Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты феодальной системы к концу XI в.






К концу периода раннего Средневековья на территории Западной Европы в основных чертах сложилась система феодальных экономических и социальных отношений. Следует отметить, однако, что в некоторых регионах этот процесс был близок к завершению уже в IX-X вв., в то время как в Англии, Германии, Скандинавии он растянулся до XI-XII вв.

Поскольку экономика этого времени оставалась по преимуществу аграрной, определяющую роль в новой системе играли земля и связи, в которые люди были поставлены по отношению к ней, а также между собой. В IX-XI вв. в Европе снова формируется крупное землевладение. Основной хозяйственной единицей становится поместье - вотчина феодала. Несмотря на внешние аналогии, она коренным образом отличалась от римской рабовладельческой латифундии. Сельскохозяйственное производство в вотчине основывалось на труде мелких производителей, наделенных землей, орудиями труда, скотом, владевших домом и прочим имуществом. И хотя они находились в экономической и личной зависимости от феодала, ее формы были мягче в сравнении с античным рабством, оставляя средневековому крестьянину значительно большую хозяйственную самостоятельность и давая стимулы к развитию собственного хозяйства.

Как правило, земельный фонд вотчины делился на домен, остававшийся в руках господина, и мелкие наделы, передаваемые им крестьянам на правах держания, в то время как право собственности на них оставалось за феодалом. Таким образом, характерная черта феодальных поземельных отношений - сочетание крупной земельной собственности с мелким крестьянским владением.

Еще одна их особенность - условный и иерархический характер земельной собственности. Получая земли от королей или других сеньоров, их вассалы могли в свою очередь передать часть этих земель собственным субвассалам на правах бенефиция или феода. Таким образом, земельный фонд, сосредоточенный в руках феодалов, «дробился». Самым малым из феодов было так называемое рыцарское держание (оно должно было не только прокормить рыцаря, но и позволить ему приобрести коня и необходимое вооружение). В результате передачи земель в среде феодалов (субинфеодации) в Западной Европе сложилась своеобразная вассально-Ленная система, представлявшая собой подобие иерархической лестницы: на ее вершине стоял король или император, ниже - герцоги и маркизы, затем - графы, виконты, бароны, баронеты и, наконец, рыцари. Передача земель сеньором во владение вассалу называлась инвеститурой. Ей предшествовала процедура принесения оммажа - признания себя «человеком» сеньора, сопровождавшаяся клятвой верности. При этом почти повсеместно в Западной Европе действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», то есть служба и верность вассала предназначались только тому, от кого он непосредственно получал феод. Он брал на себя обязательства охранять честь, жизнь и имущество сеньора, воевать на его стороне, выкупать из плена, участвовать в его совете и суде. В число вассальных обязательств входили дары сеньору, его старшему сыну в момент посвящения того в рыцари и дочери - в день ее свадьбы. Со своей стороны сеньор обязывался защищать вассала, оказывать ему покровительство, заботиться о его владениях и детях в случае плена или смерти и т.д. Он нередко определял судьбу наследников своего вассала - их браки, был опекуном до совершеннолетия (поскольку судьба их земель напрямую затрагивала его интересы). Наследники вступали во владение феодом отца, уплатив сеньору определенный взнос - рельеф - и принеся клятву верности.

При таких обстоятельствах юридический вопрос о том, кто же являлся непосредственным собственником феода, выглядел крайне сложным. Очевидно, что и сеньор, и вассал имели определенные права на одну и ту же землю. С одной стороны, сеньор оставался верховным собственником, но он не мог произвольно отнять ее у своего держателя, если тот не нарушал условий вассальной присяги , а также не ухудшал качество полученной земли (то есть ее регулярно обрабатывали, не оставляя в запустении). Право отчуждать эту землю имели оба: как уже упоминалось, вассал мог в свою очередь поделить ее между своими «людьми». Наконец, плодами, произведенными на ней, также пользовался не только тот, кто непосредственно держал феод: разумеется, он потреблял большую часть продукта, поставляемого из этого имения, однако на этот же доход закупались вооружения, необходимые для вассального войска сеньора, вышеупомянутые дары и т.д. Все это позволяет говорить о необычном для предшествующих эпох феномене «разделенной собственности» как характерной черте средневековых поземельных отношений.

Он по-своему воплощался и в отношениях между феодалом и крестьянином. Несмотря на исторически сложившееся социальное неравенство сторон, их взаимоотношения также носили договорный характер. За пользование наделом, который предоставлял сеньор, крестьянин обязывался платить ему ренту - в виде отработок, натурального оброка или денег. Ее размеры и характер оговаривались и фиксировались - сеньор не мог изменить их совершенно произвольно, в таких случаях крестьяне апеллировали к традиции, праву, обращались в суд верховного сеньора или брались за оружие. Если крестьянин исправно платил ренту, сеньор не имел законного права забрать у него надел до истечения срока договора между ними.

Вопреки распространенным представлениям о взаимной ненависти крестьян и феодалов, покровительство и патронат существовали и в отношениях господ с их крестьянами: в случае военной опасности, например, всем селянам предоставлялась защита за стенами замка.

Формы уплаты ренты эволюционировали на протяжении Средневековья. На раннем этапе, когда экономика носила преимущественно натуральный характер, преобладала рента в виде отработок на господском домене (барщина ). По мере роста городов и товарности экономики (в XI-XII вв.) она стала уступать натуральному оброку и денежной ренте, которая почти повсеместно возобладала в конце XII-XIII вв. Однако на практике различные виды ренты сочетались, а под воздействием рыночной конъюнктуры был возможен и возврат от денежных платежей к натуральным и даже барщине.

