Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый стиль






В 1933 году Сталин имел в своем распоряжении архитекторов нескольких человеческих типов, нескольких поколений и двух разных культур. Среди архитекторов, сложившихся до революции, были представители всех направлений: вожди конструктивизма Веснины, Гинзбург, Мельников, лидер формалистов Ладовский, классицисты Жолтовский, Фомин, эклектики Щуко и Щусев, одинаково успешно работавший в любом стиле. Объединяла всех политическая лояльность и стремление к государственным заказам, поскольку частных практически не было. Для этих людей творческая идейность была важнее политической. Последнюю они воспринимали как данность, неизбежную плату за право работать по профессии. К концу тридцатых годов возник тип архитектора, целиком воспитанного при советской власти. Для молодежи творческая принципиальность была менее важна, чем партийная дисциплина. Такие люди сначала возглавили ВОПРА, а потом и Союз советских архитекторов.

Раннесталинская архитектура 1932—1935 годов («постконструктивизм», по определению С. О. Хан-Магомедова) охватывает довольно большое количество построек и проектов нескольких разных типов:

а) механические гибриды, вроде гостиницы «Москва»;

б) мутанты — попытки бывших левых архитекторов ответить на заказ Сталина, не порывая окончательно с привычными стилистическими и композиционными приемами. Множество таких проектов было показано на конкурсах середины тридцатых и относительно мало реализовано. Производство мутантов возглавляли Веснины и Гинзбург;

в) немногочисленные полноценные, то есть органические проекты, авторам которых повезло — удалось на короткое время, не калеча себя, вписаться в эпоху.

 

Одновременно с промежуточными стилевыми вариациями уже осенью 1933 года появляются проекты, угадавшие будущий зрелый сталинский стиль — работы Щусева, Алабяна, Мордвинова и их эпигонов.

Среди конкурсов тридцатых годов, на которых оттачивался творческий метод сталинских архитекторов, конкурс на здание Наркомата тяжелой промышленности — важнейший. Материалы конкурса форпроектов на здание Наркомтяжпрома опубликованы в десятом номере Архитектуры СССР за 1934 год. Они иллюстрируют новый способ творческого мышления советских архитекторов. Опубликованные проекты объединяет одна общая черта — почти у всех нет прошлого, нет корней. Ни один из них не мог появиться в результате индивидуального творческого развития[12].

Надо отметить, что хотя в советской архитектуре легко выделить переходный период движения от конструктивизма к сталинскому ампиру между 1932 и 1935 годами («постконструктивизм», по Хан- Магомедову), почти с самого начала появлялись проекты, предвосхитившие зрелый сталинский стиль конца тридцатых и даже второй половины сороковых годов. Проекты застройки Ростовской набережной Щусева и Смоленской набережной Розенфельда, опубликованные в «Архитектуре СССР» № 4 за 1934 год, уже демонстрируют пышный дворцовый стиль, характерный для послевоенной, победной архитектуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.