Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Советское государство и право в период






ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (С 50-Х - 60-Х ГОДОВ)

 

17.1. Изменения в системе государственного управления

 

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин, более 30 лет возглавлявший правительство и коммунистическую партию СССР. Сложившаяся система правления подвергается изменениям. 6 марта 1953 г. состоялось совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел - В.М. Молотов, министром обороны - Н.А. Булганин, министром внутренних дел - Л.П. Берия, председателем Верховного Совета СССР - К.Е. Ворошилов. В Секретариат ЦК КПСС были избраны: Н.С. Хрущев, М.А. Суслов, П.Н. Поспелов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять коллегиальные методы руководства партией и правительством.

С первых же дней коллегиального руководства были предприняты меры по укреплению и развитию социалистической законности.

Поворотным событием в жизни общества стал XX съезд партии в 1956 г., на котором был осужден культ личности Сталина, возникший в стране с начала 30-х годов.

После XX съезда КПСС началась широкая кампания по реабилитации жертв сталинских репрессий. Из ГУЛАГа стали возвращаться все осужденные " за контрреволюционные преступления". Понятие " враг народа" было упразднено. Началось восстановление национальных автономий депортированных народов. В 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую, а Карело-Финская ССР вновь восстановлена как Карельская АССР в составе РСФСР. Черкесская и Калмыцкая автономные области преобразованы в союзные республики.

В СССР начался процесс децентрализации системы государственного управления, расширились полномочия местных Советов.

С 1958 года Н.С. Хрущев стал совмещать два поста - Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Начались годы проведения так называемых хрущевских реформ, не всегда оправданных и полезных.

В 1959 году был принят семилетний план развития народного хозяйства. В политике и правовой практике стали исходить из того, что якобы социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, и в связи с этим работа велась под лозунгом развернутого строительства коммунизма.

В 1961 году на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии, в которой определены задачи по резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества. Ставилась задача построить коммунизм в нашей стране к 1980 г. Советский Союз стал характеризоваться как общенародное государство. В ходе строительства коммунизма предполагалось превратить государство в бесклассовое общество с единой общественной формой собственности на все средства производства, передать все функции государства органам самоуправления трудящихся, перейти к полному социальному равенству.

В этот период осуществлен ряд мер по совершенствованию государственного управления. Расширились права союзных республик. В ведение союзных республик передано более 11 тысяч промышленных предприятий. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон " Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства". Права союзных республик были приведены в соответствие с Договором об образовании СССР 1922 г. и Конституцией СССР.

В сфере организации судов повысилась роль Верховных судов союзных республик. В районах и городах стали функционировать не участковые суды, а районные и городские. Судьи и народные заседатели стали назначаться исполкомами советов.

Советы. В деятельности Советов всех уровней повысилась активность как депутатов, так и населения, стало больше гласности и критики в работе, реальной отчетности Советов перед населением. В 1959 году принят Закон о порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР, а в РСФСР - в 1961 г. Отзывы депутатов практиковались достаточно широко.

В этот период принимались меры по расширению прав местных Советов и укреплению их связи с населением. Создавались многочисленные общественные организации, внештатные отделы, которые рассматривали часть вопросов, отнесенных к компетенции исполнительных комитетов Советов.

Реформа сельского хозяйства. По государственной инициативе было проведено укрупнение колхозов. Поэтому за пять лет число колхозов уменьшилось почти в два раза. Укрупненные колхозы и совхозы должны были стать индустриальными центрами сельского хозяйства. В их ведение передавалась техника машинно-тракторных станций, которые были ликвидированы. В целях поддержки сельхозпредприятий государство повысило закупочные цены на мясо в 5, 5 раза, на молоко в 2 раза, на зерновые культуры - в 1, 5 раза. Был снижен налог с личного приусадебного участка.

С 1954 года началось освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая, что значительно расширило посевные площади.

Система управления сельским хозяйством претерпела изменения, а в 1962 г. была полностью перестроена, что повлекло за собой изменения в органах исполкомов Советов: вместо территориальных Советов и их исполкомов стали создаваться территориально-производственные (промышленные и сельскохозяйственные структуры). Вместо исполкомов райсоветов были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ). Однако эта система не прижилась и в конце 1964 г. была вновь реформирована с восстановлением прежней структуры.

