Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять наций под одной короной






Английская королева — самая известная в мире коронованная осо­ба, но при этом такого государства, как Англия, нет. Субъектом меж­дународного права является Соединенное Королевство Великобрита­нии и Северной Ирландии. Соединенное Королевство появилось в 1801 г., а процесс экспансии начался в XII в. Великобритания — глав­ный элемент Соединенного Королевства — состоит Из Англии, Шот­ландии, Уэльса. Вторая часть Соединенного Королевства — Северная Ирландия — делится на шесть графств Ольстера. Остальная Ирландия в результате восстания против британской короны, вспыхнувшего в Дублине в 1916 г., отделилась от Соединенного Королевства, образо­вав в 1921 г. самостоятельное государство.

Соединенное Королевство — многонациональное государство [8]. Подавляющее большинство жителей Англии считают себя англичана­ми, Уэльса — валлийцами, Шотландии — шотландцами, но при этом многие воспринимают себя еще и как британцы. В Северной Ирлан­дии люди разделяют себя на две нации: большинство католиков счи­тают себя ирландцами, а большинство протестантов — британцами.

Северную Ирландию можно счесть «наименее английской» час­тью Соединенного Королевства. Формально — это светское государ­ственное образование, но ее политика определяется различной наци­ональной самоидентификацией протестантов и католиков. Протестан­ты, составляющие больше трех пятых населения, хотят, чтобы их страна по-прежнему была в составе Соединенного Королевства. До 1972 г. протестантское большинство управляло страной через местный пар­ламент, находящийся в Стормонте, пригороде Белфаста. Значитель-


ная часть католического меньшинства не поддерживала этот режим, стремясь к выходу из Соединенного Королевства и присоединению к Ирландии (Irish Republic), которая считает графства Ольстера частью своей территории (о чем упомянуто в конституции-страны).

С 1968 г., когда начались выступления католиков, протестовавших против дискриминации, страна объята смутой. Демонстрации в авгус­те 1969 г. привели к уличным беспорядкам, для подавления которых были привлечены подразделения британской армии. Незаконная Ир­ландская Республиканская Армия (ИРА) возродилась и в 1971 г. нача­ла военные действия с целью отделения Северной Ирландии от Со­единенного Королевства. В ответ протестанты также организовали не­законные вооруженные формирования. С августа 1969 г. жертвами политического насилия пало более 3200 человек. В процентном соот­ношении к численности населения количество погибших эквивалент­но ПО 000 человек в Британии или более 500 000 человек — в Соеди­ненных Штатах Америки.

Политика британского правительства в Северной Ирландии была непоследовательна и беспорядочна. В 1969 г. британская армия вмеша­лась в конфликт, чтобы защитить протестантов. В 1971 г. с ее помощью в тщетной попытке уничтожить ИРА были без суда интернированы сотни католиков. В 1972 г. британское правительство распустило мест­ный парламент, передав управление министерству по делам Север­ной Ирландии.

Для заключения соглашения по Северной Ирландии необходима поддержка как противоборствующих военизированных формирований, так и партий, признающих исключительно парламентские методы политической борьбы. В 1994 г. ИРА объявила о прекращении военных действий, и партия Шин Фейн — политическое крыло Ирландского Республиканского движения — согласилась начать переговоры. Воору­женные формирования протестантов также приостановили свою дея­тельность. Прошла серия предварительных переговоров, которые вел американский сенатор Джордж Митчелл как человек, не являющий­ся ни британцем, ни ирландцем. В страстную пятницу 1998 г. было достигнуто и направлено на референдум соглашение, предусматрива­ющее создание выборного органа исполнительной власти и заключе­ние пограничного договора между Дублином и Белфастом. Соглаше­ние было поддержано огромным большинством католиков и незначи­тельным числом протестантов. В июне прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии; представленные там протестанты примыкали к партиям, поддерживающим и не поддерживающим соглашение, а католики были разделены между отвергающей насилие Социал-де­мократической лейбористской партией (СДЛП) и Шин Фейн.

Военизированные организации приняли соглашение с тем усло­вием, что из тюрем будут освобождены члены этих организаций, осуж­денные за насильственные действия, в том числе за убийства и взры-


вы. Боевики должны были сдать имеющееся у них оружие. Часть ир­ландских республиканцев отказалась от выполнения этого условия и выразила свое несогласие, взорвав в августе 1998 г. в центре североир­ландского города Ома бомбу, в результате чего погибло 28 человек.