Если рента являлась непременным условием получения земельного надела, то ее регулярная уплата не была для крестьянина, обладавшего собственным хозяйством, экономической необходимостью. Для того, чтобы заставить его постоянно расставаться с частью полученного урожая или необходимого времени, сеньоры прибегали к «внеэкономическому» принуждению, лишая крестьян личной свободы, прикрепляя их к земле, ограничивая возможности передвижения, в принудительном порядке сгоняя на барщину. Личную несвободу крестьян символизировали некоторые платежи, не имевшие отношения к ренте, а отражавшие их неполноправный статус: поголовный побор , брачный побор , «право мертвой руки» , а также «дурные обычаи» вроде права первой ночи. Зависимые крестьяне не имели права носить оружие, свидетельствовать в суде против сеньора, а отдельные их категории - и против любого другого лица.

На протяжении Средних веков по мере развития экономики и эволюции ренты сеньоры предоставляли крестьянам все большую экономическую самостоятельность, отказываясь от самых тяжелых форм личной зависимости и позволяя выкупить свободу за деньги.

В рамках феодальной вотчины продолжала существовать и крестьянская община; более того, именно с XI в. она обретает более четкие формы и становится одним из важных административно-правовых институтов местной сельской жизни. Вотчинная администрация - управляющие и старосты - активно опиралась на нее, когда требовалось организовать ремонт дорог и мостов, провести разверстку платежей или преследовать преступника на территории деревни.

В то же время община соседей начинала играть все более важную роль в хозяйственной жизни самих крестьян. Она занималась разграничением угодий, вырабатывала правила пользования дорогами и водами, регулировала севооборот. На сельских сходах разбирались мелкие тяжбы. Общинники выбирали собственные органы самоуправления.

Феодальное поместье было не только хозяйственной единицей, но и средоточием общественной, политической, правовой жизни. Благодаря полученным иммунитетам сеньоры, будучи частными лицами, в то же время являлись носителями публичной власти. В частности, они возглавляли судебные курии, в которых разбирались дела как их держателей - крестьян, так и вассалов. Таким образом, поместье представляло собой микрокосм, с которым была неразрывно связана жизнь большой части сельского населения.

«Каролингское возрождение»

Определенный подъем культуры наметился на континенте в период правления Карла Великого и получил название «Каролингского возрождения» . Оно было связано с государственной консолидацией в рамках империи и с утверждением имперской идеи, которая требовала соответствующего воплощения в литературе, искусстве и архитектуре. «Возрождение» было результатом осознанных усилий самого Карла, а также плодом культурных и образовательных традиций, накопленных к тому времени в крупных монастырях Европы, служивших ее интеллектуальными центрами. Обширная империя Карла Великого нуждалась в образованных людях - королевских должностных лицах, инженерах, строителях, получивших практическое образование. Согласно капитуляриям императора, в каждом монастыре и епископстве следовало основать школы для обучения светских лиц. Учебники и наставления для них были написаны Алкуином - ученым англосаксонским монахом, которого Карл пригласил к своему двору, и Рабаном Мавром, аббатом монастыря Фульды.

Вокруг себя Карл собрал ученый кружок, именовавшийся Академией, в который входили Алкуин, Эйнгард - секретарь и историограф императора, историк Павел Дьякон и др. В их обществе Карл занимался риторикой, слушал и обсуждал философские тексты, Алкуин обучал его астрономии и математике. Император хорошо говорил на латыни и изучал греческий, однако так и не научился писать.

Карл Великий развил бурную созидательную деятельность - строил дороги, мосты, дворцы и соборы, при этом использовался камень из римских каменоломен или прямо с развалин античных храмов. Мраморные колонны и капители везли на север Европы, где не было традиций каменного зодчества. Это способствовало усвоению мастерами некоторых элементов античной архитектуры.

В полной мере «Каролингское возрождение» проявилось в искусстве книги и книжной иллюминации. В монастырских скрипториях был выработан шрифт, напоминающий античное письмо. Рукописи каролингской поры, написанные на цветном пергамене, с золотыми и серебряными инициалами и драгоценными переплетами, были бесценными произведениями искусства. Возрождение античной традиции имело место и в историографии: в каролингский период в монастырях расцвела анналистика, там писали также истории и жизнеописания, составленные по канонам античной литературы. Однако, несмотря на явные успехи, «Каролингское возрождение» было непродолжительным, достаточно элитарным явлением и закончилось со смертью самого императора.

 

Билет

Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговля. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах – XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век – Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма, которые захватывают все слои общества – купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери – произведение, соединившее в себе поэзию, философию, теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте – Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки – латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа:

Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII - XIV века;

Раннее Возрождение – XV век;

Высокое Возрождение – конец XV - первая треть XVI в.;

Позднее Возрождение – конец XVI века.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, – Донателло, Мазаччо, Боттичелли – проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки – появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.

 

Билеты

Качественно новый этап в развитии феодальной Европы - период развитого Средневековья - в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества.

В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места - бурги. О сохранении роли римских городов можно говорить преимущественно для Южной Европы, в то время как на севере их было немного даже в период поздней античности (в основном это были укрепленные римские лагеря). В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком. Торговые связи были по преимуществу межрегиональными и международными и порождались естественной специализацией различных природно-географических районов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами, предметами роскоши, привозимыми с Востока.