Реформы в промышленности. В 1957 году было реорганизовано управление промышленностью. Отраслевой принцип управления промышленностью был заменен территориальным. 25 отраслевых министерств были упразднены. Страна была разделена на 105 экономических административных районов - в соответствии с количеством областей, краев и автономных республик. Основной организационной формой управления стали советы народного хозяйства - совнархозы. Совнархозы получили возможность использовать часть прибыли для удовлетворения территориальных потребностей. Однако реформа управления не принесла положительных результатов, обнаружились новые недостатки - местничество, резкий рост численности аппарата управления, разрушилась единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

В 1958 году была проведена школьная реформа, в ходе которой отменены все виды платы за обучение. Вместо обязательного семилетнего образования вводились восьмилетнее и одиннадцатилетнее образование. Был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью. После окончания восьмилетней школы учащиеся, желавшие получить среднее образование, должны были учиться либо в школах с политехническим профилем, либо в ПТУ или техникуме.

 

17.2. Армия

 

Служба в рядах Советской Армии была почетной обязанностью, а защита социалистического отечества - священным долгом каждого гражданина.

Советский Союз проводил мирную политику. Был объявлен мораторий на ядерные испытания в атмосфере и в одностороннем порядке проведена серия сокращения Вооруженных сил. С 5, 8 млн. человек армия сократилась до 2, 5 млн.

В то же время продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов вооружения.

Главной задачей Вооруженных сил было поддержание боеготовности, обеспечивающей разгром любого врага, который осмелится посягнуть на Советский Союз.

 

17.3. Правоохранительные органы

 

В мае 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, согласно которому на Генерального прокурора СССР возлагался высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными учреждениями, должностными лицами, а также гражданами СССР. В Положении подчеркивалось, что органы прокуратуры составляют единую централизованную систему и осуществляют свои функции независимо от каких-либо местных органов власти, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

В феврале 1957 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР. На Верховный Суд СССР возлагался надзор за деятельностью судебных органов Союза ССР и союзных республик, но в несколько сокращенном виде, ибо были расширены права Верховных судов союзных республик.

Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума, судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и военной коллегии.

Пленум рассматривал протесты Верховного Суда и Генеральной прокуратуры СССР, а также споры между судебными органами союзных республик.

Судебные коллегии в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесенные законом к их ведению.

25 декабря 1958 г. приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, в которых подчеркивалось, что правосудие в СССР осуществляется Верховными Судами СССР, союзных и автономных республик, областными, краевыми, городскими и районными народными судами.

Все суды образуются на выборных началах. Дела в судах рассматриваются коллегиально: в судах первой инстанции - судьей и двумя народными заседателями, кассационные жалобы и протесты рассматриваются в судебных коллегиях вышестоящих судов в составе трех членов соответствующего суда.

Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом, в возрасте свыше 25 лет. При осуществлении правосудия судья и народные заседатели имеют равные права, они независимы и подчиняются только закону. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики, национального округа или на языке большинства населения района или с приглашением переводчика. Народные судьи систематически отчитываются перед избирателями о своей работе.

 

17.4. Кодификация права

 

В рассматриваемый период происходило дальнейшее совершенствование права. Заметно усилилась правотворческая деятельность государства, принят ряд новых общесоюзных и республиканских законов и кодексов, в которых нашли отражение изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни страны.

Гражданское право. 8 декабря 1961 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии с Основами в 1964 г. принят новый ГК РСФСР. Определялись основные задачи гражданского права по укреплению социалистической системы хозяйства, социалистической собственности, плановой и договорной дисциплины, хозяйственного расчета, по своевременному выполнению поставок, повышению качества продукции, выполнению планов капитального строительства, охране материальных и культурных интересов граждан и правильному сочетанию этих интересов с интересами общества.

В Основах впервые в истории советского законодательства дается классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, уточняется характеристика форм социалистической собственности. Вместе с тем в Основах отражены базовые положения социализма: имущественные отношения в советском обществе строятся на социалистической системе хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства в форме государственной и кооперативно-колхозной собственности и собственности общественных организаций. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, банки, средства связи, а также основной жилищный фонд в городах и поселках городского типа.

Земля, ее недра, воды, леса могут предоставляться только в пользование.

Собственностью колхозно-кооперативных организаций являются их предприятия, культурно-бытовые учреждения, здания, сооружения, орудия производства, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот и произведенная этими организациями продукция.

