Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В первой половине XIX В.






 

Первая половина XIX в. прошла под эгидой правления двух царей - Александра I (1801 - 1825 гг.) и Николая I (1825 - 1855 гг.).

В результате дворцового переворота российским императором стал Александр I, который обещал управлять народом " по законам и по сердцу бабки своей Екатерины Великой".

Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у многих современников. " Дней Александровых прекрасное начало" - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. В эти годы Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. Этот кружок стали называть " Негласный комитет". Его члены были молоды и исполнены благих намерений. При их непосредственном участии были осуществлены первые преобразования: объявлена амнистия 12 тысячам человек, пострадавшим при Павле, вновь открыты границы, стали свободно ввозиться европейские книги и товары.

Заседания Негласного комитета начались в июле 1801 г. и продолжались до мая 1802 г. Главным результатом работы должно было стать ограничение власти самодержавия, с чем согласен был и сам царь.

 

9.1. Общественный строй

 

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширные территории Восточной Европы, Северной Азии и Закавказья. В состав Российской империи входили Прибалтика, Литва, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндия, Бессарабия. Размеры ее выросли до 18 млн. кв. км.

Огромное пространство, разнообразие природных, экономических и этнических условий накладывали свой отпечаток на структуру государства и его общества.

В стране усиливался кризис феодально-крепостнического строя.

Произошли изменения в социальной структуре общества. Наряду со старыми классами появляются классы буржуазного общества: буржуазия и пролетариат.

Дворянство по-прежнему оставалось привилегированным общественным слоем в российском обществе. В России в первой четверти XIX в. насчитывалось 127 тысяч помещиков, которые делились на крупнопоместных и мелкопоместных. Крупные землевладельцы принадлежали к титулованной знати и занимали высшие посты в государстве. С развитием капиталистических отношений дворяне получили право строить в городах фабрики и заводы, наравне с купечеством вести торговлю. 2 апреля 1801 г. Александр I восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству. В 1817 году были учреждены государственный коммерческий банк и иные кредитные учреждения для поддержания дворян, разорившихся во время Отечественной войны 1812 г. В 1831 году издан Манифест " О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным". Был введен новый порядок участия в выборах. В прямом голосовании могли участвовать только крупные землевладельцы, другие голосовали косвенным путем, через выборщиков. Во второй четверти XIX в. состав помещиков существенно изменился. Дворян было свыше 250 тысяч, из них 150 тысяч не имели крестьян. Доступ в дворянское сословие с 1845 г. стал затрудненным. По Указу 1845 г. для того чтобы стать потомственным дворянином, нужно было на гражданской службе дослужиться до 5-го класса, т.е. стать статским советником, а на военной службе дослужиться до чина майора.

С 1845 года заповедные дворянские имения могли переходить по наследству только к старшему сыну, их нельзя было дробить и передавать лицам из другого рода.

Духовенство. Правовое положение духовенства в первой половине XIX в. существенно изменилось. С 1801 года духовенство, а с 1835 г. и их дети освобождались от телесных наказаний, с 1807 г. их дома освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. - и от постоя. В 1803 - 1805 годах лицам духовного звания, не имеющим штатных мест при церквях, разрешалось переходить в другие сословия, т.е. изменять род занятий. Духовенство, награжденное орденами, приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственные дворянские права, а черное получало участок земли с правом личного пользования. Дети священников и дьяконов в случае выхода из духовного сословия получали звание потомственных почетных граждан. С 1822 года церковнослужителям из дворян предоставлялось право покупать мастеровых и крестьян.