Однако уже в XI в. оживление старых городских центров и возникновение новых стало заметным явлением. В его основе лежали глубинные экономические процессы, прежде всего - развитие сельского хозяйства. В X-XI вв. агрикультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины: распространилось двухполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия - создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Совершенствовались и навыки сельских ремесленников - кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате чего они все меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, наконец, пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей - у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т.д. Сельские ремесленники начинали переселяться в. такие места. Оттоку населения из деревни способствовал и рост феодальной эксплуатации.

Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».

Конкретно-исторические обстоятельства возникновения тех или иных городов могли быть различными: в бывших римских провинциях средневековые поселения возрождались на фундаментах античных городов или неподалеку от них (большинство итальянских и южнофранцузских городов, Лондон, Йорк, Глостер - в Англии; Аугсбург, Страсбург - в Германии и северной Франции). К епископским резиденциям тяготели Лион, Реймс, Тур, Мюнстер. У рынков перед замками возникли Бонн, Базель, Амьен, Гент; у ярмарок - Лилль, Мессина, Дуэ; рядом с морскими портами - Венеция, Генуя, Палермо, Бристоль, Портсмут и др. Нередко на происхождение города указывает топонимика: если в его названии содержатся такие элементы, как «инген», «дорф», «хаузен» - город вырос из сельского поселения; «бридж», «брюк», «понт», «фурт» - у моста, переправы или брода; «вик», «вич» - поблизости от морского залива или бухты.

Самыми урбанизированными территориями в период Средневековья были Италия, где в городах жила половина всего населения, и Фландрия, где две трети населения составляли горожане. Население средневековых городов обычно не превышало 2-5 тысяч человек. В XIV в. в Англии только два города насчитывали более 10 тысяч - Лондон и Йорк. Тем не менее и крупные города с 15-30 тысячами человек не были редкостью (Рим, Неаполь, Верона, Болонья, Париж, Регенсбург и др.).

Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов, монастыри. В XIII-XIV вв. появились здания органов самоуправления - ратуши, символы городской свободы.

Планировка средневековых городов, в отличие от античных, была хаотична, единая градостроительная концепция отсутствовала. Города разрастались концентрическими кругами от центра - крепости или рыночной площади.

Их улицы были узкими (достаточными, чтобы по ним мог проехать всадник с копьем наперевес), не освещались, долгое время не имели мостовых, системы канализации и дренажа были открытыми, нечистоты текли вдоль улиц. Дома стояли скученно и поднимались вверх на 2-3 этажа; поскольку земля в городе была дорогой, фундаменты были узкими, а верхние этажи разрастались, нависая над нижними. Долгое время города сохраняли «аграрный вид»: к домам примыкали сады и огороды, во дворах держали скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. В городской черте располагались поля и луга, а за его стенами горожане имели земельные наделы и виноградники.

Городское население состояло в основном из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания, - грузчиков, водоносов, угольщиков, мясников, пекарей. Особую его группу составляли феодальные сеньоры и их окружение, представители администрации духовных и светских властей. Городскую верхушку представлял патрициат - богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворянские семейства, землевладельцы и застройщики, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан платежами, натуральными поставками и отработками, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные - работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI-XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» - борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных магнатов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности - налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли - королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

После его победы к власти в городах пришел патрициат - богатая верхушка, контролировавшая мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.

В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации - цехи и гильдии , что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной емкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.

Полноправными членами цеха были мастера - самостоятельные мелкие производители, владевшие собственной мастерской и орудиями труда. Специфика ремесленного производства состояла в том, что мастер изготовлял изделие от начала до конца, разделения труда внутри мастерской не было, оно шло по линии углубления специализации и возникновения новых и новых цехов, отделявшихся от главных (так, например, из цеха кузнецов выделились оружейники, жестянщики, производители скобяных изделий, мечей, шлемов и т.д.).

Овладение ремеслом требовало долгого ученичества (7-10 лет), в течение которого ученики жили у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, они становились подмастерьями, работавшими за заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» - искусное изделие, представлявшееся на суд цеха. Если он выдерживал экзамен, подмастерье оплачивал общую пирушку и становился полноправным членом цеха.

Ремесленные корпорации и союзы торговцев - гильдии - играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений - гильдейские холлы, где хранились их общие запасы и касса, возводили церкви, посвященные святым - покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности.

Тем не менее имущественное и социальное неравенство зарождалось как внутри цехов, так и между ними. В XIV-XV вв. происходит «замыкание цехов» : стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев» , по сути дела, в наемных работников. Пытаясь бороться за высокую заработную плату и справедливые условия допуска в корпорацию, подмастерья организовывали союзы-компаньонажи, запрещенные мастерами, прибегали к забастовкам. С другой стороны, нарастало социальное напряжение в отношениях между «старшими» и «младшими» цехами - теми, кто в ряде ремесел осуществлял подготовительные операции (например, чесальщики, валяльщики, шерстобиты), и теми, кто завершал процесс изготовления изделия (ткачи). Противостояние «жирного» и «тощего» народа в XIV-XV вв. привело к очередному обострению внутригородской борьбы.

Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был ее интегральной частью - с господствовавшим в нем мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определенного времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства, этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура - традиции выборности и состязательности. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества - бюргерства, что отразилось на соотношении политических сил в обществев период формирования новой формы государственной власти - монархии с сословным представительством . В городской среде сложились новая система этических ценностей, психология и культура.