Собственностью профсоюзных и иных общественных организаций являются их предприятия, здания, сооружения, санатории, дома отдыха, дворцы культуры, клубы, стадионы и пионерские лагеря, культурно-просветительные фонды и иное соответствующее целям деятельности этих организаций имущество.

В личной собственности граждан могло находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Каждый гражданин может иметь в личной собственности трудовые доходы и сбережения, жилой дом, предметы домашнего обихода, личного потребления. Имущество, находящееся в личной собственности граждан, не разрешалось использовать для извлечения нетрудовых доходов.

Права собственности как организаций, так и граждан охраняются законом.

Трудовое право. С 1955 года началось повышение заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим. Установлен необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих и стипендии студентам в размере 370 рублей вместо 260 рублей. В 1956 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была сокращена продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни. С 1 июля 1956 г. для подростков от 16 до 18 лет установлен 6-часовой рабочий день. Был запрещен прием на работу подростков моложе 16 лет.

С 1957 года было запрещено применение труда женщин на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений.

В 1960 году завершен перевод всех рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день.

В целях дальнейшего улучшения условий труда и быта работающих женщин на предприятиях стали оборудоваться комнаты для кормящих матерей, детские сады и ясли, в школах созданы группы продленного дня с обеспечением школьников младших классов горячим питанием.

Для рабочих и служащих, не достигших 18 лет, установлен отпуск один календарный месяц.

В марте 1955 г. был отменен призыв (мобилизация) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища, и набор в них стал осуществляться только на добровольной основе.

В 1956 году по Указу Президиума Верховного Совета СССР была отменена уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с работы с заменой на дисциплинарную ответственность.

В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о порядке рассмотрения трудовых споров, согласно которому на всех предприятиях и в учреждениях образуются комиссии по трудовым спорам, являющиеся обязательным первичным органом при рассмотрении трудовых споров между трудящимися и администрацией. При несогласии работников с решением комиссии жалобы передаются на рассмотрение в местные профсоюзные комитеты, а при несогласии и с их решениями - в народный суд. Расширены права профсоюзов по защите прав рабочих и соблюдению правил техники безопасности.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. По данному Закону пенсии назначались по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии с ним размер пенсий отдельным категориям граждан увеличился в два и более раз. Установлен возраст, по достижении которого назначалась пенсия по старости: для мужчин - 60 лет при трудовом стаже работы не менее 25 лет, для женщин - 55 лет при трудовом стаже не менее 20 лет. Для рабочих и служащих с вредными условиями труда определялись льготы. Пенсии по инвалидности назначались независимо от возраста и стажа работы, вследствие трудового увечья, общего или профессионального заболевания.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имели нетрудоспособные члены семьи умершего: переживший супруг, дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет.

Семейное право. В целях дальнейшего улучшения охраны материнства и детства 26 марта 1956 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам". Отпуск по беременности и родам увеличился до 112 дней: 56 дней до родов и 56 дней после родов. В случае ненормальных родов или рождения двух или более детей отпуск после родов предоставлялся продолжительностью 70 календарных дней.

Колхозное, земельное право и охрана природы. 9 марта 1955 г. принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР " Об изменении практики планирования сельского хозяйства", расширившее права колхозов в области планирования посевных площадей и развития животноводства. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков, количество скота в личной собственности колхозников, устанавливать минимум трудодней.

В марте 1958 г. принят Закон " О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". Колхозники освобождались от уплаты сельхозналога. Было введено ежемесячное денежное авансирование колхозников. Устанавливалась дополнительная оплата труда. 15 июля 1964 г. был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Пенсии назначались мужчинам с 65 лет, женщинам - с 60 лет. Размеры пенсий колхозников были ниже пенсий рабочих и служащих. Тем не менее это была важная социальная мера государства, которая улучшала материальное положение пожилых колхозников.

В декабре 1954 г. было принято Постановление Совета Министров СССР " О едином государственном учете земельного фонда СССР", в соответствии с которым введены учет государственной земли и государственная регистрация землепользователей по единой общесоюзной системе. Контроль за исполнением данного Постановления возлагался на Министерство сельского хозяйства СССР.

В октябре 1960 г. был принят Закон " Об охране природы в РСФСР". Это был первый законодательный акт, направленный на усиление охраны природы и рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы объявлялась всенародным делом. Все общественные организации и граждане России были призваны активно включиться в дело охраны природы. Было создано Российское общество охраны природы, на которое возлагалось руководство этой деятельностью.