Крестьяне делились на три категории: помещичьи, удельные и государственные. Государственные крестьяне принадлежали казне и официально считались " свободными сельскими обывателями". В 1796 году государственных крестьян мужского пола насчитывалось 6034 тыс. Основная масса государственных крестьян была сосредоточена в северных и центральных регионах России, Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне за предоставленные им земельные участки должны были выполнять повинности: оброк и подушную подать. Нормы крестьянских наделов составляли 8 десятин на одну душу мужского пола в малоземельных губерниях и по 15 десятин в многоземельных. Периодически эти наделы перераспределялись, что мешало развитию производительных сил в деревне, а с другой стороны - препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Государственных крестьян нередко переводили в категорию помещичьих. Александр I прекратил раздачу казенных крестьян помещикам, но с 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были нести военную службу, заниматься сельским хозяйством, платить государству повинности. Их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В 1837 - 1841 годах была проведена реформа управления государственными крестьянами, в результате которой был введен принцип крестьянского местного самоуправления, увеличились земельные наделы, стал создаваться семенной фонд на случай неурожая. В деревнях стали открываться начальные школы и больницы.

Удельные крестьяне занимали промежуточное положение между государственными и помещичьими. Это бывшие дворцовые крестьяне, получившие звание удельных в 1797 г., когда был создан Департамент уделов для управления крестьянами, принадлежавшими членам императорской фамилии. В 1797 году удельных крестьян насчитывалось 463 тыс. душ мужского пола. Удельные крестьяне в основном проживали в Самарской и Симбирской губерниях.

Они платили оброк, несли денежные и натуральные повинности. К середине XIX в. царская семья получала годовой доход с удельных имений до 3 млн. руб. серебром.

Помещичьи крестьяне составляли самую большую и самую эксплуатируемую группу населения. Они должны были отрабатывать барщину 3 - 5 дней в неделю и платить натуральный и денежный оброк. Помещики распоряжались крестьянами как движимым имуществом, сохраняли над ними свой суд. Массовые выступления крестьян заставили правительство обратить внимание на эту проблему. В 1803 году был издан указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за определенный выкуп, но указ не получил широкого распространения, т.к. помещики неохотно отпускали крестьян, а у крестьян не было денег, чтобы заплатить помещику выкуп. В 1804 г. был издан Указ о прикреплении крестьян к земле, а не к помещику. По этому Указу было запрещено продавать крестьян без земли.

В 1816 - 1819 годах Александр I освободил крестьян Прибалтики от крепостной зависимости, но без земли. Во второй четверти XIX в. было запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы и ссылать их в Сибирь. В 1841 году принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 году безземельным дворянам было запрещено приобретать крестьян. В 1842 году был издан Указ " Об обязанных крестьянах", по которому помещик мог предоставить крестьянам в пользование земельный надел, а крестьяне должны были за это отрабатывать определенные повинности. К сожалению, это были частичные меры, которые не меняли сути крепостного права, и крестьяне оставались нищими, забитыми, голодными.

Городское население делилось на пять групп: почетные граждане, купцы, ремесленники (цеховые мастера), мелкие собственники и рабочие люди.

К почетным гражданам относились крупная буржуазия и торговцы. Почетные граждане делились на потомственных и личных. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян и священников. Личными почетными гражданами считались низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения, артисты частных театров и дети, усыновленные потомственными дворянами. Почетные граждане не платили подушной подати, освобождались от телесных наказаний, не несли рекрутской повинности.

Купцы делились на две гильдии. К первой относились купцы, занимавшиеся оптовой торговлей, ко второй - занимавшиеся розничной торговлей. Купцы сохраняли свои привилегии, могли получать чины и награждаться орденами. Деньги, нажитые купцами в торговле, вкладывались в промышленность. Так постепенно складывались династии российской буржуазии Морозовых, Кондрашовых, Гучковых и др.

Группы цеховых мастеров составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы самоуправления.

В первой половине XIX в. количество рабочих, занятых в промышленности, значительно увеличилось. Вольнонаемными рабочими становились крестьяне, уходившие на оброк. Жители некоторых деревень стали объединяться в артели и создавать свои художественные промыслы. Некоторые промыслы, например, Палех, Гжель, Федоскино сохранились и до сегодняшних дней.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России стало развиваться фабричное производство, мануфактуры, мелкотоварная промышленность, чему способствовало и законодательство о городах.