Уэльс был присоединен к Англии в XVI в. и управлялся с тех пор
как неотъемлемая часть страны. Наиболее характерная черта разли­
чия — это существование древнего валлийского языка. Индустриали­
зация приблизила жителей Уэльса к Англии — если в начале века по-
валлийски говорило больше половины населения, то сейчас — менее
четверти. В Уэльсе заметен резкий контраст между густонаселенным,
промышленно развитым, англоязычным Югом и преимущественно
сельскохозяйственным, немногочисленным Северо-Западом, где боль­
шинство населения говорит по-валлийски. В 1964 г. было создано от­
дельное министерство по делам Уэльса, и глава этого ведомства вхо­
дит в состав правительства. •,

Шотландия некогда была суверенным королевством; после при­нятия в 1707 г. Акта об унии власть парламента распространяется на всю Великобританию. Однако шотландцы сохранили собственные юридические, религиозные и образовательные институты, а админи­стративное управление осуществляет министерство по делам Шот­ландии, глава которого является членом кабинета министров и обя­зан выполнять его решения [9].

Каждая из составляющих Соединенное Королевство частей про­водит собственную партийную политику (табл. 8.1). На крайних пози­циях стоит Северная Ирландия, и британские партии не участвуют в тамошних выборах. В Шотландии соперничают четыре партии. На все­общих выборах 1997 г. большинство голосов получила Лейбористская партия, а на втором месте оказалась Шотландская Национальная партия, отстаивающая идеи независимости. Консерваторы не сумели завоевать ни одного места. В Уэльсе за националистическую партию Плэйд Симру проголосовало менее одной десятой валлийских изби­рателей. Характерной особенностью Уэльса является непропорциональ­но высокий процент голосов, отданных за лейбористов.

Упорная и длительная кампания, развернутая сторонниками де-волюции, привела к тому, что лейбористы — крупнейшая партия в Шотландии и Уэльсе — склонились к необходимости создания неза­висимого законодательного органа в Шотландии и предоставления Уэльсу больших административных полномочий. В 1997 г, состоялись референдумы по этим вопросам. В Шотландии из 60% проголосовав­ших 74% высказались за шотландский парламент и 63% — за наделе­ние его ограниченным правом повышать или понижать налоги. В Уэль­се идея создания ассамблеи нашла поддержку лишь у 50, 3% проголо­совавших (при низкой активности избирателей). Это можно объяснить тем, что партия Плэйд Симру пропагандировала более широкое ис­пользование валлийского языка и тем самым вселила тревогу в те


Таблица 8.1 Распределение голосов по национальностям. 1997 г.

Процентное соотношение голосов  
г,..   Англия   Шотландия   Уэльс   Северная Ирландия   Соединенное Королевство  
Неолейбористы   43, 5.   45, 6   54, 7     43, 2  
Консерваторы   33, 7   17, 5   19, 6   1, 2   30, 7  
Либеральные                      
демократы   18, 0   13, 0   12, 4     16, 8  
Националисты     22, 1   9, 9   89, 5*   4, 6  
Прочие   4, 8   1, 8   3, 4   9, 3   4, 7  
Население                      
(млн чел.)   48, 9   5, 1   2, 9   1, 6   58, 6  

* Из них 49, 3% проголосовали за пробританские юнионистские партии, под­держиваемые протестантами; 40, 2% — за ирландские националистические партии (СДЛП и Шин Фейн), поддерживаемые католиками,

Истопник: House of Commons Library.

четыре пятых населения, которые в отличие от оставшейся части не являлись двуязычными и потому опасались притеснений.

Первые выборы в шотландский парламент, наделенный властью принимать законы, определять бюджет и регулировать налоги, и в ассамблею, не имеющую законодательных полномочий, состоялись в Уэльсе 6 мая 1999 г. по системе пропорционального представительства. При 34% проголосовавших лейбористы получили 56 мандатов, но этого было недостаточно для большинства в 129-местном парламенте. Шот­ландская Национальная партия заняла второе место (28% проголосо­вавших и 35 мандатов). Консерваторы, за которых проголосовало 14 про­центов, получили 18 мандатов, а либералы замыкали список (13% и 18 мандатов). Как лидер партии, получившей наибольшее число мест, Дональд Дьюэр получил предложение стать премьер-министром и возглавил коалиционное правительство, куда вошли также либераль­ные демократы.

В Уэльсе выборы по системе пропорционального представитель-стйа принесли лейбористам 36% голосов и 28 мандатов, чего было недостаточно для большинства в 60-местной Ассамблее. На втором месте оказалась Валлийская Националистическая партия Плэд Кимру (31% и 17 мандатов). Консерваторы получили соответственно 16% и 9 мандатов. Либеральные демократы — 12% и 6 мандатов. Лейбористы стали в ассамблее Уэльса правящим меньшинством, но вопросы за­конодательства и бюджетные ассигнования на социальную сферу ос­таются в руках британского кабинета министров.

