Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика Македонского






После окончания военных действий перед Александром встала огромная и сложная задача: удержать в своих руках то, что было добыто силой оружия. Для этого ему было необходимо укрепить свою власть над необъятной империей, организовать управление ею, наладить взаимоотношения между македонянами и греками, с одной стороны, и населением восточной части новой державы — с другой.
В исторической литературе Александру часто ставят в заслугу его политику «слияния»: объединение Азии и Европы, персов и македонян на равных началах в государстве, охватывавшем население почти всей ойкумены. Действительно, в политике Александра, особенно в последние годы его жизни, наметилась тенденция сгладить резкие противоречия между завоевателями и побеждёнными. Чисто внешним выражением политики «слияния» явилось устройство пышного празднества в Сузах по случаю торжественного заключения брака Александра, а также браков его друзей и многих македонян с азиатскими женщинами. Конечно, более существенное значение имело привлечение Александром местной знати в государственный аппарат и на командные посты в армию, хотя политика Александра в этом отношении не была до конца последовательной: под конец его жизни в большинстве областей сатрапы из местного населения были заменены македонянами.
Для социального строя империи Александра характерны черты резкого неравенства и жестокой эксплуатации. Основное противоречие в новой державе вызывается уже не противоположностью • между победителями и побеждёнными, но антагонизмом между господствующим классом, в который теперь включается как греко-македонская, так и местная знать, и широкими слоями эксплуатируемого населения.
Для организации управления империей характерно смешение черт восточной деспотии с формами политического строя греческих государств. Александр использовал теорию божественного происхождения царской власти, выработанную с незапамятных времён на Востоке. Его прерогативы как гегемона общеэллинского союза и царя Македонии отошли на задний план перед неограниченной властью обожествлённого властелина огромной державы. Впрочем, развитие политических идей в Элладе шло в том же направлении и облегчало применение восточной теории власти. Героизация и обожествление политических деятелей (например, Лисандра, Тимолеонта и др.) получали в связи с общим упадком полисов, утратой ими независимости всё большее распространение.
Центральное управление огромной державой находилось в руках царя и македонской знати — сподвижников царя в его походах и высших должностных лиц по гражданскому управлению. Особое лицо стояло во главе финансового ведомства — это был один из друзей Александра, Гарпал, впоследствии, однако, бежавший в Афины с огромной суммой денег; высшую должность хилиарха, который был ближайшим помощником царя, занимал в последние годы правления Александра его друг Гефестион. Большое значение получила царская корреспонденция, которой ведал главный секретарь.
Предметом особой заботы Александра было дальнейшее укрепление армии — главной опоры македонского господства. В армии произошли к этому времени крупные перемены: в неё были включены 30 тыс. персидских юношей (эпигонов), снабжённых македонским оружием и обученных по-македонски. В состав конницы были включены лучшие персидские, согдийские и бактрийские всадники. В Описе Александр собрал македонских воинов и отдал приказ о награждении больных и отслуживших и об отпуске их на родину. Этот приказ вызвал бурю негодования: воины требовали роспуска всей армии, щедрых наград и кричали Александру, что дальше он может воевать один «со своим отцом Амоном». Протест принял резкие формы и охватил всю массу греко-македонских воинов. Александр прибегнул к крайним мерам: зачинщики были немедленно схвачены и казнены. Однако вместе с тем Александр вынужден был пойти навстречу требованиям войска: через несколько дней каждому воину была гыдана плата не только за прошлую службу, но и вперёд — за время, нужное для возвращения домой. Десять тысяч македонян были отправлены на родину.
