Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития гобелена






Гобеле́ н (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы использующиеся и сегодня.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

На протяжении веков техника гобелена изменялась. Созданная переплетением нитей основы и разноцветных нитей рисунка, полностью скрывающих нити основы, шпалера изготавливается на высоком или низком станке.

Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы: горизонтальном на низком станке и вертикальном на высоком. Это связано с определенным устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях ткань ткачи располагают одними и теми же средствами для выражения на ткани рисунка объема рельефа и изменения тонов.

Основные из этих приемов - это сопоставление, как в мозаике, цветовых пятен; чередование нитей разных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Таким образом, шпалера не является ни канвой ни вышивкой. Но она не является и уникальным изделием, поскольку по одному эскизу можно выткать несколько экземпляров, хотя и каждый раз разных.
Картон или «большой шаблон» («grand patron») по средневековой терминологии - это модель шпалеры в натуральную величину. Он является отправной точкой для всякой шпалеры.

Начиная с «Деяний Апостолов» Рафаэля, шпалеры полностью подчиняются живописи. Художник создавал эскиз, исполненный по «малому шаблону», который был приближен к существующему произведению искусства, так, например, работал Лебрен для мануфактуры Гобеленов.

Также можно назвать эскизы Буше из Музея изящных искусств в Безансоне, по которым Дюмон исполнил картоны для китайских шпалер.

В XV в.Ткач определял цвет шпалеры, используя яркие красители растительного и животного происхождения. В наше время картоны могут быть исполнены маслом или гуашью на бумаге.

XIV век. Заметный подъем искусства шпалеры наступает во второй половине XIV столетия в Париже и Appace, затем в Турне и Брюсселе, хотя происхождение того или иного произведения из-за отсутствия архивных сведений не всегда известно.

На смену шпалерам с геометрическим рисунком, геральдическими мотивами или лиственными узорами приходят шпалеры «с образами» на исторические темы. Ярким примером является гобелен «Condottiere», созданный примерно в 1330 году. На панно представлен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано после одержанной победы над замками Монтемаси и Сазафорте.

С XIV века слава Арраса становится столь большой, что спустя два века выражение «Арраское сукно» является синонимом шпалеры. Фактически после упадка парижской школы Аррас занимает главенствующее положение в производстве шпалер вплоть до XV века.

Иногда трудно отличить арраские шпалеры от шпалер из Турне, а характерное для эпохи обилие тем и фигур сильно отличается от строгости композиций предшествующего столетия.

В XV столетии самые значительные шпалеры создаются в мастерских Брюсселя. В последней четверти XV в. брюссельские ткачи создают исключительную по своей тонкости и кропотливости шпалеру «Три коронования» (Сане, собор), в которой заметна все большая зависимость искусства шпалеры от живописи и, в частности, влияние Мемлинга и Клентина Массейса. Ведущее положение по-прежнему сохраняет Брюссель.

Другими центрами являются города: Турне, Брюгге, Оденард и Антверпен.


Ограниченное орнаментальными мотивами итальянское влияние утвердилось благодаря шпалере «Деяния апостолов» (Ватикан, пинакотека), созданной по картонам Рафаэля (Лондон, музей Виктории и Альберта). Они ткались в нескольких экземплярах по заказу Королевской мануфактуры в Мортлаке (одна из серий хранится в Мобилье Националь в Париже).

Наряду с влиянием Рафаэля в брюссельских шпалерах заметно и влияние фламандских художников, в частности, Баренда ван Орлея - автора знаменитой «Охоты Максимилиана» (Париж, Лувр).

XVI век.Страстный любитель шпалер Франциск I приобрел в Брюсселе ряд произведений. Позже около 1540 года король перевел парижских ткачей в Фонтенбло, где они делали шпалеры для галереи Франциска I (Вена, Музей истории искусств).