 

9.2. Государственный строй

 

В первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией. Во главе государства стоял император. В 1810 году был создан новый совещательный орган - Государственный совет, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Он состоял из высших государственных чиновников, назначаемых императором. При Николае I роль Государственного совета значительно уменьшилась. Вместо него особое значение приобрела Собственная его величества канцелярия, которая контролировала все важнейшие вопросы жизни страны. Она разделялась на несколько отделений: первое отделение осуществляло контроль над деятельностью министерств, второе занималось кодификацией законов. Особое место занимало третье отделение, осуществлявшее политический сыск в России и за ее пределами. Четвертое занималось социальными учреждениями и учебными заведениями. Пятое разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами, шестое занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

В 1802 году была изменена система центрального управления. Вместо Петровских коллегий созданы министерства: иностранных дел, военно-сухопутных и военно-морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства делились на департаменты и канцелярии, во главе которых стояли директоры. В министерствах утверждался принцип единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью. Он был самодержцем в своей сфере. Для совместного обсуждения некоторых вопросов в 1802 г. создан Комитет министров, преобразованный в 1857 г. в Совет министров. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь, управляющие ведомствами. Комитет министров был совещательным органом, т.к. никакое его заключение не вступало в действие до утверждения императором. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных проектов. Секретная деятельность комитетов вызывалась боязнью крестьянских волнений и возможным недовольством дворян при проведении тех или иных реформ, ущемлявших их права.

Сенат в 1802 г. практически был реформирован. Он стал высшим судебным учреждением страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для губернских судов. Участие в государственном управлении и законотворческой деятельности выражалось только в том, что ему было предоставлено право делать " представления" императору по поводу устаревших законов и противоречий во вновь издаваемых законах. За Сенатом также сохранялось право ревизионной деятельности местных административных органов.

Синод был высшим учреждением по делам русской православной церкви. Во главе Синода стоял обер-прокурор, который, как и члены Синода, назначался императором.

В 1817 году было создано министерство духовных дел и народного просвещения, которому было предоставлено право контролировать деятельность Синода.

 

9.3. Судебные органы

 

Высшей судебной инстанцией был Сенат. В 1802 году учреждается министерство юстиции, которое должно было выполнять функции высшего судебного управления и надзора за деятельностью судебных учреждений.

В первой половине XIX в. упраздняются Верхние земские суды (для дворян), верхние и нижние расправы (для государственных крестьян) и губернские магистраты (для мещан).

В губерниях действовали палаты уголовного и гражданского суда. Они рассматривали дела всех сословий и были одновременно и апелляционной инстанцией для городских и уездных судов. Палаты гражданского суда рассматривали дела о недвижимых имуществах в губерниях, споры о городской собственности. Палаты уголовного суда рассматривали дела о должностных преступлениях дворян, о поджогах и др.

В каждой губернии существовали совестные суды, рассматривавшие уголовные дела, совершенные умалишенными и несовершеннолетними, и гражданские дела по имущественным спорам между родственниками. Задачей этих судов являлось примирение сторон.

В двух столицах имелись надворные суды, которые рассматривали дела военнослужащих, находившихся вдали от расположения воинской части, а также чиновников и разночинцев.

Низовыми судами были сословные и уездные суды, а также городовые магистраты. Создавались и ведомственные суды: военные, морские, лесные, горные, путей сообщения, крестьянские, духовные. Мелкие уголовные дела разбирали городничие, квартальные надзиратели и становые приставы.

Суды подчинялись администрации. Приговоры, вынесенные судами, утверждались губернатором, а некоторые министром юстиции, Государственным советом. Надзор за деятельностью судебных и местных органов управления осуществляли губернские прокуроры, а в уездах - уездные стряпчие.

 

9.4. Армия

 

Русская армия, созданная еще Петром I, в данный период стала одной из самых сильных в Европе. Ее кампаниями руководили великие полководцы: Румянцев, Суворов, Кутузов.

Вместе со всем русским народом армия одержала блестящую победу над французской армией в войне 1812 г., покрыв себя немеркнущей славой.