Крайне важным вопросом для Александра было урегулирование отношений с греческими городами. Завоевания оказали глубокое влияние на Грецию. Она выслала на Восток множество воинов, мастеров, торговцев, искателей приключений; много неимущего люда нашло выход в военной службе. Немалая часть богатств, доставшихся на Востоке греко-македонским завоевателям, перекочевала в города Эллады. Но это не ослабило противоречий между ними и Македонией. Все эти годы Греция продолжала оставаться ареной ожесточённых столкновений. Антимакедонские группировки в греческих городах хотя и были подавлены, но выжидали более благоприятного стечения обстоятельств, чтобы выступить снова. В 324 г. Александром был издан указ, согласно которому все города обязаны были принять изгнанников и возместить им ущерб, связанный с конфискацией и продажей их имущества. Вмешательство во внутренние отношения полисов, возможно, преследовало в данном случае определённую тактическую цель — разжечь социальные конфликты, чтобы затруднить консолидацию антимакедонских сил.
Завоевания Александра отразились на экономической жизни как Эллады, так и Востока. Открылись широкие возможности для торговли. Связи со Средней Азией, Индией, Аравией и областями, расположенными у Каспийского моря, сделались более тесными. Количество драгоценных металлов, находившихся в обращении, снльно увеличилось. Большое влияние на развитие обмена оказало введение единой для Греции и Передней Азии монетной системы. Золотые статеры и серебряные тетрадрахмы Александра с его изображением получили широкое распространение, их продолжали чеканить долгие годы и после его смерти.
В политике Александра уже намечается в основных своих чертах экономическая программа эллинистических государств: широкая военная колонизация, усиление старых и создание новых автономных городских центров, укрепление в них рабовладельческих порядков, эксплуатация внегородских земледельческих территорий, мероприятия, способствовавшие развитию сельского хозяйства, ремесла и обмена. И античные и новейшие историки сильно преувеличивали число и значение городов, основанных Александром. Тем не менее не приходится отрицать, что за время завоевания возникло несколько новых крупных центров, которые вскоре приобрели большое значение. Важнейшими из них были: Александрия в Египте, Александрия Ариана (Герат), Александрия Арахосия (Кандагар), Александрия Маргиана, Александрия Эсхата и др.
Одним из результатов похода было значительное расширение географического кругозора греков, поскольку завоевания сопровождались рядом географических открытий, имевших громадное значение. Путешествие Неарха от устья Инда к устью Тигра и Евфрата привело к открытию новых морских путей. Была также послана особая экспедиция для изучения побережья Гирканского (Каспийского) моря. В 324 г. до н. э. Александр участвовал в экспедиции к устью Евфрата; у него возник план направить эту реку по новому руслу и оросить новые земли. С экономическими целями был связан и намечавшийся поход через Персидский залив; для предварительного исследования пути в Аравию были посланы три экспедиции. Весной 323г. до н.э..в Вавилоне шли самые оживлённые приготовления к этому новому походу. Сюда стали прибывать войска из Карий и Лидии, появлялись отряды наёмников. Александр задумал новую реорганизацию армии, ещё более широкое проведение принципа «слияния». В разгаре этих приготовлений Александр внезапно заболел и 13 июня 323 г. до н. э. умер.