Эти мастерские существовали достаточно эфемерно. Они возникли исключительно по приказу короля, который пожелал полностью воспроизвести галерею с 1534 года, украшавшуюся Россо и Приматиччо.

Росписи Приматиччо вдохновили Жана Кузена на создание шпалер, для которых он в 1544 году сделал картоны (над шпалерами работали два парижских ткача Пьер Бласс Младший и Жак Ланглуа).

Вскоре в 1551 году Генрих II создает мастерскую в госпитале Ла Трините на улице Сен-Дени в Париже. Ей приписываются шпалеры «История Дианы» (в 1550-е замок Ане; Руан Музей древностей; Нью-Йорк музей Метрополитен), исполненные для замка Ане возможно по картонам Луки Пенни.

Однако в настоящее время этой мастерской могут быть с уверенностью приписаны лишь два фрагмента «Жизни Христа» по картонам Лерамбера (Париж): «Голова Св. Петра» (Париж музей Клуни) и «Голова Христа» (Париж, Музей Гобеленов).

Фрагменты арабесок («Флора», Париж, Мобилье Насьональ), возможно созданные в Ла Трините, отмечены влиянием «Книги гротесков» (1566) Жака Андруэ Дюсерсо, в которой в несколько «вульгаризированном» виде представлены росписи в Фонтенбло и которая стала еще одним источником искусства шпалер.Зачастую шпалеры создаются под заказ знатных вельмож.Большая заслуга в организации шпалерных мастерских в Париже принадлежит Генриху IV.

В 1597 году была основана мастерская в доме иезуитов на улице Сент-Антуан. Руководимая Жираром Лораном, к которому присоединился перешедший из Ла Трините Морис Дюбо, она вскоре была переведена в галерею Лувра. Одной из первых работ этой мастерской была «История Дианы» (Париж, Мобилье Насьональ).

XVII век.Желая обновить слишком часто повторяющиеся сюжеты, Людовик XIII в 1622 году заказал Рубенсу «Историю Константина». Первый экземпляр шпалер (Филадельфия, Музей искусства), которые имели значительный успех, был в 1625 году подарен королем кардиналу Барберини, который в свою очередь поручил французскому ткачу Жаку де Ла Ривьеру управление римскими мастерскими, работавшими по эскизам Пьетро да Картоны Пуссена («История Сципиона») и Романелли («Жизнь и смерть Христа»).

Важной датой в истории шпалер стал 1627 год, когда из Италии по приказу короля вернулся Симон Вуэ. Вуэ устроил на мануфактуре «Гобеленов» настоящую мастерскую, в которой шпалеры изготовлялись по его рисункам и картонам. Продукция парижских мастерских была очень значительна и высокого качества. В 1662 году Кольбер решил объединить в одну мануфактуру «Гобеленов» разбросанные по Парижу мастерские. Его целью было создание художественных произведений, способных конкурировать с продукцией соседних стран. Таким образом, это экономическое предприятие стало началом обновления искусства шпалеры во Франции.

Королевская мануфактура Гобеленов («Gobelins») в Париже играла исключительно важную роль в развитии декоративного искусства XVII-XVIII вв., а ее история была тесно связана с историей французской живописи.
Ее название, во многих странах являющееся синонимом шпалер, происходит от фамилии семьи владельцев, Гобеленов, которая еще в середине XV в. обосновалась на берегах реки Бьевр в пригороде Парижа Сен-Марсель.

Фландрия, игравшая вплоть до XVII века ведущую роль в производстве шпалер, уступила пальму первенства Королевским мануфактурам, устроенным Людовиком XIV и Кольбером. Возглавил мануфактуру «Гобеленов» Лебрен XVIII век. Мануфактура в Бове становится известной во всей Европе. Расцвет мануфактуры, основанной в 1664 году, связан с именем Ф. Беагля, возглавившего ее в 1684 году. В начале XVIII века здесь работали Удри и Франсуа Буше, а во второй половине столетия Лепренс Казанова и Юэ. В этот период создаются гобелены по картонам Франсуа Буше «Le Nid» («Гнездо»), «Le Galant Berger» («Галантный пастушок»), которые сейчас хранятся в Лувре (Париж).

