Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление проблем и работа с семьями СОП






 

Если школьный учитель работает с ребенком на этапе обнаружения проблемы, то далее решение вопроса переходит в руки социальных работников, деятельность которых направлена непосредственно на работу с каждой отдельной семьей. Деятельность социальных работников состоит из следующих этапов:

· сбор и анализ информации об асоциальных семьях;

· постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);

· выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;

· практическая работа по оказанию помощи семье

Основные силы должны быть направлены на восстановление оспитательной

функции семьи. В этих целях могут использоваться такие педагогические подходы как развитие семейной инфраструктуры, создание установки на счастливое будущее, вовлечение семьи в культурно-досуговую деятельность

В целом, алгоритм действий социального работника по выведению семьи из социально опасного положения состоит из следующих этапов:

· проведение первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор информации о семье, выявляются потребности;

· подготовка акта обследования с заключением о наличии социально пасного положения несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи;

· проведение социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-правовой, социально-медицинской, социально-экономической, социокультурной реабилитации;

· анализ работы с семьей, в котором прописывается результат и предложения куратора о том, вывести семью, либо оставить в банке СОП;

· осуществление патронажа семей и несовершеннолетних.

 

Законодательство РФ определяет границы функциональной ответственности для государственных, региональных и муниципальных служб, занимающихся работой с семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении. В частности, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит в себе перечень организаций, оказывающих поддержку детям и семьям, находящимся в зоне социального риска, а также

определяет границы деятельности этих структур. Мы провели анализ текста данного закона методом построения матрицы функционального соответствия. Сопоставив частные и универсальные функции организаций, мы произвели их группировку и выделили 9 типов функций.

1. Профилактика и выявление безнадзорности семей с детьми в СОП.

2. Соблюдение прав и свобод несовершеннолетних.

3. Меры по реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

4. Устройство несовершеннолетних в СОП в государственные учреждения.

5. Социальные и психологические услуги семьям с детьми в СОП.

6. Медицинские услуги и сопровождение несовершеннолетних.

7. Обучение несовершеннолетних.

8. Профессиональная ориентация и трудоустройство несовершеннолетних.

9. Организация досуга и просвещения несовершеннолетних в СОП.

 

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав призваны осуществлять комплекс мер по координации системы учреждений, реализующих деятельность по профилактике правонарушений среди лиц, не достигших 18-ти лет, их безнадзорности и беспризорности. Комиссия разрабатывает и внедряет механизмы по выявлению случаев социально опасного положения детей, анализу средовых факторов, влияющих на антиобщественное поведение несовершеннолетних, а также предлагает меры по минимизации негативных условий. Среди зоны ответственности данного института контроль социально-педагогической реабилитации детей и защиты их законных прав и интересов (Федеральный закон № 120, 2014, ст. 11).

 

Органы управления социальной защитой населения реализуют контролирующую функцию над сетью специализированных учреждений помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, принимают меры по успешному функционированию и развитию данной сети.

Учреждения социального обслуживания осуществляют непосредственную работу с индивидуальными случаями социально опасного положения семей с детьми начиная от их выявления и ведения случая до его завершения. В частности, посредством оказания социальных услуг по организации оздоровления, отдыха и досуга детей, развития их творческого потенциала. К системе учреждений социального обслуживания отнесены:

· территориальные центры социальной помощи семье и детям;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· центры экстренной психологической помощи;

· иные учреждения социального обслуживания (Там же, ст. 12.2).

Органы, осуществляющие управление в сфере образования осуществляют координационную, контролирующую и методическую функции по обеспечению и развитию деятельности сети учреждений, реализующих образовательную и педагогическую работу с детьми в социально опасном положении

Организации, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно реализуют комплекс мер по профилактике и выявлению детей в социально опасном положении в рамках образовательных учреждений, а также по предупреждению случаев правонарушений среди несовершеннолетних. Основными механизмами работы являются социальносихологическая и педагогическая помощь, и обеспечение работы досуговых кружков и секций – технической, спортивной и иной направленности (Там же, ст. 14.2).

 

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках своих полномочий осуществляют меры по обеспечению развития и социализации несовершеннолетних, чьи родители умерли, признаны недееспособными, находятся в состоянии длительной болезни, ограничены в родительских правах либо лишены их, находятся в специализированных учреждениях

Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти на уровне субъектов федерации и выполняют функции по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь с официального разрешения органов опеки и попечительства возможны переводы несовершеннолетних из одной организации в другую, передача в приемную или замещающую семью.

Органы по делам молодежи призваны принимать активное участие в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших 18-ти лет, в плане подготовки целевых программ, организации и проведения профилактических мероприятий. Более того, органы по делам молодежи разрабатывают методические рекомендации для учреждений социальной помощи и других организаций, работающих с молодежью, и осуществляют поддержку детских и молодежных общественных объединений. Сейчас в нашей стране существуют следующие типы подобных учреждений:

· социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи;

· центры социально-психологической помощи молодежи;

· центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи;

· молодежные клубы и иные учреждения (Федеральный закон № 120, 2014, ст. 17).

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включают в себя следующие типы организаций:

· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реализующие программы по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних и меры по социальной реабилитации детей в социально опасном положении;

· социальные приюты для детей, принимающие на содержание несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС. Данные учреждения предоставляют этой категории детей экстренную социальную помощь, в том числе временное проживание в государственном учреждении и услуги по реабилитации;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, созданы для временного содержания детей, чьи родители (законные представители) умерли, ограничены или лишены родительских прав, а также принимают необходимые меры по организации устройства таких детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные и за-

мещающие семьи (Там же, ст. 13).