 

Билет

Под историей Древнего Рима понимают историю многочисленных народов, оказавшихся под воздействием завоеваний небольшой римской гражданской общины на реке Тибр (Апеннинский полуостров ). Она стала во главе федерации италийских городов и впоследствии превратилась в Центр могущественной средиземноморской державы - Римской империи.

Периодизация древнеримской истории такова. VIII-VI вв. до н.э. - древнейшая история Рима, или царский период. Период республиканский обнимает VI-I вв. до н.э. При этом он условно подразделяется на время ранней республики (VI-III вв. до н.э.), на которое приходится формирование раннерабовладельческого общества и завоевание Римом Италии , и на позднюю республику (II-I вв. до н.э.). Для нее характерен расцвет рабовладельческих отношений в Италии и создание Римской средиземноморской державы.

Конец I в. до н.э. - V в. н.э. - это императорский период в истории Римской средиземноморской державы. Первые два века императорской эпохи - это время ранней империи (принципата), сопровождавшееся расцветом рабовладельческих отношении уже во всем Средиземноморье. III в. н.э. - это кризис Римской империи, грозивший угрозой распада. Преодолеть кризис помогла новая форма государственного устройства империи - доминат . Поздняя Римская империя (доминат) существовала с конца III по V в. н.э. Эта эпоха характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

На территории Апеннинского полуострова, ставшего сердцем Римской рабовладельческой державы, проживало население (как местное, так и пришлое), сильно различавшееся в языковом, этническом и культурном отношении. ВI тыс. до н.э. его основную массу составляли племена италиков , из которых выделялись латины , оски , умбры , а также сабельские племена , среди которых наиболее многочисленными были самниты . К северо-западу от реки Тибр , на которой в VIII в. до н.э. был основан город Рим, проживали этруски, оказавшие значительное влияние на древнеримскую цивилизацию.

Однако это влияние было не единственным. В ходе Великой греческой колонизации на острове Сицилия, а также в южной и центральной Италии греки основали много колоний, население которых вступило в контакт с местными жителями. Население Апеннинского полуострова испытывало влияние и карфагенян, контролировавших финикийские поселения побережья Северной Африки, Южной Испании, Сицилии и Сардинии. Находясь на более высокой стадии социально-экономического и культурного развития, эти народы оставили свой след в становлении цивилизации Древнего Рима.

Этруски, населявшие области к северо-западу от реки Тибр, играли важную роль среди италийских племен. Рабовладельческие отношения у них к VI в. до н.э. достигли высокого уровня развития. Подчинив себе значительные территории центральной Италии, в том числе и Лаций с городом Римом, этруски продвинулись на юг. Однако греки Южной Италии оттеснили их обратно. Постепенно, в первой половине III в. до н.э., этрусков покорили римляне, и те были романизированы. Римляне заимствовали у этрусков многие их достижения в области ремесла, строительной техники, градостроения, художественной культуры и идеологии.

Ранняя история Рима окутана множеством легенд. Считается, что сам город основан потомками Энея , защитника Трои, спасшегося с уцелевшими защитниками из горящего города. Приплыв морем к берегам Апеннинского полуострова, беглецы высадились в устье реки Тибр и основали город Альбу-Лонгу . Потомки Энея, братья-близнецы Рем и Ромул основали на Палатинском холме город, получивший название Рим (по имени Ромула, убившего в ссоре своего брата). Как бы то ни было, археологические данные подтверждают наличие остатков раннего поселения на Палатинском холме, относящихся к VIII в. до н.э. Именно здесь и вырос город Рим, ставший впоследствии центром римского рабовладельческого государства.

В царский период истории Древнего Рима еще сохранялись родовые отношения. Как повествует традиция, все население царского Рима делилось на триста родов. Каждые десять родов объединялись в курию , десять курий - в трибу. Таким образом, в ранней римской общине были три трибы. Все члены трехсот родов составляли «римский народ» - римскую гражданскую общину, к которой принадлежали только члены рода, связанные через него с курией и трибой. Род состоял из нескольких патриархальных семей («фамилий»), представлявших собой большесемейные домашние общины.

Наиболее важными делами в Риме царского времени ведал сенат - совет старейшин, состоявший из трехсот человек, каждый из которых представлял свой род. В сенате предварительно обсуждались наиболее ответственные вопросы жизни римской общины. Важнейшие же дела (выборы должностных лиц, судебные приговоры, решение вопросов войны и мира и т.д.) решались на народном собрании - куриатных комициях , которые собирались по родовым округам - куриям . В их работе участвовали только сородичи - мужчины-воины. Во главе ранней римской общины стоял царь, которого выбирали на куриатных комициях. Римские цари напоминали греческих басилеев гомеровского времени. Они не располагали деспотической властью и совмещали функции верховного военачальника, законодателя и судьи.

Первоначально в состав «римского народа» входили только полноправные члены его родовой организации. Их называли патрициями . Постепенно патриции превратились в привилегированную часть населения. Люди же утратившие родовые связи или не имевшие таковых (переселенцы, завоеванное население, попавшие в зависимость от родовой знати) первоначально в состав родов не входили и находились в бесправном положении. Эта многочисленная категория жителей царского Рима, называвшаяся плебеями , была лишена права участия в политической жизни, вступления в брак с представителями патрицианских родов и т.п. Плебеи, лично свободные, не могли рассчитывать на возможность пользования общинной землей из фонда общественных земель, который был резервным и распределялся только среди патрициев. Это обстоятельство и стало причиной борьбы плебеев за свои права, которая растянулась на несколько веков и определила характер истории Древнего Рима конца царской эпохи и раннереспубликанского периода.