Уголовное право. 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Закон " Об уголовной ответственности за государственные преступления" и Закон " Об уголовной ответственности за воинские преступления".

Главной задачей уголовного права провозглашалась " охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан".

Уголовной ответственности подлежали все лица, совершившие преступления на территории СССР и которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. К подросткам от 14 до 16 лет уголовная ответственность применялась в случае совершения ими тяжких преступлений (убийство, разбой, изнасилование и т.д.). Не освобождались от уголовной ответственности лица, совершившие преступления в состоянии опьянения.

Особо опасными государственными преступлениями считались: измена Родине, шпионаж, террористический акт против представителя иностранного государства и антисоветская агитация и пропаганда.

К воинским преступлениям относились: нарушение воинского устава, отказ от исполнения приказа вышестоящего начальника, неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке.

К лицам, совершившим преступления, применялись следующие наказания: лишение свободы на срок до 15 лет, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание. Измена Родине, шпионаж и террористические акты наказывались лишением свободы на срок от 10 до 15 лет или смертной казнью с конфискацией имущества. Антисоветская агитация и пропаганда наказывалась лишением свободы на срок от 6 месяцев до 7 лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет.

Целями наказания считались исправление и перевоспитание осужденных в духе уважения правил социалистического общежития, точного исполнения законов, а также предупреждение совершения новых преступлений.

Особенностью Основ уголовного законодательства являлось смягчение уголовной ответственности за преступления, не представлявшие большой опасности для государства и общества. Отменен институт аналогии при назначении наказания: преступным признавалось лишь деяние, прямо предусмотренное законом.

Запрещалось применение высшей меры наказания к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления, и к беременным женщинам. Предусматривались условно-досрочное освобождение от наказания и замена его более мягким.

В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял Уголовный кодекс РСФСР, который состоял из двух частей: Общей и Особенной, 18 глав и 259 статей. Кодекс детализировал положения, предусмотренные Основами, и более подробно определял положения об отдельных видах преступлений.

Уголовно-процессуальное право. В декабре 1958 г. был приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Основы и УПК РСФСР определили задачи уголовного судопроизводства, которые предусматривали быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона в определении наказаний.

Основы и УПК РСФСР регулировали порядок производства по уголовным делам, закрепляли неприкосновенность личности, осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей в рассмотрении дел, ведение судопроизводства на языке автономной республики или области, национального округа или большинства местного населения. Для лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, предусматривались услуги переводчика.

УПК РСФСР расширил возможность участия общественности в уголовном процессе. Впервые законодательно закреплено право трудовых коллективов ходатайствовать перед судом о применении к подсудимому условного осуждения и передаче его на перевоспитание коллективу.

УПК РСФСР усиливал гарантии права граждан на неприкосновенность жилища. Был установлен новый порядок производства обыска. Обыски должны производиться только с санкции прокурора.

Гражданское процессуальное право. В декабре 1961 г. приняты Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а в июне 1964 г. - ГПК РСФСР.

Основы устанавливали порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, и определяли задачи гражданского судопроизводства. Были установлены единые для СССР общие положения гражданского процессуального права.

ГПК РСФСР расширил права государственных органов и трудовых коллективов в гражданском судопроизводстве, обязывал суды принимать активное участие в предупреждении правонарушений. Общественные организации могли участвовать в судебном разбирательстве, сообщать суду мнение коллектива.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, гражданские дела рассматривались товарищескими судами.

Значительно расширились права суда при рассмотрении дел в порядке надзора и охраны трудовых прав граждан. Суд получил право штрафовать свидетелей за неявку в суд по неуважительным причинам. Определены процессуальные сроки: трудовые дела должны рассматриваться в 5-дневный срок, дела об алиментах - от 10 до 20 дней.

Суд приступал к рассмотрению дела по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор вправе как начать дело, так и вступать в дело на любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс. Разбирательство дела происходило публично и устно. Решение выносилось большинством голосов. Судья мог приложить к делу свое особое мнение. Стороны могли делать заявление об отводе состава суда.

Судебные решения, вступившие в законную силу, могли быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам или в порядке надзора. Заявление о пересмотре судебных решений должно быть подано не позднее одного месяца с того дня, когда установлены обстоятельства, послужившие основанием для заявления о пересмотре решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.