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI-XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Важной чертой мировоззрения людей этой поры, независимо от их социальной принадлежности, становится утвердившаяся в умах христианская вера, пронизывающая все сферы духовной жизни и творчества. Мировосприятию классического Средневековья в целом свойственно стремление к синтезу, отношение к миру как универсуму, задуманному и осуществленному по единому плану Творца, в котором в гармоничном соотношении пребывают Бог, природа и человек. Это было время напряженных философских дискуссий о природе Божества и сущности мира. Поскольку эти проблемы оставались центральными, философия практически ограничивалась рамками теологии, однако и в этих рамках было достаточно места для свободного развития мысли, в особенности в XI-XIII вв., когда средневековая схоластика (букв, «школьная наука») была еще динамично развивающейся дисциплиной. Она пользовалась античным инструментарием, опираясь на законы рационального мышления и систему логических доказательств даже тогда, когда речь шла о теологических истинах. В XII в. эта тенденция усилилась благодаря распространению аристотелизма и неоплатонизма , пришедших с арабского Востока. Самые острые дискуссии этого времени разворачивались вокруг проблемы соотношения общего - универсалий и частного - акциденций. Научный мир разделился на реалистов - тех, кто полагал, что общие понятия и категории реально существуют вне конкретных вещей и проявлений, - и номиналистов, считавших, что универсалии - лишь «имена», термины, выработанные нашим сознанием для обозначения единичных появлений и предметов. В

сли в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты , представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых - латыни, тем не менее они образовывали землячества - нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере. В народной культуре наряду с христианскими представлениями, прочно укоренившимися в массовом сознании, но подчас остававшимися наивными и не во всем согласовывавшимися с официальной церковной доктриной, уживались старинные языческие верования, суеверия и обычаи (гадания, почитание воды и огня, поклонение майскому дереву). Особенно ярко этот симбиоз проявлялся в праздниках, приуроченных к сельскохозяйственному циклу.

а рубеже XIV-XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы - Возрождение, или Ренессанс. В основе ее возникновения лежали подъем образования и достижения городской культуры Средневековья. Философским фундаментом Ренессанса было новое идейное течение - гуманизм , зародившееся в конце XIV в. в Италии.

Характерной чертой гуманизма было выдвижение на первый план этики - науки о человеке и его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре

 

 

Билеты

Характер социально-экономического и культурного развития Европы раннего Нового времени во многом определяли Великие географические открытия XV-XVI вв. Высокий уровень, достигнутый к этому времени в технике и экономике, позволил европейцам в полной мере воспользоваться плодами исследованных ими земель и материков.

К экономическим предпосылкам географических открытий следует отнести интенсивные торговые связи с Востоком, установившиеся после крестовых походов, благодаря которым Европа потребляла большое количество пряностей, индийских, арабских и персидских тканей, ювелирных изделий и предметов роскоши. Однако в XV в. сухопутные караванные пути (в том числе и Великий шелковый путь), проходившие через Константинополь, оказались перерезанными после захвата его турками в 1453 г. Цены на восточные товары, в особенности пряности, доставляемые по морю (по «Пути Ароматов»: от Молуккских островов в Тихом океане в Индию, оттуда - при посредничестве арабских купцов - в порты Средиземного моря) выросли во много раз, что сделало для европейского купечества актуальным вопрос о поиске собственных путей в Индию, к «Островам Пряностей», в Китай и Японию, почти неизвестные европейцам, но воспринимавшиеся как сказочно богатые страны. Другой причиной был недостаток в Европе драгоценных металлов, из которых чеканилась монета, обслуживавшая торговые сделки, в том числе и обмен с Востоком. Жажда золота, уже ставшего в эту эпоху мерилом богатства, была свойственна и купечеству, и дворянству, и европейским государям, поддерживавшим идею поиска его новых источников.

Плавания в открытом океане и географические открытия стали возможны благодаря высокому уровню судостроения и навигации: к тому времени в Средиземноморье и на Балтике строили вместительные килевые суда с навесным рулем, системой косых и прямых парусов, позволявших двигаться вперед даже при встречном ветре, способные нести тяжелое артиллерийское вооружение. Мореходы использовали заимствованные у арабов компас, секстант, астролябию. Усовершенствовались морские карты, самыми точными среди которых были портоланы, детально изображавшие побережье и снабженные компасными сетками.

Пионерами Великих географических открытий стали Испания и Португалия, возникшие в ходе Реконкисты на отвоеванных у мавров территориях Пиренейского полуострова. Поскольку Реконкиста подходила к концу (мавры удерживались лишь на юге - в Гранаде), энергия небогатого воинственного дворянства (испанских идальго и португальских фидалгу) требовала нового приложения. В Португалии родилась идея конкисты - завоевания Африки, целью которой были поиски золота. Однако, начавшись в 1415 г., сухопутная конкиста захлебнулась, поскольку рыцарская конница оказалась беспомощной в африканских песках. Португальский принц Энрике по прозвищу Мореплаватель (1394-1460) решил испробовать морской путь вдоль побережья Африки. В течение многих лет он собирал секретный архив, в котором накапливались итальянские и арабские карты и лоции, надеясь, что португальцам удастся, обогнув Африку, выйти в бассейн Индийского океана и достичь Индии. Снаряженные Энрике экспедиции исследовали западный берег Африки - острова Зеленого мыса, современную Гвинею, Сьерра-Леоне, Гану, обнаружив здесь не только золото, но и обилие слоновой кости (что отразилось в данных португальцами названиях - Золотой Берег, Берег Слоновой Кости), а также африканских рабов, которых продавали местные царьки. Португальцы стали первыми поставщиками живого товара в XVI в. В 1586 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки, назвав его Мысом Доброй Надежды, поскольку был найден проход из Атлантики в Индийский океан. Португальцы начали готовиться к экспедиции в Индию.