В 1816 году стали создаваться военные поселения, цель которых состояла в сокращении огромных затрат на содержание армии в мирных условиях и создании новой системы комплектования армии. В разряд военных поселян стали переводиться казенные крестьяне, которые должны были заниматься земледелием и нести военную службу наравне с солдатами. К 1825 году около трети солдат было переведено на поселение. К солдатам выписывались семьи. Жены становились поселянками, сыновья с семи лет записывались в кантонисты, а с 18 лет поступали в полк. Главным начальником над военными поселениями был назначен А.А. Аракчеев.

Нещадная эксплуатация и военная муштра вызывали частые крестьянские волнения. После 1831 г. военные поселения, не оправдавшие своего назначения, стали упраздняться, а к 50-м годам ликвидированы полностью.

 

9.5. Полиция и карательные органы

 

В 1802 году образовано министерство внутренних дел, из которого позднее для управления полицией выделено министерство полиции. После восстания декабристов карательный аппарат усилился. Было создано Третье отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии, которое занималось расследованием политических дел, высылкой подозрительных людей, наблюдением за иностранными гражданами, проживавшими в России. В его распоряжении находилась многочисленная агентура ябедников, стукачей.

В начале XIX в. были созданы жандармские части, которые в 1826 г. были объединены в отдельный корпус жандармов. В 1837 году в связи делением уездов на станы появились должности становых приставов, которые работали в тесной связи с сельской и вотчинной полицией. Карательные функции выполняли все звенья государственного аппарата.

 

9.6. Кодификация права

 

В начале XIX в. назрела необходимость кодификации архаичного и запутанного российского законодательства. К этому времени накопился огромный нормативно-правовой материал. Продолжало действовать Соборное уложение, законодательство Петра I и его преемников. В ряде случаев нормативные документы вступали в противоречие друг с другом. Сложившаяся ситуация послужила поводом для создания кодификационной комиссии под руководством М.М. Сперанского - видного юриста и общественного деятеля, человека незаурядного и высокообразованного. Полное собрание законов Российской империи, состоявшее из 45 томов, было подготовлено и напечатано в 1830 г. В него было включено 330920 нормативных актов и 6 томов приложений. В Полном собрании законов были помещены в хронологическом порядке как действовавшие, так и утратившие свою силу нормативные правовые документы, начиная с Соборного уложения и заканчивая манифестом о вступлении на престол Николая I.

На основе подготовленного материала М.М. Сперанский составил Свод законов Российской империи в 15 томах, который был издан в 1832 г., а с 1 января 1835 г. вступил в силу. В Свод вошли лишь действующие законы, расположенные по особой системе, разработанной М.М. Сперанским: законы об органах власти, управления и государственной службе; уставы о повинностях; уставы казенного управления; законы о сословиях; гражданское законодательство; уставы государственного благоустройства; уставы благочиния; уголовные законы. Система Свода оставалась неизменной до Октябрьской революции 1917 г., лишь в 1885 г. Свод был дополнен процессуальным законодательством.

Важным памятником русского права первой половины XIX в. является Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, принятое в 1845 г.

Кодификация законов Российской империи имела огромное значение. Сперанскому удалось систематизировать действующее законодательство за 176 лет, что облегчало его изучение и практическое применение.

 

9.7. Гражданско-правовые отношения по Своду законов

 

Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9-м, 10-м и 11-м томах Свода законов. Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество.

Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики, лавки, любые строения и пустые дворовые места. Недвижимое имущество могло быть благоприобретенным или родовым.

К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, картины и другие предметы, относящиеся к науке и искусству, домашние уборы, экипажи, орудия земельного производства, инструменты, лошади и другой скот, сжатый и молоченый хлеб, продукция заводского производства, металлы, минералы и другие полезные ископаемые.

Существовало два вида собственности - частная и государственная. Промежуточное положение занимала собственность особ императорского дома.

Впервые было установлено право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для формирования авторского и патентного права. Сроки пользования и порядок разрешения споров по данному виду собственности оговорены в Уставе о цензуре и в Законах о гражданском судопроизводстве.

Свод законов различает полное и неполное право частной собственности на землю и на имущество. По праву полной собственности владелец имел право не только на землю, но и " на все, что заключалось в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся". В статье 430 говорилось, что даже клад принадлежал владельцу земли и без его разрешения не мог быть " отыскиваем" ни частными лицами, ни местным начальством. Но если кто-либо случайно находил клад на чужой земле, то клад делился пополам.

