Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освящение (пресуществление) Даров






Совершение Святого Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника «Благодарим Господа!» Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристической (благодарственной), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которой взывают Ангелы: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнен) небо и земля славы Твоея». К этой песни, называемой Серафимской, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал Вход Господень в Иерусалим: Осá нна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)/ благословен Грядый (идущий) во Имя (во славу) Господне, осанна в вышних! (Мф. 21, 9) Слова победную песнь поюще... взяты из видений пророка Иезекииля (1, 4–24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6–8): они в откровении видели Престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: «Свят, свят, свят Господь Бог».

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Святое Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Святого Таинства: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от ней вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, Воскресение, Вознесение и второе Его Пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Диакон произносит 12-й стих 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит 13-й стих 50 псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Благословляя вино (во святой Чаше), он говорит: «А еже в Чаши сей Честную Кровь Христа Твоего». Диакон по каждом возгласе говорит: «Аминь». Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон же трижды говорит: «Аминь, аминь, аминь». В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послужили «во трезвение души» (т.е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Святаго Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т.е. чтобы дали право обращаться ко Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Святые Дары приносятся Господу Богу как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же («изрядно») вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», – на что верующие отвечают хвалебной песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть». (В Святую Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их) вместо «Достойно есть» поется в честь Божией Матери задостойник, т.е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом.) Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, произносит вслух: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси...», поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся», т.е. «помяни, Господи, всех верующих – мужчин и женщин». Молитва за живых оканчивается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.