Одновременно с Португалией поиски этого пути начала и Испания, королям которой - Изабелле Кастильской и Фердинанду Арагонскому - генуэзец Христофор Колумб предложил оригинальный план: достичь Индии, двигаясь не на восток, а на запад. Колумб разделял мнение античных космографов о шарообразности Земли и опирался на карту мира, составленную известным физиком П. Тосканелли, на которой Индия располагалась на долготе Америки. «Католических королей», триумфально завершивших разгром мавров в 1492 г., привлекло обещание генуэзца открыть для них источники золота в Индии и Китае, они подписали договор с Колумбом, по которому он назначался вице-королем всех открытых земель, переходивших под власть испанской короны. 3 августа 1492 г. на кораблях «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» он отправился в первое плавание в открытом океане, продолжавшееся более двух месяцев.

12 октября матросы увидели землю и высадились на остров, назвав его Сан-Сальвадор (о. Гуанахани), а затем обнаружили и исследовали более крупные Кубу и Гаити (последний остров получил название Эспаньолы - Малой Испании). Колумб был уверен, что нашел путь в Юго-Восточную Азию. Некоторое количество золота, обнаруженное у местных жителей, убедило его, что Индия близко и надо искать материк недалеко от островов.

На это была нацелена II экспедиция Колумба в 1493 г., в которой участвовало множество идальго, мечтавших разбогатеть. Их мятеж заставил Колумба вновь вернуться в Испанию после тщательного исследования Кубы, Гаити и открытия Ямайки. В III экспедиции он ближе всего подошел к материку в районе устья реки Ориноко, но прервал путешествие из-за нехватки воды и продовольствия. Поскольку он так и не нашел обещанного золота, его арестовали по навету и в цепях доставили в Испанию. Недовольство «католических королей» подогревало и то, что в 1498 г. португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Колумб все же получил право на организацию IV плавания, но так и не смог обнаружить сокровищ «Индии». В 1506 г. он умер в нищете, до последних дней будучи уверенным в том, что открыл путь в Индию.

После открытий Колумба в Вест-Индию устремилось множество испанских и португальских экспедиций; участник одной из них итальянец Америго Веспуччи первым высказал мысль о том, что обнаруженный к югу от Карибского моря материк - не Индия, а некий Новый Свет, названный позднее Америкой в его честь.

Тем временем португальцы не только разведали восточный путь в подлинную Индию, но и начали активно закреплять свои успехи в бассейне Индийского океана. Оказавшись в Индии, они поставили перед собой задачу найти путь к «Островам Пряностей» и установить свой контроль над этой прибыльной торговлей. Они захватывали и пытали арабских лоцманов, нападали на любые суда и установили в Индийском океане режим террора. В результате вожделенный путь был найден, португальцы прибыли в главный порт Молуккских островов - Малакку (1511). С этого времени они стали главными поставщиками пряностей в Европу, получая до 800% прибыли. Португальская корона поддерживала монополию на ввоз пряностей, не допуская снижения цен на них. Продвигаясь дальше на восток, португальцы достигли Индии и Китая.

Соперничество Испании и Португалии на морских путях привело к первому в истории разделу мира. В 1494 г. при посредничестве папы римского был заключен договор в Тордесильясе , согласно которому по Атлантическому океану западнее Азорских островов был проведен условный меридиан: все вновь открытые земли и моря, лежавшие к западу от него, объявлялись доминионами Испании, к востоку - Португалии. Однако вскоре после первого кругосветного плавания пришлось скорректировать эти условия.

Осознание того, что Вест-Индия Колумба - новый материк, не охладило стремления мореплавателей найти западный путь в Индию, обогнув Америку. После того, как в 1513 г. отряд Васко Нуньеса Бальбоа пересек Панамский перешеек, стало известно, что за ним простирается Тихий океан, названный им Южным морем. Идею поиска прохода в Южное море вынашивал опытный португальский моряк Фернан Магеллан, поступивший на службу к испанскому королю. В 1519 г. его эскадра отправилась в самое длительное и трагическое плавание в истории: они пересекли Атлантику и стали спускаться к югу вдоль побережья Америки в поисках прохода в Тихий океан, но были вынуждены остановиться на зимовку в антарктических широтах, не готовые к холодам и встрече с айсбергами. Продолжив свой путь, они обнаружили чрезвычайно сложную систему проливов между американским материком и Огненной Землей, в которой три недели искали проход, названный теперь именем Магеллана. В ноябре 1520 г. суда вышли в Тихий океан, размеров которого никто не представлял, во время плавания по нему большая часть экипажа погибла от голода и жажды. Остальные достигли Филиппинских островов, где получили все необходимое. В благодарность за прием Магеллан поддержал местного раджу в его распрях с жителями острова Матан, но погиб в стычке от удара копьем. Его команде удалось достичь Молуккских островов и взять на борт груз пряностей, но трагическая одиссея испанцев на этом не закончилась: им предстояло пересечь Индийский океан, где господствовали португальцы, и они не могли получить воду и провиант. В конце плавания, продлившегося три года, в Севилью, обогнув Африку, вернулись 18 моряков из 253.

