Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов и персоналий






А

Административная процедура – последовательность действий федерального органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.

Административная реформа ( в уз. см.) – это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы.

Административная реформа (в шир. см.) - реорганизация всей системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя.

Административно-государственное управление – это осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Административный регламент исполнения государственной функции – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации, не связанных с непосредственным обращением гражданина или организации.

Административный регламент предоставления государственной услуги – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, по предоставлению услуги.

Б

Бюрократизм – образ мысли и действия управляющего субъекта, присвоившего государственные функции и подчинившего их защите своих корпоративных интересов.

Бюрократия – это формализованная и структурированная организация государственного управления.

В

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Г

Государственная администрация – это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики; совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов.

Государственная гражданская служба (федеральная и субъектаРоссийской Федерации) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная должность – это первичный элемент организационной структуры государственного органа, обособленный и закрепленный в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации госслужащему.

Государственная кадровая политика – этостратегия, политический курс работы с кадрами на общегосударственном уровне; это выражающая волю народа государственная стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, всех трудовых ресурсов страны.

Государственная служба ( в широком смысле) –это любая профессиональная умственная деятельность в любых государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственное администрирование – это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

Государственное управление – это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества.

Государственное управление – это функция общества, осуществляемая специальной подсистемой (государственными органами) и направленная на обеспечение выживания и развития общества посредством организации, координации, взаимодействия всех социальных подсистем (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, наука и т.п.) как между собой, так и с внешней средой (другими обществами).

Государственно-управленческая деятельность – это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Государственный аппарат – часть системы органов государства, в которых осуществляется государственная служба.

Государственный менеджмент это современный этап государственного управления, характеризующийсяпартнерским (т.е. добровольным и взаимовыгодным) характером отношений между субъектом и объектом государственного управления.

Государственный орган – организационно и структурно обособленная часть государственного механизма, учрежденная в установленном порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти. Государственный орган включает в себя политическую верхушку, государственный аппарат и хозяйственно-вспомогательные подразделения.

Д

Должность – учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица аппарата, определяющая объем и содержание полномочий занимающего ее лица.

З

Задачи государственного управления – это установки, которые принимаются государственными органами на определенный период, отражают специфику текущего момента и часто подчеркивают актуальные (в данный момент!) аспекты функций государственного управления. Законы управления – это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, в том числе между управляющей социальной системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления.

К

Кадровая доктринасовременного государства состоит в том, что государство и человек - социальные партнеры в профессионально-трудовой и интеллектуальной самореализации личности.

Категории науки государственного управления - это понятия, слова, с помощью которых данная теория раскрывает свой предмет.

Конфликт - формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, поступков, идей, мнений.

Критерии эффективности государственного управления - признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления.

М

Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления.

Методы государственного управления – это приемы, средства, способы воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей.

Методы государственного управления информационные – воздействие государства на поведение объектов управления посредством интерпретации или дозирования передаваемой информации.

Методы государственного управления о рганизационные - это управление при помощи создания новых или совершенствования существующих организационных структур.

Методы государственного управления п олитические – это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия государства на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств.

Методы государственного управления э кономические – это воздействие государства на управляемые объекты через их материально-финансовые интересы.

Методы теории государственного управления – это приемы, способы получения новых знаний о системе государственного управления.

Министерства - национальные отраслевые органы государственного управления, основное звено системы органов центрального управления.

О

Объект государственного управления – общественная жизнедеятельность людей.

Объект государственной кадровой политики - то, на что направлена предметная практическая деятельность субъекта; это кадры или их отдельные категории и группы, кадровые процессы и отношения.

Объект теории государственного управления - связи, процессы и закономерности, возникающие в системе отношений государства (в лице государственных органов) и общества.

Органы государственного управления – субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.

П

Политика – это искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти.

Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров или Кабинета Министров.

Правовое обеспечение государственного управления - система законов и подзаконных актов (от Конституции до должностного регламента государственного служащего), учреждающих государственные органы, наделяющих их полномочиями, регламентирующих их деятельность.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Предмет теории государственного управления - управленческие связи, процессы и закономерности, возникающие в этой системе отношений; деятельность государства по организации, регулированию, координации деятельности общества, то есть управленческая деятельность государственных органов.

Принципы государственного управления – это нормы, правила, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

Противоправность – признак административного правонарушения, заключается в совершении деяния, нарушающего норму права. Гражданин, совершающий противоправное действие, нарушает свою конституционную обязанность, так как ст. 15 Конституции РФ предписывает всем гражданам соблюдать Конституцию и законы, из чего также следует, что выполнение этой обязанности обусловливает необходимость соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке.

Прохождение государственной службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений; включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.

Процессуальные административные отношения – вид административных правоотношений, выделяемые в зависимости от того, на основании каких норм они возникают.

Прямая связь – канал для передачи информации от субъекта управления к объекту.

Р

Регулирование - функция исполнительной власти, включает в себя установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание.
Руководители – категория должностей государственной гражданской службы, к которой относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководство - функция исполнительной власти, включает в себя определение общего направления поведения объектов, постановка целей.

С

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Социальное управление – это целеполагающее (сознательное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, предприятия и т.д.).

Социальный конфликт выражает осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребности, интереса и является следствием нарастания напряженности в обществе, в организации, в трудовом коллективе.

Стиль управления обозначает совокупность объединенных общей идеей специфических средств и приемов управления, типичных для того или иного субъекта управления.

Субъект государственного управления – государство в лице своих органов управления.

Субъектгосударственной кадровой политики - это носитель определенных законом полномочий, прав и ответственности в выработке и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов.

