Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.






Живота моего – жизни моей; дух праздности – склонность к праздности, или лени; уныние – безнадежность; любоначалие – властолюбие, т.е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие – произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов; не даждь ми – не дай мне. Целомудрие – здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие – сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом; терпение – терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; любве – любви (к Богу и ближним). Ей, Господи – о, Господи! Даруй ми зрети – дай мне видеть, сознавать. Под братом здесь разумеется всякий другой человек. Яко благословен еси – потому что Ты достоин прославления.

О МОЛЕБНАХ

Молебнами называются краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой ко Господу Богу, Божией Матери и святым.

Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы ко Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении пред Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.

Кроме общего просительного молебна бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, безведрия, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, перед учением, в неделю Православия.

О ПОГРЕБЕНИИ УСОПШИХ

По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые, если возможно в новые, одежды и полагают в «саван» (белый покров), в знак того, что умерший при своем Крещении дал обет проводить жизнь в чистоте и святости, – или же в одежды звания умершего, в указание того, что он идет ко Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания. На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью «Святый Боже...» в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах. На руки его полагается крест или какая-либо икона, в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих. Тело умершего полагается во гроб и наполовину покрывается священным покровом в знак того, что умерший находился под покровом Православной Церкви. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинается чтение Псалтири с прибавлением молитв об упокоении умершего и служатся панихиды (до погребения полагается особое последование по исходе души, помещенное в конце Псалтири). Псалмы читаются в утешение скорбящих о смерти умершего.

Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве Небесном умершего. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с возжженными свечами, в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

До погребения тело для отпевания переносится в храм; перед выносом совершается краткая заупокойная служба (лития), а во время перенесения поют «Святый Боже».

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят; но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», созданным по образу и подобию Божиему а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. По прочтении Апостола и Евангелия, в которых говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь; текст этой молитвы полагается в руки умершего. Затем родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вей живущие на ней»; гроб закрывается крышкой и умершему поется «Вечная память».

После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом к востоку; при этом совершается краткая заупокойная лития.

На могиле христианина ставится святой крест, как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное и многолиственное дерево, под тенью которого покоится христианин, как путник после долговременного странствования.

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный Суд Христов и последнее воздаяние каждому по его делам, Святая Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших. Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти.

В третий день по смерти усопшего Святая Церковь, воспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.

В девятый день Святая Церковь молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и Ангелы, на девять чинов.

В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.

Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, со служением заупокойной Литургии и панихиды; это поминовение называется сорокоустом.

Наконец, в годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время оскудения веры идет наступление темных сил зла, борющихся против правды Божией. И нам, верующим, нужно особенно помнить, что никто другой, как монахи, – постники и молитвенники, – являются передовыми борцами против сил зла. Ибо сам Господь сказал: Сей же род (сатанинский) изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17, 21). Их – этих подвижников Христовых – мы должны любить и им должны всемерно помогать, прося у них помощи духовной.

Сами же мы, зная великую силу молитвы и поста, должны ежедневно совершать молитву и по мере сил наших поститься, чтобы удержать страсти, укрепить душу в добрых и святых намерениях и выработать в себе духовную силу, чтобы с помощью Божией можно было противостать козням диавольским.

Живую веру и живое упование, т.е. подлинную и истинную жизнь, мы можем иметь, если будем находиться в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой и жить жизнью Церкви, которая есть Союз Любви и в которой неизменно, по обетованию Божию, пребывает Дух Святой, ниспосылая Свои благодатные дары в Таинствах Церкви, для укрепления нас на пути спасения.

Имея такое неоценимое сокровище – Святую Православную Церковь, – мы с полным сознанием этой великой радости присоединим свой голос к голосу всем нам дорогого и приснопамятного святого Иоанна Кронштадтского, засвидетельствовавшего истину своих слов многочисленными чудесами как при жизни, так и по смерти. Он говорил: «О, Церковь Божия, Святая Соборная Апостольская! Сколь ты величественна, премудра, права и спасительна!.. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу – святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле».