Кругосветное плавание Магеллана имело огромное научное значение, доказав, что Земля - шар. Кроме того, судовой журнал показывал, что, постоянно следуя на запад, за 3 года моряки «сэкономили» 1 день, и это доказывало, что Земля вращается вокруг своей оси. Политическим следствием первого кругосветного плавания стал Сарагосский договор 1529 г., разграничивший зоны влияния Испании и Португалии и в Тихом океане.

Освоение Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами, которым по условиям Тордесильясского договора досталась Бразилия, приняло форму конкисты - завоевания. Немногочисленные отряды дворян-конкистадоров имели преимущество перед индейцами благодаря огнестрельному оружию и лошадям, которых те видели впервые. Целью конкистадоров был поиск богатых золотом районов, куда на работы в рудники сгоняли местное население, обращаясь с ним крайне жестоко. Со временем индейцев стали заменять рабами, вывезенными из Африки.

На полуострове Юкатан конкистадоры Э. де Кордоба и Х. Гвихальва столкнулись с высокоразвитой культурой народа майя, которым удалось покорить благодаря внутренним распрям местных городов-государств. Далее простирались земли ацтеков, покоренные отрядом Э. Кортеса. Завоевание Мексики растянулось на несколько лет, последний оплот сопротивления пал лишь в конце XVII в.

В поисках золота и мифической страны Золотого Человека - Эльдорадо, конкистадоры устремлялись и на юг от Панамского перешейка. В 30 гг. XV в. отряд Ф. Писарро вторгся в Перу и одержал верх над Великим Инкой - предводителем могущественной державы инков. В то же время отряд Д. Альмагро покорил территорию современных Чили и Парагвая. В Перу, Боливии и Чили конкистадоры нашли богатейшие месторождения золота и серебра; в середине XVI в. эти рудники давали уже 1/2 мировой добычи драгоценных металлов.

Одновременно с конкистой началось переселение в Новый Свет испанских и португальских колонистов, которым их государи, считавшиеся верховными собственниками захваченных земель, передавали право эксплуатации индейских общин, сбора налогов, организации принудительных работ.

Помимо рудников испанцы и португальцы основывали в Новом Свете обширные плантации, где рабы возделывали сахарный тростник, маис, табак и хлопчатник. Из Африки сюда завезли кофе и вскоре стали производить в больших количествах и экспортировать в Европу.

Короли Испании и Португалии ревниво охраняли свои новые владения. Колонистам запрещалось торговать с иностранными купцами. Все товары из Нового Света поступали в Севилью и Лиссабон, и только там другие европейцы могли приобрести их.

Путь в Индию и Китай европейцы пытались отыскать и в северо-западном направлении: в поисках его англичане исследовали побережье Северной Америки и открыли там богатейшие рыбные промыслы в районе Ньюфаундленда. Французы первыми открыли Канаду и вместе с англичанами исследовали Флориду.

Характер освоения Северной Америки колонистами отличался от испанской и португальской конкисты. Переселенцы из Англии и Франции занимались здесь сельским хозяйством, охотой, ловом рыбы. Их отношения с индейцами складывались более мирно, чем у испанцев, массовой кровавой резни в XVI веке Северная Америка не знала. Вытеснение индейцев с их земель в специально отведенные для них «резервации» началось позже по мере увеличения числа колонистов.

Открытие Нового Света вызвало невиданный расцвет пиратства в Атлантическом океане. Не желая мириться с монополией испанцев в Новом Свете, английские, голландские и французские купцы на свой страх и риск отправлялись туда со своими товарами. Испанцы арестовывали купеческие корабли и конфисковывали грузы; возмущенные потерпевшие обращались к своим государям и получали от них грамоты, разрешавшие в ответ захватить испанские грузы, чтобы компенсировать убытки. Официально санкционированное пиратство называлось каперством. Нападения на «серебряные флоты» приносили огромную добычу пайщикам каперских экспедиций.

Великие географические открытий сыграли огромную роль в развитии европейского общества XVI-XVII вв. Существенно изменилась господствовавшая прежде и основанная на библейской космографии картина мира: были эмпирически доказаны шарообразность Земли и ее вращение, уточнены истинные очертания континентов, океанов и морей. Границы известной ойкумены раздвинулись благодаря открытию новых материков, народов и цивилизаций. В то же время перед лицом огромного и многообразного мира народы Европы в большей степени осознали свое единство, основанное на общности исторического происхождения, языковой, культурной и конфессиональной близости. Понятие «Европа» все чаще встречалось в политической лексике XVI-XVII в.

Открытие новых материков и установление постоянных связей с ними положило начало складыванию мировой экономики, главную роль в которой стала играть океанская торговля. Произошло перемещение основных торговых путей: упало значение Средиземного моря и некогда великих торговых республик - Венеции и Генуи, место которых заняли океанские порты - Лиссабон, Севилья, Лондон, Антверпен, Амстердам. Лидерами в международной торговле стали в первой половине XVI века Испания и Португалия, а к концу XVI - началу XVII - Англия и Голландия. Географические открытия дали мощный импульс развитию торгового капитала, банковского дела, кредита в Европе.

Приток драгоценных металлов из Нового Света вызвал в XVI в. «революцию цен» - обесценивание монеты, вследствие которого выросли цены на необходимые товары - продукты питания и сырье для производства.