В главе 2 (ст. 432) дается определение неполного права собственности. Право собственности считается неполным, когда оно ограничивается правами других лиц на пользование теми же объектами права собственности:

право участия в пользовании и получении выгод от чужого имущества:

право угодий в чужих владениях:

право собственности на заповедные наследственные имения: право собственности на имения, которые жаловались на праве майоратов в западных губерниях.

Право участия в пользовании и получении выгод от чужого имущества было двух видов - общее и частное.

Закреплялось для всех право прохода и проезда по большим дорогам и по путям водного сообщения, в чьих владениях они ни находились бы. Владельцы земель, прилегающих к большой дороге, не имели права скашивать и вытравлять траву, растущую вдоль дороги, чтобы оставить подножный корм для прогоняемого скота. Владельцам земель, прилегающим к водным путям, запрещалось строить недостаточно надежные мосты через судоходные реки, на судоходных реках не разрешалось строительство мельниц, плотин и прочих преград, мешающих судоходству. Они обязаны были " допускать" проход и проезд людей, занимающихся подъемом рычажных судов и рыбной ловлей.

По праву частного участия (ст. 442) владелец, чьи земли лежали в верховьях реки, мог требовать, чтобы сосед не поднимал запрудами уровень воды, чтобы не затоплять его луга. В статье 445 оговаривались права хозяина дома, который мог требовать, чтобы сосед не пристраивал кухни и печи к стене его дома, не лил воду и не сметал мусор на его дом, не делал ската крыши на его двор и т.д.

В статьях 543 и 544 дается определение общего права собственности. Право общего владения относилось к имуществу, которое являлось неделимым, или к имуществу, подлежащему разделу. Доходы в таких имениях распределялись между " всеми соучастниками по соразмерности частей".

Право на полное распоряжение имуществом возникало с 21 года. Лица, получившие наследство, могли управлять своим имуществом с 17 лет, но распоряжаться капиталом могли только с согласия попечителей.

Устанавливался ряд ограничений для подданных других государств, иноверцев, для женщин, крестьян и горожан. В частности, для евреев была установлена черта оседлости, им запрещалось приобретать недвижимую собственность вне этой черты.

Крестьянам, получившим свободу, запрещалось выделяться из общины. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и не владевшие недвижимым имуществом, не могли принимать обязательства по векселям.

Подробно регламентировалось залоговое право. Закладывать можно было как движимое, так и недвижимое имущество. Для залога недвижимого имущества требовалось заключение договора с выполнением определенных требований и удостоверением в официальных органах. Залогодержатель имел право получать доходы с недвижимого имущества. Залогодателю предоставлялось право в течение шести месяцев выкупить заложенное имение. По истечении данного срока имение назначалось к публичной продаже. Заклад движимого имущества совершался в письменном виде явочным или домашним порядком. Закладывать вещи могли лишь лица, которые по закону могли отчуждать их, а принимать в залог - лишь те, которые могли владеть ими на правах собственности. Вещи, находящиеся в залоге, не могли быть перезаложены. Стал широко практиковаться залог в кредитных учреждениях.

Обязательственное право. Действительным считался договор, заключенный в письменном виде, но в ряде случаев допускалась устная форма.

По законодательству начала XIX в. известны договоры мены, купли-продажи, запродажи, т.е. предварительной продажи с внесением денежного задатка и заключением впоследствии договора купли-продажи, дарения, подряда, поставки, займа, страхования, личного и имущественного найма, поклажи, перевозки, товарищества.

Различались товарищества четырех видов: полное, когда все участники отвечают за сделки своим имуществом, по вере или по вкладам, акционерная компания (" по участкам") и артель, когда все участники имеют общий счет. Для создания товарищества требовалась только регистрация, а для создания акционерного общества необходимо было разрешение правительства.

Недвижимое имущество могло отдаваться внаем на срок до 12 лет. При этом новый владелец вправе был односторонне прекратить договор найма, заключенный его предшественником.

