Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование современной Англии






Исторические ограничения

> • ''..! : ' -

Формирование современной Англии

v Судьба каждой страны обусловлена ее историей: наследие про­шлого ограничивает количество вариантов, из которых надо выби­рать. И по аналогии с понятием «доисторические времена» можно.сказать, что на протяжении большей части своей истории Англия была «додемократической» страной. Ее нельзя было назвать демокра­тической в современном смысле этого слова, но все ее институты медленно эволюционировали в сторону демократии.

По сравнению с европейскими соседями Англии, можно сказать, повезло: многие из фундаментальных вопросов управления государ-ством были решены, там гораздо раньше, чем в других странах. Еще в эпоху позднего средневековья центральная политическая власть со­средоточилась в руках монарха. В XVI в., когда король Генрих VIII порвал с римско-католической церковью и основал англиканскую, укрепился приоритет государственной светской власти над властью церковной. Борьба между королем и парламентом завершилась Рес­таврацией 1660 г. и Славной Революцией 1688 г. В конце XVIII в. поли­тическая власть была разделена между престолом и парламентом пу­тем создания системы представительного правления.

Среди современных политологов нет единого мнения по вопросу о том, когда именно сформировалась в Англии современная система правления [3]. Специалист по конституциям отнесет этот переход к 1485 г., когда возникла централизованная монархия Тюдоров; чело­век, изучающий историю экономики, начнет отсчет с 60-х годов XVIII в., т.е. с начала «промышленной революции», а разочарован­ный поборник реформ заявит, что этого вообще пока не произошло. Наиболее бедительным представляется суждение тех, кто связывает развитие современной системы правления с весьма длительным (1837-1901) царствованием королевы Виктории: именно тогда появились институты власти, призванные решать проблемы общества, которое, ш> мере того, как страна развивалась в промышленном отношении,

19'


год от году становилось все более образованным, урбанизированным и все нетерпимей относилось к закосневшим традициям, л

Благодаря осуществленной в 1832 г. реформе избирательные права постепенно стали получать широкие массы, и к 1885 г. правом голоса было наделено большинство англичан мужского пола. Соперничавшие друг с другом консерваторы и либералы стали проводить общенацио­нальные выборы. К 1918 г. избирательные права были предоставлены всем совершеннолетним гражданам мужского пола и определенной ка­тегории женского. Лейбористская партия, основанная в 1900 г. для того, чтобы в парламенте были представлены работники физического тру­да, первой в 1924 г. сформировала «теневой кабинет», что привело к расколу в рядах либералов. В 1911 г. королевское правительство стало полностью подотчетно избираемой палате представителей; женщины были уравнены в избирательных правах с мужнинашдаддь.вЛЗр г. «Промышленная революция» потребовала от власти улучшения условий и безопасности жизни в городах. В середине XIX в. институты власти из аристократических придатков королевского двора превра­тились в систему, способную вводить в действие и осуществлять зако­ны, касающиеся здравоохранения, образования, охраны-труда, а также взимать налоги, из которых должны были финансироваться новые структуры социальной сферы. В 1906 г. правительство либералов учре­дило пенсии по старости и страхование; на случай потери работы. В период между двумя мировыми войнами социальное обеспечение стало охватывать все более широкие круги населения. Валовой нацио­нальный продукт (ВНП) значительно возрос, а даи^шцрашиваемая правительством на социальные нужды, увеличились еще больше [4]. В 1890 г, она составляла 8%, в 1910 г. -г 12%, а к 1920 и увеличилась до 26%. Со времени окончания Второй мировой«ойны социальные вып­латы составляли от одной трети до половины ВНП. <

От возникновения современной системы государственной власти сама проблема управления страной не исчезает. В двух мировых войнах Англия оказывалась в стане победителей, однако ее политическое влияние уменьшилось. В своем политическом развитии стрцка после окончания Второй мировой войны прошла пять стадий. >, '

Во время войны возглавляемое Уинстоном Черчиллем коалици­онное правительство, куда вошли представители всех партий, зало­жило основы государства всеобщего благоденствия, имеющего сме­шанную экономику. Правительство для достижения победы обеспечи­ло полную занятость работоспособного населения и, чтобы «все получали поровну», ввело нормированное продовольственное снаб­жение. Вехами на пути к созданию британского государства всеобщего благоденствия стали три*документа (авторами первых двух были либе­ралы, а последнего — консерватор): доклад Бевериджа по социально­му обеспечению, доклад Джона Майнарда Кейнса о полной занятос­ти (1944) и Закон Батлера об образовании (1944). Политику «справед-


ливого распределения» проводил и кабинет лейбориста Клемента Эт-тли, избранного в 1945 г. В 1948 г. была создана Государственная служ­ба здравоохранения, бесплатно оказывающая медицинскую помощь любому, кто обращается туда/Угледобывающая и сталелитейная про­мышленность, железные дороги, компании, занимающиеся газо- и Электроснабжением, были национализированы (т.е. перешли в соб­ственность государства). К 1951 г. правительство лейбористов исчерпа­ло свой список согласованных перемен, но проводимой им экономи­ческой политике еще предстояло добиваться процветания.

< ….>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.