[1] Недельный круг богослужения еще называют седмичным. По-славянски седмица – неделя в современном понимании этого слова. – Ред.

[2] Эта служба совершается в те дни, когда Божественная литургия по Уставу не служится. Изобразительны своими песнопениями и молитвословиями являются как бы изображением или подобием Литургии. – Ред.

[3] Пресвятая Дева Мария прославляется Церковью во все дни седмицы. Но особенно Богородица ублажается молитвою в среду, пятницу и воскресенье. В указанные дни один из канонов утрени посвящен Божией Матери. – Ред.

[4] Можно говорить о двух составляющих, о двух центрах, годового богослужебного круга. Одним таким центром безусловно является Пасха. Но есть в годовом круге еще один центр – как бы малый центр неподвижных праздников – Рождество Христово. – Ред.

[5] Празднование Святой Пасхи не должно предварять или совпадать с иудейской пасхой. – Ред.

[6] В 2003 году на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят колокол, который теперь считается самым большим используемым колоколом в мире. – Ред.

[7] Сейчас сан архиепископа и митрополита является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление митрополитов не только на столичных кафедрах. – Ред.

[8] Впоследствии предстоятели Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Церквей также стали именоваться патриархами. – Ред.

[9] Старший протодиакон при Патриархе Московском и всея Руси также носит сан архидиакона. – Ред.

[10] В обязанности иподиаконов также входит: держать жезл архиерея, преподносить архиерейский чиновник для чтения молитв, выходить с рипидами в определенный момент богослужения и др. – Ред.

[11] Или, по-другому, подсаккосник. – Ред.

[12] А также храмового святого, святых дня, равноапостольных Мефодия и Кирилла, вел. князя Владимира и вел. княгини Ольги и всех святых. – Ред.

[13] Впереди диакона и священника идет с горящей свечой свещеносец, символизируя собой проповедь Иоанна Крестителя. – Ред.

[14] Перед ними выходит свещеносец с горящей свечой. – Ред.

[15] Со среды четвертой седмицы Великого поста прибавляется ектения о Готовящихся к просвещению. Под Просвещением подразумевается Таинство Крещения. В древней Церкви большинство оглашенных принимали Крещение на Пасху. В течение Великого поста люди готовились к достойному принятию Таинства, каялись в своих грехах, изучали Священное Писание. Считалось, что люди в середине поста уже имели представления об учении Церкви, поэтому их поминают отдельно от оглашенных. – Ред.

[16] В современной практике жизни Церкви Таинство Миропомазания совершается вместе с Таинством Крещения. – Ред.

Основы богослужения

Православной Церкви

 

По материалам книги

протоиерея Серафима Слободского

«Закон Божий»

 

ГЛАВНОЕ О БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Богослужением вообще называется богопочитание, или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, то есть исполнение воли Божией.

Об истории богослужения

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей – в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения.

Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.

Сначала богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывали им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию во времена пророка Моисея была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), определены жертвы на разные случаи и установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.).

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться Небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный Иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, как видно из книги Деяний апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения Таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в Таинстве Священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского богослужения совершено было преемниками апостольскими под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: Все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40). Этот установленный порядок богослужения строго сохраняется в нашей Святой Православной Церкви Христовой.

Православным церковным богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия, а также священнодействий, совершаемых по определенному чину, то есть по порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через Таинство Священства Святой Православной Церковью, и происходит это преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из Священной истории, совершившиеся для нашего спасения как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе.

А главное, через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом через совершение таинств при богослужении, а особенно через Таинство Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Благословение священника

Священнослужители (то есть особо посвященные люди, совершающие богослужения) – наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) – осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы ИС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения «Мир всем!» и другие, то в ответ на них должны поклониться без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

О крестном знамении

Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти. Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным сошел с неба и как простой человек пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.

Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и саму смерть – воскрес из мертвых и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.

Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие, или знамя, победы Христовой над грехом и смертью.

Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил это следующим примером.

Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов – австрийцев. Наконец, оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины, одетые в панцирь (железную одежду), вооруженные вытянутыми вперед копьями, образовали густые ряды, швейцарцы же, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но все их атаки были отражены. Они не в силах были прорвать густой строй копий. Тогда один из швейцарских воинов, Арнольд Винкельрид, жертвуя собой, выбежал вперед, схватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться себе в грудь. Путь швейцарцам был открыт, они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами. Герой Винкельрид пожертвовал жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.

И Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своей грудью, умер на кресте, но и воскрес как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл пути к вечной жизни.

Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла – греха и вечной смерти, то должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю – во всем слушаться Его (жить со Христом).

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правой рукой знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца символизируют нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутых к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божественную и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим. Грех этот называется кощунством.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся ко кресту, к иконе и т.п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», – выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» значит «истинно», «правда», «да будет так».

 

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный [1] и годовой.

Суточный круг богослужений

На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу жертвы (Чис, гл. 28).

Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и святые апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения.

Со времен апостольских Православная Церковь с ежедневным богослужением соединила различные священные воспоминания во славу Божию, отчего произошли различные дни богослужения в продолжение года.

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются святой Православной Церковью на протяжении суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба, совершаемая в полночь в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который придет внезапно, как «жених в полунощи» согласно притче о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Изобразительны – краткая служба, называемая также обедницей [2].

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

* * *

Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Божественная литургия совершается утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Божественной литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» – значит «бодрствование».

* * *

Каждый день в году Святая Церковь, помимо седмичного круга, празднует память одного или нескольких святых угодников Божиих. Определенные дни года посвящаются или воспоминанию особых событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, из истории Церкви Христовой, или в честь различных святых. Кроме того, в продолжение года установлены однодневные или многодневные посты и несколько дней назначено для поминовения усопших. Соответственно этим посвящениям дней года составлены особые песнопения и молитвы и установлены обряды, которые присоединяются к молитвам и песнопениям дня седмицы. Особенно большие изменения в богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Дни общего поминовения усопших (называемые родительскими днями) следующие: суббота перед масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели.

Затем в Православной Русской Церкви установлено поминовение православных воинов, на поле брани убиенных: в субботу перед днем святого Димитрия Солунского 21 октября (3 ноября н.ст.) и 26 апреля (9 мая н.ст.).

Недельный круг богослужений

Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются Бесплотные Силы – ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляются ветхозаветные пророки и святой Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду вспоминается предательство Господа Иудой и в связи с этим совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу – день покоя – прославляются праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную[3].

Годовой круг богослужений

Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь Бесплотных Сил небесных – ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые, хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи[4].

ОСНОВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Праздник Пасхи.
Светлое Христово Воскресение

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» – Светлое Воскресение Христово, называемое Святой Пасхой, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н.ст.) до 25 апреля (8 мая н.ст.)[5].

Слово «пасха» – значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является «Праздником праздников и Торжеством из торжеств», почему и богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Задолго до полуночи верующие в светлых одеждах собираются в храм и благоговейно ожидают наступления пасхального торжества. Священнослужители облачаются в белое облачение. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим весьма рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая тем духовную радость светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь по обычном возгласе священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют «Христос воскресе из мертвых».

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возжженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостной песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.

В конце утрени после пения «Друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» – и отвечая: «Воистину воскресе!» Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба – воскресения жизни в самых недрах его силой всемогущества Божия.

Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества». Святой Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь».

«Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть».

И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь».

После утрени сразу совершаются часы и Литургия при открытых Царских вратах (они открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия). На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово), в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Литургия совершается собором священников; Евангелие читается на разных языках в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб – артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии (иногда между заутреней и Литургией) совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса для пасхальной трапезы верующих.

В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится Крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Ин. 21, 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит со крестом.

Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В первый вторник после пасхальной недели Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется Радоницей. После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних и родных.

Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

Тропарь праздника Пасхи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.