Закон устанавливал проценты (6%) по займам в том случае, если они не были оговорены в договоре. Заемные письма могли передаваться третьим лицам, принимающим на себя обязательства по уплате долга и право обратить взыскание на должника.

Проданное родовое имение в течение трех лет могло быть выкуплено членами данной фамилии или рода.

Договор личного найма оформлялся на гербовой бумаге и заносился в книгу маклера. Родители имели право отдавать своих детей без их согласия на обучение ремеслу. Крестьяне и мещане, не уплатившие денежные взыскания, отдавались на принудительные работы.

Договор поклажи оформлялся в письменном виде, и если имущество было похищено вместе с имуществом приемщика или сгорело при пожаре, то за сохранность данного имущество никто ответственности не нес. В случае несостоятельности лица, сдавшего вещи на хранение, приемщик обязан был сообщать о нахождении у него имущества.

Семейное право. Семейно-брачные отношения всегда являлись малоподвижной, консервативной областью права и находились под сильным влиянием церкви. По закону признавался только церковный брак. Лица православного христианского вероисповедания не могли вступать в брак с лицами других вероисповеданий. По-прежнему сохранялось подчиненное положение женщины в семье. Законодательство разрешало мужу наказывать жену. Паспорт жене мог выдаваться только с разрешения мужа. Жена должна была следовать за мужем в случае перемены последним места жительства. Брачный возраст для юношей установлен с 18 лет, для девушек - с 16. При этом архиереям, в отдельных случаях, предоставлялось право снижать брачный возраст. Запрещалось вступать в брак мужчинам старше 80 лет, женщинам - старше 60. Для вступления в брак требовалось не только согласие брачующихся, но и их родителей или опекунов. Для военнослужащих требовалось согласие вышестоящего начальства, для помещичьих крестьян - согласие помещика.

Супруги имели раздельные права на имущество. Приданое жены и имущество, полученное в дар или через наследство, а также приобретенное лично во время брака, считалось ее отдельной собственностью. Супруги могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом. За долги друг друга супруги не отвечали.

Отцу принадлежала власть над детьми. От детей никакие жалобы на родителей в суд не принимались, а родители имели право обращаться в суд с просьбой о заключении детей под стражу от двух до четырех месяцев. Если взрослые дети проживали вместе с родителями, то они не имели права вступать в какие-либо имущественные сделки. Дети, отделенные от родителей, имели право распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению. Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

К матери власть над детьми переходила в случае смерти отца или лишения его судом прав состояния.

Наследственное право. Имущество передавалось наследникам по закону и по завещанию. Наследниками первой очереди по закону считались сыновья, затем внуки и правнуки.

При отсутствии наследников мужского пола наследниками становились дочери, внучки и правнучки умершего. Если не было прямых наследников, то наследство передавалось родственникам по боковой линии. Имущество умерших бездетных сына или дочери, полученное от родителей, возвращалось родителям. Переживший супруг получал 1/7 часть из недвижимого имущества и 1/4 из движимого. Сестры при живых братьях получали 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого.

По своему усмотрению можно было завещать только благоприобретенное имущество. Родовое имущество могло завещаться лишь в тех случаях, когда завещатель был бездетным, и только пережившему супругу в пожизненное пользование или ближайшему родственнику.

Наследники обязаны были уплатить все долги умершего даже в том случае, если наследственного имущества было недостаточно.

Наследство считалось выморочным и поступало в казну, если наследников не было вообще или никто из них не явился в течение 10 лет за получением наследства.

