор самостоятельно разрабатывает и претворяет в жизнь меры по решению проблем, а государство обеспечивает законодательную основу его действиям;

4) государственное регулирование (explicit government regulation) представляет собой непосредственное государственное вмешательство в разрешение проблем. Государственное регулирование необходимо в первую очередь для разрешения значительных проблем, затрагивающих широкие слои населения, разрешение которых связано с большими рисками.

4) Анализ издержек и выгод

Четвертый этап ОРВ предполагает оценку всех возможных альтернатив с точки зрения затрат и выгод их осуществления по возможности в количественном и качественном выражении.

Конечной целью ОРВ является выбор наиболее подходящего способа решения поставленной проблемы, а также предоставление детального доказательства выбора в пользу данной альтернативы. Наиболее подходящей альтернативой является та, выгоды от применения которой превышают издержки её осуществления и обеспечивающая самый большой чистый общественный выигрыш по сравнению с другими альтернативами. Для качественной и количественной оценки применяются различные методы, среди которых оценка рисков (risk assessment), анализ затраты-эффективность (cost effectiveness analysis), однако наиболее часто применяется анализ «затраты — выгоды» (cost-benefit analysis).

5 этап. Консультации или анализ лучших практик по данной проблеме.В реальности пятый этап проведения ОРВ предполагает проведение консультаций с участием представителей заинтересованных групп по поводу выбранной альтернативы, т.к. важно определить стороны, которых затрагивает решение данной проблемы, а также их взгляды относительно введения необходимых мер. Целью является учет ОРВ всеми заинтересованными сторонами, что обеспечивает возможность активного участия людей в формировании политики посредством открытого обсуждения в печати и СМИ, публичных слушаний, путем создания консультативных органов и т. д. Возможна ссылка на лучшие практики в России и за рубежом.

6 этап. Определение рекомендуемого варианта из нескольких альтернатив.На данном этапе необходимо:

1) представить рекомендуемый способ разрешения существующей проблемы на основе всех полученных данных и аналитических выводов (представить все доказательства, говорящие в пользу данной альтернативы), а именно определить затраты и выгоды, чистый общественный выигрыш от её реализации и все возможные последствия;

2) аргументировать все возможные исходы: от самостоятельного урегулирования проблемы рыночными методами до полного государственного вмешательства;

3) подробно описать всех возможные последствия, связанные с принятием и реализацией данной альтернативы и сравнить их с последствиями остальных вариантов с учетом критических замечаний в адрес каждой альтернативы.

Реализация выбранного варианта (составление «дорожной карты»)

На последнем этапе ОРВ необходимо четко определить процесс реализации выбранной альтернативы, а также основать систему последующей оценки её эффективности. Следует решить некоторые административные вопросы:

1) кто именно (какой государственный орган или лицо) будет нести ответственность за реализацию выбранной Вами альтернативы;

2) какие средства для этого потребуется выделить;

3) как будет обеспечиваться соблюдение установленных требований и т. д. Это означает, что Вы должны убедительно аргументировать, что предлагаемые Вами процедуры и требования будут понятны всем заинтересованным сторонам, а предлагаемые требования и нормы не противоречат действующему законодательству.

Рассмотрим конкретный пример. Допустим, Вы рассматриваете проблему эффективности государственного регулирования рынка труда на примере Хабаровского края. Вам необходимо взять за основу уже принятую государственную программу и ознакомиться с ней. В данном случае тема Вашего курсового проекта будет касаться вопросов совершенствования механизмов и технологий государственного регулирования рынка труда с описанием опыта российских регионов и зарубежных стран.

Используя индикаторы программы, Вы анализируете произошедшие структурные сдвиги на рынке труда за определенный период, выявляете факторы их обеспечивающие или тормозящие выполнение программных положений, проводите анализ основных показателей состояния рынка труда в Хабаровском крае на данный момент времени. Информацию, необходимую для выполнения проекта, его обоснования можно найти на сайте Комитета по труду (ежегодные отчеты). Затем выявляете сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (существующие риски), и проводите SWOT-анализ и оценку регулирующего воздействия государства (далее ОРВ), разрабатываете предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда в крае (собственно сам проект и его оценка).

Более подробную информацию по ОРВ можно посмотреть на следующих адресах в Интернете:

  • Единый портал раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения https://regulation.gov.ru/
  • Новости Департамента оценки регулирующего воздействия в Facebook https://www.facebook.com/DepartamentOPB
  • Новости Департамента оценки регулирующего воздействия на сайте Минэкономразвития России https://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ria/main/
  • Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы

https://ar.gov.ru/ru/index.html


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(обязательное)

Титульный лист

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.