 

 

Билет

Процесс оформления государства в Древнем Риме сопровождался ожесточенной социальной борьбой, основными участниками которой были плебеи и патриции . Изгнанием последнего римского царя, Тарквиния Гордого , узурпировавшего власть после убийства Сервия Туллия, принято завершать царский период римской истории. В конце VI в. до н.э. ему на смену приходит республиканская форма правления. Юридически законодательная власть принадлежала центуриатным комициям, в которых решающую роль играли патриции, располагавшие устойчивым большинством голосов. Огромное значение имел сенат, состоявший из бывших магистратов, который утверждал решения, принятые в комициях. Только патриции могли стать сенаторами. Во главе исполнительной власти в это время были консулы , обладавшие высшей гражданской и военной властью. Консульские должности, также как и иные низшие магистратуры , замещались исключительно патрициями.

Таким образом, патриции продолжали играть ведущую роль как в экономической, так и в политической жизни. В соответствии с этим и формулировались требования плебеев. Прежде всего - это допуск к общественной земле. Дело в том, что патриции и плебеи владели землей на совершенно разных основаниях. Если плебеи имели в собственности лишь небольшие земельные участки, то патриции, кроме своего личного надела, могли пользоваться землей из общественного фонда.

Даже после реформ Сервия Туллия, образовав с патрициями единую общину граждан, получив право службы в римском войске и участия в центуриатных комициях , плебеи остались вне патрицианской родовой организации. Поэтому право допуска к общественной земле они так и не получили. В условиях малоземелья росла их задолжность. Многие плебеи вообще лишились своей земли. Над некоторыми из них нависла угроза долгового рабства.

С другой стороны, формально получив возможность участия в политической жизни Рима, плебеи не имели права занимать государственные должности и, соответственно, попасть в число сенаторов. Таким образом, требования плебеев сводились к допуску к фонду общественных земель, равноправию с патрициями в политической жизни, а также к отмене долговой кабалы, ограничению долгового процента и т.п.

В результате преобразований, осуществленных Сервием Туллием, плебеи оказались в рамках одной гражданской общины с патрициями. Но они, получив лишь право вхождения в ее военную организацию, вынуждены были проливать кровь в ожесточенных военных столкновениях Рима со своими соседями. Однако в 494 г. до н.э., когда шла война с латинскими племенами, плебеи, составлявшие большую часть римского войска, отказались отправиться в поход и удалились на Священную гору близ Рима. Это получило название первой сецессии - своеобразной военной забастовки. Патрицианские командиры оказались без воинов. Ввиду угрозы захвата Рима патриции вынуждены были пойти на уступки плебсу - согласиться на введение магистратуры, представлявшей исключительно плебейские интересы. Это была должность народных трибунов , избиравшихся из плебеев. Народные трибуны были защитниками интересов плебеев. Они имели право накладывать запрет («вето») на распоряжения патрицианских магистратов или решения сената, созывать плебеев на их общие сходки (плебейские народные собрания) и защищать от несправедливости любого плебея, искавшего защиты в доме народного трибуна. Личность народного трибуна считалась неприкосновенной.

Несколько позже консул Спурий Кассий предложил первый проект аграрной реформы, в котором предусматривалась возможность для плебеев раздела земель, захваченных во время войн. Патрициям удалось провалить этот закон. Однако в 456 г. до н.э. народному трибуну Ицилию удается провести через комиции закон о разделе земли между бедняками на ограниченной территории близ Рима.

Следующей победой плебеев было принятие писаных законов в 450 г. до н.э. (т.н. Законы XII таблиц ), для чего была организована специальная комиссия децемвиров (десяти мужей) с чрезвычайными полномочиями. Принятие Законов XII таблиц резко ограничило произвол патрициев в судебной области.