 

9.8. Уголовное право

 

Уголовное право также было кодифицировано и вошло в Свод законов, однако оно не устраивало Николая I, поэтому в 1845 г. было подготовлено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уложением устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Уложение применялось ко всем российским подданным. Незнание закона не освобождало от наказания. Преступлением считалось всякое нарушение закона. Под проступком понималось нарушение правил, предписанных для охранения определенных законом прав и личной безопасности. Преступления и проступки делились на умышленные, т.е. заранее обдуманные, и неумышленные, совершенные по " внезапному побуждению". Определялось соучастие в преступлении, выделялись главные виновные и участники преступления. Соучастники преступления делились на: зачинщиков, управлявших действиями при совершении преступления; сообщников, принимавших участие в преступлении; подговорщиков или подстрекателей, склонявших к совершению преступления других лиц; пособников, которые сами не участвовали в совершении преступления, но помогали его совершать; попустителей, которые имели возможность предотвратить преступление, но допустили его; укрывателей, укрывавших похищенные вещи и самих преступников. " Прикосновенными" к преступлению признавались лица, знавшие о преступлении и не донесшие о нем.

К наиболее тяжким преступлениям относились действия, направленные против церкви, и государственные преступления: измена, бунт, посягательство на жизнь " государя императора и членов императорского двора". Специально выделены преступления против порядка управления и должностные преступления. К таким преступлениям относились подделка документов, казнокрадство, неповиновение власти, разглашение служебных тайн. В Уложении появились новые нормы " О неповиновении фабричных и заводских людей". Предусматривались наказания участникам забастовок. Зачинщики подвергались аресту на срок до трех месяцев, участники - от семи дней до трех недель.

Самым тяжким преступлением против граждан считалось убийство, которое подразделялось на квалифицированное, умышленное и неумышленное. К квалифицированному убийству относилось убийство родителей, начальника, мастера, священника, господина, а также убийство, совершенное способом, мучительным для убитого. Квалифицированное убийство каралось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы.

За имущественные преступления, поджог и конокрадство полагалось тюремное заключение или каторжные работы на разные сроки.

К преступлениям против семьи и нравственности относились: насильственный брак, многобрачие, прелюбодеяние и изнасилование. За такие преступления отправляли в исправительные арестантские отделения или каторжные работы на разные сроки. В главе второй Уложения перечислены все виды наказания: смертная казнь, ссылка на каторжные работы или на поселение в Сибирь и на Кавказ, публичные телесные наказания плетьми, лишение прав состояния, потеря семейственных прав, временное заключение в крепости (в смирительном доме или в тюрьме), кратковременный арест, денежные взыскания, замечания и внушения. Смертная казнь иногда заменялась политической " смертью", за которой следовала ссылка в каторжные работы. Лишение всех прав состояния сопровождалось всегда лишением всех титулов, чинов и орденов. Лишение прав состояния не распространялось на жену и детей осужденного. Мужчины, достигшие 70 лет, и женщины освобождались от клеймения.

К дворянам, духовным лицам и купцам применялась такая мера наказания, как лишение дворянства, чинов, права поступления на государственную службу, лишение духовного звания, купцам запрещалось записываться в купеческие гильдии. Кроме основных наказаний применялись еще и дополнительные: церковное покаяние, конфискация имущества, надзор полиции.

В Уложении предусматривался сословный подход к преступникам. Дворяне, духовенство, купцы первой и второй гильдий освобождались от клеймения, заковывания, наказания плетьми. Кратковременный арест они могли отбывать дома, в то время как другие - в полицейских участках.

 

9.9. Судебный процесс

 

Судебный процесс в рассматриваемый период имел следующие особенности. Указом 1801 г. запрещались пытки при ведении следствия, однако на практике они применялись. Следствие и исполнение приговора производились полицией. Надзор за следствием осуществляли прокурор и стряпчие. После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебные заседания проходили при закрытых дверях. Дела рассматривались по одним лишь письменным показаниям. Стороны и свидетели в суд не допускались. Главным доказательством вины считалось письменное признание обвиняемого, которое часто вырывалось пыткой. Приговор выносили по формальным признакам: сколько - " за", сколько - " против". За недоказуемостью вины дело прекращалось, но тогда человек на всю жизнь оставался " во подозрении". Приговор обжаловать было почти невозможно. Адвокатуры не было. Дела велись очень медленно, в суде процветали взяточничество и злоупотребления. Образовательный уровень судей был очень низким.

В целом Полное собрание законов и Свод законов Российской империи имели большое политическое и юридическое значение. Созданная система права действовала практически до конца существования империи.

