Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выберите понравившееся вам высказывание. Аргументируйте свое согласие или несогласие с ним.






1) Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью (А.И. Куприн).

2) Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (Л.Н. Толстой).

3) Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).

4) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г. Паустовский).

5) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи (Н.В. Гоголь).

6) Необыкновенный язык есть тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям... (Н.В. Гоголь).

7)...язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство над всеми языками (А.С. Пушкин).

8) А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! (А.С. Пушкин).

9) Славяно-русский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий (Г.Р. Державин).

10) Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка (М.В. Ломоносов).

11) Французский язык, подкреплённый греческим и латинским, призвав на помощь все свои диалекты... и даже язык Рабле, — разве только он один мог бы дать представление об этой утончённости и об этой энергетической силе... русского языка (Проспер Мериме).

12) Какой красивый русский язык: все преимущества немецкого, без его ужасной грубости (Ф. Энгельс).

13)...именно русский язык должен лечь в основу языка всечеловеческого (Г. Уэллс).

3. Прочитайте текст. Озаглавьте его, составьте план. Расскажите, каким образом взаимодействуют язык и общество?

Проблема «Язык и общество» широка и многопланова. Прежде всего язык социален и по своей сущности. Основанная его функция – быть средством, орудием общения людей. На базе этой функции и в связи с нею языком осуществляются и другие функции – воздействия, сообщения, формирования и выражения мысли. Эти функции также социальны.

Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан и использует язык так, как умеет и может. Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества - это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства.

Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждений, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества.

Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.

4. Прочитайте следующий отрывок из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» и ответьте на вопросы.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет семь-восемь, другой 2-4 года. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, опиралась на руки и колени. А бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она, лакая, а мясо ела только с пола. Из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла.

Девочка хорошо видела в темноте и боялась сильного света, огня и воды, не давала себя мыть. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стенке. Одежду с себя срывала и даже в холод сбрасывала одеяло.

Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять; через шесть лет – ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь лет – сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка.

ВОПРОСЫ:

1. Чем можно объяснить, что, прожив семь лет с людьми, Камала выучила только сорок пять слов?

2. Почему в семнадцатилетнем возрасте, когда девушка уже около десяти лет прожила среди людей, её умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка?

3. Каким был бы интеллект семнадцатилетней девушки Камалы, если бы она провела свое детство не среди волков, а в обществе людей, которые бы, однако, не общались ни с ней, ни в ее присутствии между собой?

 

5. Определите, какое значение имеет слово язык в следующих словосочетаниях, предложениях?

1) Красный язык, шершавый язык, влажный язык, длинный язык.

2) Мал язык, да весом владеет. Мал язык, великим человеком ворочает. Как только у тебя язык повернулся сказать? Лишиться языка. Не сходит с языка. Прикуси язык. Прилип язык к гортани.

3) Говорить на разных языках. Русский язык. Болгарский язык. Материалы к словарю древнерусского языка. Вольтер говорил, что за пять-шесть лет можно выучить любой язык, чтобы понимать его, но всю жизнь надо изучать свой родной язык.

4) Официальный язык. Язык газет, радио, телевидения.

5) Язык жестов. Язык мимики. Язык рук. Язык цветов. Язык пантомимы.

6) Без языка и колокол нем.

7) Допросить языка. Взять в плен языка.

8) Умрете за язык и не за язык токмо. Встанет язык на язык, и царство на царство (летопись). Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык (Пушкин).

Наиболее полно раскрыта семантика слова язык в «Словаре современного русского литературного языка», 17 том, с. 2050. Словарные статьи в этом словаре расположены на странице в двух столбцах. Обычно одна статья содержит от 2 до 20-30 строчек печатного текста. Словарная статья с заглавным словом язык занимает восемь с половиной столбцов, содержит 600 строчек! Подумайте, о чем это свидетельствует? О важности самого явления? О его сложности? О разнообразии его проявления? Об умении и способности человека усмотреть связь между различными реалиями и отразить ее в слове? Вероятно, обо всем этом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.