Соединенное Королевство представляет собой унитарное государ­ство, т.е. политическую систему, имеющую единственный источник


власти — британский парламент. В этом ее отличие от федеративных образований — таких, как США или Германия. Тем не менее институ­ты власти в Соединенном Королевстве не единообразны. Особые ад­министративные учреждения существуют в Шотландии и Уэльсе, а деволюция усиливает их политическую легитимность, создавая все­народно избранные законодательные собрания. Что касается Север­ной Ирландии, то на ее территории всегда действовало особое зако­нодательство.. Однако существует и действует доктрина «территори­ального равноправия*, т.е. пенсионное обеспечение, пособия по безработице, медицинская помощь и образование предоставляются во всех частях Соединенного Королевства одинаково.

В этой главе рассматривается политическая жизнь Англии, потому что Англия является доминирующим в структуре Соединенного Ко­ролевства элементом: там проживает пять шестых всего населения страны, а шестая часть распределена между тремя другими нациями (см. табл. 8.1). Ни одно правительство Соединенного Королевства не может позволить себе пренебречь коренными интересами Англии, а политики, желающие выдвинуться и стать членами кабинета, обя­заны соблюдать нормы английского общества. Во время избиратель­ной кампании 1997 г. Тони Блэр напоминал шотландским избирате­лям; «На меня как на английского парламентария была и будет возло­жена верховная власть» { 10].

На протяжении столетий в Англию из других стран Европы шел не слишком обильный, но все же значительный приток иммигрантов. Сама Елизавета II происходит из королевского дома, один из Пред­ставителей которого в 1714 г. приехал из германского города Ганнове­ра, чтобы занять английский престол. До Первой мировой войны, приведшей к всплеску антигерманских настроений, эта династия на­зывалась Сакс-Кобург-Готской. В 1917 г. король Георг Усвоим указом сменил родовую фамилию и стал именоваться Виндзором.

Большая часть послевоенных иммигрантов устремлялась в Англию в поисках работы, а в конце 50-х годов к ним присоединились выход­цы из Вест-Индии, Пакистана, Индии, Гонконга и других стран мно­гонационального Британского Содружеству. Численность небелого населения Соединенного Королевства возросла с 74 000 человек в 1951 г. до 3, 3 млн в наши дни, что составляет около 6%. Общественное мнение неодобрительно воспринимало приток небелых иммигрантов, и это отразилось в законах, ограничивающих их численность, приня­тых правительствами лейбористов и консерваторов.

Новые иммигранты схожи между собой только в одном — все они не принадлежат к белой расе. Они исповедуют разные религии и отно­сятся к разным культурам: для выходцев из Вест-Индии родными яв-


ляются английский язык и христианская традиция; иммигранты из Индии и Пакистана — это индуисты, мусульмане, сикхи, использую­щие английский в качестве второго языка. Немногочисленная афри­канская диаспора разделена по национальному признаку, а китайцы из Гонконга сохраняют свой собственный уклад. По происхождению иммигранты распределяются следующим образом: почти три пятых — это выходцы с Индийского субконтинента; чуть меньше трети — из стран Карибского бассейна или Африки и одна десятая — из Азии (в основном из Китая).

В настоящее время важнейший аспект межрасовых отношений — это позиция, занимаемая небелыми потомками иммигрантов, родив­шимися в Британии. Вне зависимости от страны происхождения они по-разному решают вопрос самоидентификации: 64% выходцев из стран Карибского бассейна, более трех пятых общего числа индусов, пакистанцев, бангладешцев и две пятых китайской общины [И] счи­тают себя британцами. Были приняты законы, призванные нормали­зовать межрасовые отношения и меры, направленные на борьбу с расовой дискриминацией. Тем не менее, по сравнению с американс­ким законодательством, судебное разбирательство практикуется до­вольно редко. Борясь с дискриминацией, правительственная Комис­сия ш> расовому равенству занимается в первую очередь расследова­нием и сглаживанием конфликтов, а не привлечением к судебной ответственности.

Иммигранты и их потомки постепенно становятся весомым факто­ром избирательной кампании, поскольку политики, баллотирующиеся в местах их компактного проживания, осознали потенциальную важ­ность этого сектора общества. Ныне сотни небелых советников работа­ют в органах местного самоуправления, сформированных в значитель­ной степени из лейбористов, пользующихся симпатиями иммигрантов-избирателей. На всеобщих выборах 1997 г. в парламент прошли девять представителей небелого населения, по происхождению которых — Индия, Пакистан, Гайана, Аден, Гана и американский штат Джорд­жия — можно судить о разнообразии иммигрантских общин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.