Сущность реформы государственного управления создание таких организационных, мотивационных экономических, нравственных условий, такой корпоративной культуры, которые объективно вынуждали бы чиновника служить с максимальной отдачей, честно и творчески.

Самоорганизация - способность нелинейных открытых систем (сред) к спонтанному переходу от хаотического, неупорядоченного состояния к упорядоченному (от хаоса к порядку).

Самоуправление – термин, применяемый для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.

Система – это организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Система (виды) государственной службы - 1) государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ); 2) военная служба – только федеральная; 3) правоохранительная служба – только федеральная.

Системообразующий фактор – для любой системы это её цель.

Служебный контракт – соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, в котором устанавливаются права и обязанности сторон.

Совместные акты – вид актов, выделяемый по процедуре их принятия, разрабатывается и принимается несколькими органами исполнительной власти.
Содержание административно-правового статуса - это отраслевая право- и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.

Состав административного правонарушения - установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. По особенности конструкции различают материальные и формальные виды составов. Включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект и субъективная сторона.

Социальное принуждение - это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.

Социальные системы – вид открытых систем, в которых элементами системы являются люди.

Специалисты – категория должностей государственной гражданской службы, к которой относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые.

Специальная жалоба – вид жалобы, подается субъектом, обладающим специальным статусом (военнослужащий, студент и т.п.) по поводу специальных правоотношений. Регулируется специальными нормативными актами (АПК РФ, УПК, КоАП РФ).

Специальный субъект административного правонарушения – лицо, указанное в норме КоАП РФ. Например, родители (несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей), водители транспортных средств (по новым нормам – и владельцы транспортных средств), должностные лица.

Способы защиты прав граждан разрешенные правом средства, которые гражданин может использовать для защиты своих охраняемых законом прав и интересов. Гражданин имеет право защищать свои права любыми, не запрещенными законами способами. Могут быть государственными(судебными и внесудебными (административными)) и негосударственными (самозащита).

Способы обеспечения законности – применяемые особыми государственными органами, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти, различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции.

Способы управления – способ воздействия субъекта управления на объект. Бывает А) командное, принудительное, Б) стимуляционное, добровольное, В) программное (заложена программа).

Стабильность - свойство системы, означающее её неизменность, способность сохранять свои качества.

Структура административного процесса – это совокупность (система) производств. Этот подход соответствует широкому пониманию процесса.

Структура органов - это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы) взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений; предопределяется тем, какие задачи и функции возлагаются на него, для каких целей он создан. Типы структур: линейный тип структуры (один субъект ведает всеми функциями управления, у одного объекта один субъект); функциональный тип структуры (функции органа управления делятся между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность); отраслевой или производственно-отраслевой тип структуры (в рамках органа, руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или группами объектов).

Структурные подразделения организаций вид коллективных субъектов административного права. В ГК РФ - не самостоятельные юридические лица. В теории административного права признается, что структурные подразделения могут вступать в административно-правовые отношения как объекты управления. Например, во внутриорганизационных отношениях. Бывают линейные ( выполняют часть производственной деятельности) и функциональные ( осуществляют функции, имеют полномочия в отношении линейных единиц).

Субъект управления – элемент системы, который берет на себя роль координатора, упорядочивающего иные элементы, (объекты управления).

Субъектами административного права являются физические лица или их объединения (организации), которые в соответствии с законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений.

Субъектами административных правонарушений признаются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет, и юридические лица. КоАП РФ определяет четыре группы физических лиц: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица. Понятие должностного лица совпадает с понятием в уголовном праве и дается в ст.2.4 КоАП РФ.

Т

Технологии государственного управления – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата в действиях государственных органов или государственных служащих.

У

Управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

Управление государственным имуществом – вид функций органов государственной власти, под которой понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Управление как социальный институт - это целеполагающее (сознательное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.

Управленческие социальные отношения - часть социальных отношений, отражающая не только властные, субординационные связи в организациях и институтах, но и отношения по поводу координации, взаимодействия, регулирования элементов этих организаций и институтов.

Учреждение - вид организации, созданной для осуществления работ или оказания услуг нематериального характера, в некоммерческих целях.

Ф

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции: а) по оказанию государственных услуг, б) по управлению государственным имуществом, в) правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: а) по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, б) специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Форма государственно-управленческой деятельности - это практическое выражение государственно-управленческой деятельности в конкретных действиях органов исполнительной власти и других субъектов управления.
Функции государственного управления – 1) это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект; 2) особый вид управленческой деятельности, имеющий специфическое «технологическое» назначение. Ю.М. Козлов приводит универсальный для любой управленческой деятельности перечень функций: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, руководство, координация, учет, контроль; 3) И.Л. Бачило определяет как комплекс организационно-правовых воздействий субъекта управления на объект;
4) Г.В. Атаманчук определяет функции государственного управления как виды властных планово-организующих и регулирующих воздействий государства, отличающихся друг от друга по предмету, содержанию и способу преобразования объектов.

Функции исполнительной власти – основные, ведущие направления её деятельности: прогнозирование; планирование, организация, регулирование, руководство, оперативное распорядительство, координация, контроль, учет.
Функции теории государственного управления – это задачи (виды деятельности), которые теория государственного управления выполняет по отношению к обществу.

Ц

Цель – это описание желаемого результата.

Цель административной реформы в России – повышение доступности государственных услуг, прозрачности и эффективности государственного управления в современных условиях.

Цель государственного управления обеспечение существования и развития общества посредством организации и координации его элементов и подсистем.

Э

Эффективность – это показатель, оценивающий соотношение между затратами и полученным результатом.

Эффективность государственного управления определяется по соотношению использованных ресурсов и полученных результатов в достижении стратегических целей политической системы и реализации общих государственных интересов.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.