 

9.10. Общественно-политические движения

 

Первая половина XIX в. характерна подъемом народного самосознания, в результате которого активизировалось общественно-политическое движение. Прогрессивно мыслящие представители разных слоев общества ощущали необходимость кардинальных перемен, разрабатывали свои программы изменения социально-политической системы страны. Формированию революционного мировоззрения у передовой части дворянства способствовала Отечественная война 1812 г. Свидетельством тому являются тайные общества в форме офицерских товариществ. В 1816 году возникло тайное общество будущих декабристов - " Союз спасения", которое разработало программу и конституционные проекты. Автором проекта " Конституции" был Н.М. Муравьев, автором " Русской правды" - П.И. Пестель.

Н.М. Муравьев являлся сторонником конституционной монархии. Законодательная власть, по его мнению, должна принадлежать народному вече, а исполнительная - императору. Император командовал войсками, но не имел права начинать войну и заключать мир. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Ему назначалось жалованье в сумме 8 млн. руб. ежегодно. Придворный штат он мог содержать за свой счет.

Избирательные права граждан ограничивались образовательным и имущественным цензом. По конституции Н. Муравьева крепостное право должно было быть отменено, а военные поселения ликвидированы. Отменялись Табель о рангах, сословия и национальности. Вводилось понятие гражданина Российского государства. Все русские равны перед законом. Будущая Россия представлялась федеральным государством. Империя делилась на 15 держав. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен стать Нижний Новгород.

П.И. Пестель был сторонником республиканского правления. Самодержавие в России, по " Русской правде" Пестеля, должно быть уничтожено. Царская фамилия физически истреблялась. По его мнению, все сословия в государстве должны быть слиты " в единое сословие гражданское". Все россияне объявлялись одинаково благородными. Объявлялось равенство всех перед законом. Гражданское совершеннолетие наступало в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола получали избирательные права. Женщины как по проекту Муравьева, так и по проекту Пестеля избирательных прав не имели.

Республика Пестеля делилась на губернии, губернии - на уезды, уезды - на волости. Законодательным органом должно стать народное вече. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Кроме законодательной и исполнительной власти предполагалась еще блюстительная власть. Столицей республики должен стать Нижний Новгород.

" Русская правда" Пестеля - революционный проект буржуазного переустройства крепостной России.

Как известно, декабристы потерпели поражение, но общественное движение еще более активизировалось, началось размежевание трех идейных направлений: консервативного, либерального, радикального.

Консервативную позицию сформулировал министр просвещения С.С. Уваров, создавший теорию официальной народности, которая заключалась в добровольном союзе государя и народа. Самодержавие признавалось единственной формой правления. Обосновывались ненужность социальных изменений и необходимость укрепления самодержавия и крепостного права.

Эта теория вызвала резкую критику и радикалов, и либералов. Из радикалов наибольшую известность получил П.Я. Чаадаев с его " Философскими письмами", в которых он резко критиковал крепостничество, самодержавие. По его мнению, ни в прошлом, ни в настоящем у русского народа нет ничего светлого. Главную причину отсталости и застойного существования России он видел в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. Спасение России он видел в объединении всех христианских стран в новую общность, которая обеспечит духовную свободу и прогресс всех народов.

Идеи Чаадаева о роли и судьбах церковной жизни были подхвачены и продолжены Вл. Соловьевым и А. Герценом.

В среде дворянской интеллигенции на рубеже 30-х - 40-х годов сложились два течения - славянофилы и западники.

Славянофилы считали необходимым переоценить опыт допетровской Руси о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая. Единственно верной и глубоко нравственной религией они считали православие. Славянофилы боролись против низкопоклонства перед Западом.

Западники считали, что Россия должна развиваться по западному образцу. Они выступали за широкое просвещение народа, критиковали крепостнический строй.

В рассматриваемый период возникли многочисленные просветительские кружки. Их члены разделяли идеологию декабристов, зачитывались знаменитым посланием А.С. Пушкина в Сибирь и ответом ему декабристов. По мнению В.И. Ленина, декабристы разбудили Герцена, а Герцен разбудил народников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.