Открытия положили начало колониальному разделу мира и господству европейцев в Азии, Африке и Новом Свете, утверждавшемуся насильственными методами. Эксплуатация труда рабов и неэквивалентный обмен с колониями привели к обогащению европейского купечества, став одной из предпосылок развития капитализма. Колониальная политика повлекла за собой сотни тысяч человеческих жертв, гибель доколумбовых цивилизаций Америки, нанесла непоправимый урон самобытным культурам африканских и индейских народов.

Одним из важнейших последствии географических открытий в сфере материальной культуры и повседневной жизни общества стала «пищевая революция» - заимствование из Нового Света неизвестных ранее культур - маиса, картофеля, томатов, стручкового перца, фасоли. Развитие рыбных промыслов в Северной Америке увеличило количество трески, сельди и лососевых рыб в рационе европейцев. Благодаря торговле с Юго-Восточной Азией Европа продолжала потреблять много пряностей. В XVI в. в моду вошел шоколад - напиток из мексиканских какао-бобов, в XVII в. - кофе с арабского Востока, в больших количествах выращ

Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени - сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура (орудия труда, технологии, навыки людей в сельском хозяйства и ремеслах) сохраняла средневековую рутинность. XVI-XVII вв. не знали по-настоящему революционных сдвигов в технике или новых источников энергии. Господствующими типами двигателей оставались известные еще с античности водяные колеса, а также ветряные мельницы и мускульная сила людей и животных; основным источником энергии - древесный уголь. Приемы «высокого» сельского хозяйства и сложные севообороты вошли в практику в период классического Средневековья и мало изменились с тех пор. Некоторые сдвиги происходили в традиционных ремеслах - изобретение широкого ткацкого станка и самопрялки способствовало прогрессу текстильного производства. Однако средневековая цеховая система препятствовала внедрению технических новшеств. Этот период был последней стадией развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившейся с наступлением промышленной революции XVIII в. в Англии.

С другой стороны, в европейской экономике явственно выделились несколько сфер ускоренного развития, где шире применялись новые технологии и формы организации труда. Прогресс горного дела и металлургии, в которых производство осуществлялось на паевых началах с вложением крупных капиталов, позволил увеличить выплавку железа, чугуна, стали, что в свою очередь привело к подъему оружейного дела, производству артиллерии и огнестрельного оружия, в котором Европа XV-XVI вв. не знала себе равных. Следствием распространения огнестрельного оружия стал переворот в военном деле, переход от тяжеловооруженной рыцарской конницы и легкой кавалерии к пехоте, вооруженной аркебузами, утрата феодальным ополчением прежнего значения, изменения в фортификации, во всей стратегии и тактике войны.

Успешно развивалось и судостроение: технически совершенные каравеллы и галеоны обеспечили европейцам господство на морях в период Великих географических открытий.

Быстрый прогресс наблюдался и в т.н. «новых производствах», не имевших средневековых цеховых традиций, к ним относились книгопечатание - важнейшее как в техническом, так и культурном отношении изобретение Иоганна Гутенберга (1445), производство бумаги, стекла, мыла, зеркал, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

В XV-XVII вв. густая сеть коммуникаций связала между собой города и страны Европы. Развитие торговли и средств сообщения привело к складыванию внутренних и общеевропейских рынков, а установление регулярных связей с Африкой, Азией и Америкой заложило основы мирового рынка.

Важным фактором экономического развития раннего Нового времени стало зарождение капиталистического уклада. Оно явилось закономерным результатом эволюции мелкого товарного производства в условиях рынка. К концу XV в. большая часть европейского крестьянства была лично свободной и пользовалась хозяйственной самостоятельностью, как и городские ремесленники. Однако хозяйство мелкого производителя крайне неустойчиво: постоянно работая на рынок, оно либо процветает и укрупняется, либо разоряется. Эта тенденция наблюдалась в XVI-XVII вв. как в городе, так и в деревне, где распространялся наемный труд за заработную плату.

Медленную естественную эволюцию феодальной экономики к капитализму ускорил процесс «первоначального накопления капитала» - ряд исторических факторов, способствовавших, с одной стороны, быстрой экспроприации мелких производителей (например, насильственные огораживания крестьянских земель в Англии, «революция цен», система государственного долга, увеличивавшая налоговое бремя). С другой стороны, они облегчали формирование крупных капиталов в руках купечества и предпринимателей: к таким факторам следует отнести неэквивалентную торговлю с колониями Нового Света, протекционистскую политику государств, способствовавшую обогащению купечества, ту же «революцию цен», выгоды которой сумели использовать крупные поставщики продовольствия и сырья на европейские рынки.

Капитализм получил распространение в городской экономике, несмотря на сдерживающее влияние цехов. Имущественное и социальное расслоение затронуло цеховых ремесленников - основу средневекового бюргерства, борьба внутри цехов, их «замыкание», подчинение «старшим» цехам «младших» уже к концу XV в. поставили часть мастеров в неравноправные условия. Рост цен в XVI в., особенно ударивший по городскому населению, закупавшему и продовольствие, и сырье, ускорил этот процесс. В городе формировался рынок свободной рабочей силы за счет полуразорившихся мастеров, «вечных подмастерьев», плебса и крестьян, приходящих на заработки. Это создало возможности для организации крупного производства - мануфактуры .