На следующий год консулы Валерий и Гораций провели решение о том, что постановления плебейских собраний, проводимых по территориальным трибам, приобретали силу закона, минуя их утверждение сенатом. В 445 г. до н.э. народный трибун Канулей добился разрешения браков между плебеями и патрициями. В ответ на его попытку предоставить право плебеям избирать из своей среды одного или двух консулов, было принято компромиссное решение. С 444 г. до н.э. плебеи получили возможность избирать трибунов с консульской властью.

Хотя в ходе этого этапа борьбы плебеи получили ряд значительных уступок со стороны патрициев, аграрный вопрос по-прежнему не был решен. Общественные земли, чьи размеры значительно выросли за счет захватов Римом территорий соседних народов, по-прежнему оставались в ведении только патрициев.

Аграрный и долговой вопросы попытались решить народные трибуны Лициний и Секстий . В 367 г. до н.э. был принят закон, согласно которому устанавливался максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (1 югер - 0, 25 га). Этим ограничивалось право патрициев на оккупацию общественных земель и ставился предел их экономическому засилью. Облегчалось и положение должников: уплаченные проценты теперь засчитывались в счет долга, а оставшуюся сумму позволялось вносить равными частями в течение трех лет. Наконец, один консул должен был избираться из плебеев. Это был значительный успех плебейских масс в борьбе за свои экономические, политические и социальные права.

Однако борьба этим не завершилась. В 326 г. до н.э. в Риме законом Петелия-Папирия было запрещено долговое рабство. Отныне должник гарантировал кредитору долг только своим имуществом, но не личностью. При этом согласно закону все римляне, оказавшиеся в долговом рабстве, получили свободу. Новый удар по интересам патрицианской знати был нанесен цензором Аппием Клавдием , который даровал звание сенаторов сыновьям некоторых вольноотпущенников. Этим был создан некоторый противовес патрицианской аристократии. Аппий Клавдий провел еще одно важное мероприятие: граждане, лишившиеся земли, получили возможность вхождения в сельские трибы, в то время как ранее они приписывались только к городским. Тем самым происходило уравнивание денежного и земельного ценза, а вольноотпущенники и городские плебеи, не имевшие земли, равномерно распределялись по всем трибам.

В 300 г. до н.э. плебеям было разрешено войти в состав жреческих коллегий. А в 287 г. до н.э. законом Гортензия был возобновлен нарушавшийся ранее порядок, введенный еще в 449 г. до н.э. Валерием и Горацием, по которому решения трибутных комиции имели силу закона и в одобрении сената не нуждались. Принятием закона Гортензия борьба плебеев и патрициев завершается.

Каковы ее итоги? Основные требования плебеев были удовлетворены: исчезло долговое рабство, временно утратил остроту аграрный вопрос, юридически уравнялись права плебеев и патрициев. Изменилась социальная структура римского общества - патрицианская аристократия слилась с плебейской знатью. В результате этого образовалось новое привилегированное сословие, получившее название нобилитета .

Вместе с нобилитетом усилились торгово-ремесленные слои в Риме, в которые входили представители богатых, но не знатных плебейских родов. Эта категория обеспеченных плебеев была приписана к 18 всадническим центуриям и потому носила название всадников .

Нобилитет, включивший в себя крупных и знатных собственников, противостоял массе бедняков, объединенных общим названием - плебеи. Но это название уже не имело прежнего социально-экономического и политического значения, характерного для времени борьбы плебса за свои права. Старые понятия «патриции» и «плебеи» исчезли. Были окончательно ликвидированы остатки родового строя и созданы основы для концентрации частной собственности. Отмена долговой кабалы при все возраставшей нужде в рабском труде привела к усилению агрессивности римского общества, вынужденного теперь довольствоваться только рабами-военнопленными. В начале III в. до н.э. в Римской республике заметно утихают социальные конфликты, и общество оказалось более единым и сплоченным в своих интересах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.