В XVIII веке в Испании работала мануфактура Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. Среди первых ее работ - шпалеры, заказанные королем: Уассу («Телемах») и Андреа Прокаччини («История Дон Кихота»). После смерти этих двух художников наступил период упадка мануфактуры, длившийся вплоть до середины XVIII в.

Подлинную известность мастерские Санта-Барбары приобрели в последней четверти XVIII века, когда в качестве художника здесь работал Гойя. В период с 1774 по 1791 год он написал 45 картин, служивших шаблонами для шпалер, которые предназначались для украшения королевских дворцов. Эти картины изображают сцены из жизни Мадрида.

В 1716 году по приглашению Петра 1 в Санкт-Петербург прибыли французские мастера по плетению гобеленов, основавшие первое в России Петербургское гобеленовое ателье.

В XIX в. крупные мастерские остались только во Франции (мануфакуры Гобеленов и Бове). Тем не менее следует отметить несколько событий в истории шпалеры.

Так, в Англии в 1861 Уильям Моррис основал мануфактуру, которая работала вплоть до 1940 года. Моррис и художники-прерафаэлиты, в частности Эдвард Берн-Джонc, стремились освободить шпалеру от ее подчинения живописи (вернуть ограниченный набор цветов, отказаться от перспективы). Их идеи оказали заметное влияние в некоторых странах Европы. Так, в Норвегии с 1890 года шпалеры производятся по эскизам таких художников, как Фрида Хансен и Геранд Мунте, которые возвращаются к растительным красителям.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский.

Во Франции после Аристида Майоля, который также использовал натуральные красители, Мариус Мартен, директор Национальной школы декоративного искусства в Абюссоне, стремился ввести ограничения на цвета и возвращение к декоративному стилю.

Но, несомненно, возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства.

Решающую роль сыграло знакомство Люрса с мастерами из Абюссона. Частные мастерские, получившие некогда стараниями Кольбера звание Королевских мануфактур в Абюссоне, долгое время испытывали нужду в оригинальных и качественных картонах.

По инициативе Мари Кутголи мастерские Абюссона исполнили шпалеру по картону Жоржа Руо «Цветы зла» (1928), а затем (1932) по картинам известных художников Леже, Матисса, Пикассо, Дюфи.

Тогда же Мари Куттоли обратилась к Жану Люрса, который в 1932 году предложил свой первый эскиз для Абюссона - «Гроза». Этот опыт возродил интерес к шпалере.

В 1936 году национальные мануфактуры заказали Люрса новые работы. Признавая за современной шпалерой независимость от живописи, что должно возвратить ее большому искусству, как это было в средние века, Люрса считал шпалеру монументальным искусством. Это мнение разделял и Ле Корбюзье, который будет говорить о «шерстяной стене». Среди его значительных работ следует особо отметить «Апокалипсис» для капеллы в Асси и «Песнь мира» (Анжер, музей шпалер).

После Люрса свой вклад в развитие искусства шпалеры внесло целое поколение художников: Громер, Пикар, Леду. В 1946 для мануфактуры в Бове Матисс исполнил картон «Полинезия» (Париж, Мобилье Насьональ).

С тех пор в этой области работали такие живописцы, скульпторы и архитекторы, как Пикассо, Брак, Шагал. Благодаря Люрса в 1960-е годы в Лозанне была создана международная Выставка шпалер, которая должна была представить все практические поиски и определить взаимосвязь шпалеры и живописи XXI века. Распространенный стиль Hi-tech продолжил историю гобелена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных гобеленов промышленного производства не сопоставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, оформленных в жестких и минималистических тенденциях, находится место яркому текстильному пятну.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.