Мануфактура по-прежнему основывалась на ручном труде (на что указывает ее название), однако ее отличие от мастерской средневекового ремесленника заключалось в масштабах, количестве рабочей силы (это были сотни наемных работников, обслуживавшие десятки станков), уровне специализации и разделения труда (каждый из работников специализировался на одной операции). Организаторами мануфактур выступали, как правило, купцы или выделившиеся из цеха самостоятельные ремесленники, порой в них вкладывало средства и дворянство. Ранняя мануфактура существовала в двух формах - централизованной и рассеянной. Поскольку организация первой требовала больших капиталов и встречала сопротивление цехов, большее распространение получила рассеянная мануфактура, когда предприниматель закупал сырье и раздавал его надомникам-ремесленникам или крестьянам в сельской округе, получая у них уже готовую продукцию и экономя средства на строительстве мастерских, станках и заработной плате неквалифицированным работникам.

Резкая социальная поляризация шла в деревне: здесь выделилась зажиточная крестьянская элита, крепкие хозяева, сконцентрировавшие в своих руках множество земельных наделов, крупные фермеры, арендовавшие у сеньоров большие массивы, которые они обрабатывали, используя наемный труд поденщиков, что позволяет говорить о раннебуржуазном характере их хозяйства. Тем не менее спрос на наемный труд в деревне был невысок, и множество обезземеленных крестьян превращалось в пауперов - бродяг и нищих, живущих подаянием или разбоем, поскольку и городские мануфактуры еще не были в состоянии поглотить их. Подобная ситуация сложилась в XVI в. в Англии - стране, где экспроприация крестьянства прошла в самых грубых насильственных формах, став классическим примером «первоначального накопления». На рубеже XV-XVI вв. здесь вырос спрос на овечью шерсть, служившую сырьем для сукноделия, однако свободных площадей для занятия овцеводством не хватало, поскольку земли были розданы крестьянам, державших их по старинному обычаю. В этих условиях английское «новое дворянство» , предприимчивое и тесно связанное с рынком, пошло на открытое попрание крестьянских прав и стало захватывать сначала общинные угодья, а затем и пахотные земли, которые огораживали изгородями и превращали в пастбища. Крестьян изгоняли из их домов, целые деревни сносились, там, где прежде возделывали урожай тысячи пахарей, теперь паслись отары овец под присмотром одного пастуха, что позволило писателю-гуманисту Томасу Мору сказать, что в Англии «овцы съели людей».

Формирование капиталистического уклада шло неравномерно. К концу XVI в. он стал ведущим в экономике Англии и Нидерландов, играл заметную роль в отдельных отраслях производства во Франции, Германии, позднее - Швеции. В то же время в Италии, где элементы буржуазных отношений зародились довольно рано, наблюдались их стагнация и регресс вследствие неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры. В Испании и Португалии причиной гибели ростков нового уклада стала в основном недальновидная государственная политика.

В германских землях к востоку от Эльбы, Прибалтике, Центральной и Юго-Восточной Европе ранний капитализм не получил развития. Втягивание этих регионов в рыночные отношения привело к обратному явлению - рефеодализации экономики и возврату к тяжелым формам личной зависимости крестьян («второе издание крепостничества»).

Несмотря на неравномерность развития раннекапиталистического уклада в разных странах, он начал оказывать постоянное воздействие на все сферы хозяйственной жизни Европы, которая уже в XVI-XVII вв. представляла собой взаимосвязанную экономическую систему с общим рынком денег и товаров и сложившимся международным разделением труда.

В результате экономических сдвигов в XVI-XVII вв. существенно деформировалась и усложнилась социальная структура феодального общества. В рамках прежних сословий начали выделяться группы, различавшиеся по уровню и источникам доходов, психологическим установкам, социальным ориентирам. Дворянство уже не представляло собой консолидированного военно-служилого сословия. В нем выделялось «старое дворянство», живущее на доходы от поместий и воинской службы, материальное положение которого ухудшилось из-за снижения реальной стоимости крестьянских рент вследствие революции цен. К этой категории относилась придворная аристократия, получавшая поддержку короны, но стиль ее жизни, требовавший огромных расходов, не способствовал экономической стабильности этого слоя. С другой стороны, к «старому дворянству» относилось и небогатое малоземельное «дворянство шпаги» , приверженное воинственным рыцарским идеалам. Противоположность жизненным ориентирам «старого дворянства» составляли психологические установки «нового дворянства», стремившегося повысить доходность своих поместий, занимавшегося предпринимательством и торговлей. Особую группу составляли аноблированные выходцы из неблагородных сословий: чиновники, состоятельные граждане и даже богатые крестьяне, которые могли получить титул за службу или купить его. По роду деятельности и источникам доходов эта категория была близка к «новому дворянству».

Социальное расслоение городского и сельского населения привело, как показано выше, к разложению средневекового бюргерства и крестьянства как сословий. Особую категорию, выделившуюся из бюргерской среды, составляли городские интеллектуалы: юристы, врачи, преподаватели, студенты, люди свободных профессий.

В результате указанных сдвигов начала намечаться новая социальная стратификация: на основе слияния групп, принадлежавших к разным сословиям, стали новые классы буржуазного общества. В состав ранней буржуазии вливались как сельские, так и городские предприниматели - новое дворянство, купечество, владельцы мануфактур, часть городской интеллигенции, крестьянская элита. Пролетариат формировался за счет обезземеленного крестьянства, разорившихся ремесленников и городского плебса.

Реформация в XVI в. - важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества.

Антиклерикальные настроения были распространены в самых разных его слоях на всех этапах Средневековья: с критикой нравов римской курии, клира и монашест






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.