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют консультационную, профилактическую и процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и должностных лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание лиц, не достигших 18-тилетнего возраста в сфере нарушения прав и интересов детей, их противоправных антиобщественных действий, административных и иных видов правонарушений. Подобные подразделения ведут учет и осуществляют розыск несовершеннолетних, а также взаимодействуют с другими заинтересованными органами и сообщают о фактах совершенных правонарушений и их социальном контексте (Там же, ст. 21).

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в рамках своих полномочий принимают на срок до 30 дней лиц, не достигших 18-тилетнего возраста, совершивших противоправные деяния, на содержание. Осуществляют меры по профилактике рецидивных правонарушений среди данной категории несовершеннолетних, участвуют в устройстве правонарушителей в специализированные учреждения (Там же, ст. 22).

Иные подразделения органов внутренних дел призваны осуществлять комплекс мер по профилактике, выявлению и раскрытию преступных действий лиц, не достигших 18-ти лет. В том числе важным является определение формы организации данной деятельности (организованные преступные группы) и возможных сообщников и «наставников» (Там же, ст. 23).

Учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, либо подозреваемых в их совершении, реализуют право детей на медицинскую помощь, образование и социально-психологическую адаптацию. Учреждениями данного типа являются, например, уголовно-исполнительные инспекции, следственные изоляторы и воспитательные колонии (Там же, ст. 23.1).

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выявляют и предупреждают противоправное поведение несовершеннолетних, а также их вовлечение в деятельность по производству, распространению и употреблению наркотиков (Там же, ст. 23.2).

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа осуществляют деятельность по воспитанию, обучению и содержанию детей от 8 до 18-ти лет. В подобные учреждения помещаются несовершеннолетние по официальному указанию комиссий по делам несовершеннолетних, решению суда, а также заключению медико-педагогической комиссии о том, что они нуждаются в «специальном педагогическом подходе» (Там же, ст. 15).

Органы управления здравоохранением осуществляют ряд важных функций по поддержке детей в социально опасном положении и профилактике заболеваний. Во-первых, на базе специализированных медицинских учреждений данные органы принимают на содержание, выхаживание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 4-х лет. Во-вторых, координируют и осуществляют меры по развитию системы учреждений, которые специализируются на оказании психиатрической и наркологической помощи детям и подросткам. В-третьих, проводят информационно-просветительские кампании среди детей, подростков и молодежи, а также их родителей, о пользе здорового образа жизни и базовых знаний о гигиене и профилактике различных заболеваний (Там же, ст. 18).

Органы службы занятости осуществляют мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС, организуют процесс профориентации подростков (Там же, ст. 19).

Другие органы и учреждения, реализующие программы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, в рамках профилей своей деятельности организуютотдых, оздоровление и досуг детей до 18-ти лет, приобщают их к национальной и мировой культуре, развивают личностный потенциал. К таким учреждениям законодатель относит:

· органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;

· уголовно-исполнительные инспекции;

· федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (прикрепляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, к воинским частям в статусе воспитанников) (Федеральный закон № 120, ст. 24).

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Подобные должности существуют в каждом субъекте федерации. Институт уполномоченных по правам ребенка на местах призван осуществлять мониторинг соблюдения прав и законных интересов детей (в частности путем проведения проверок законности деятельности должностных лиц, работающих с детьми), защищать и восстанавливать нарушенные права, осуществлять мероприятия по информированию детей, родителей и должностных лиц о принципах защиты прав ребенка в нашей стране (Официальный сайт Уполномоченного…).

 

 

Восстановительные технологии
и перспективы преодоления проблемы детей в ТЖС в России

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ

· Низкая цена жизни

· Социализация на насилии

· Дефицит толерантности (культивация агрессии, ксенофобии, нетерпимости и пр.)

· Закрытость общества (дефицит культуры общения, передачи знаний и разрыв культурных связей и традиций между поколениями)

· Неразвитость социологии, социометрии, социостатистики

 

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

· Ослабление

· Дефектность

· Потеря

· Социализирующих функций

СЛАБАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

 

СИМПТОМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

· употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики)

· прекращение посещения учебного заведения

· уход из семьи

· совершение правонарушения (преступления)

 

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА

· Проблемы социоадаптации личности

· Нарушение прав ребенка

· Свойства (дефекты) политики:

• запаздывающая реактивность

• слабая рефлексивность

• паллиативность

• репрессивность

· Условия, необходимые для благополучия в семье

· Равноправие (полноправие, толерантность, уважение, взаимная ответственность)

· Разумное отсутствие тайн

· Безопасность (соразмерная защита)

· Материальное благополучие

· Жилищные условия

 

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

· Интеллектуально-духовное (ценностные: базис и ориентиры, цель-средства)+«школа» (5 задач)

· Физическое (здоровье, спорт, культура)

· Сексуальное (этика, семья)

· Социальное (семья, поколения, коммуникация, самореализация)

 

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

· Закрытость института

· Опаздывание к проблемам семьи

· Репрессивная реакция

· Искус простых решений

· Воздействие на следствие (паллиатив)

 

ПРИЧИНЫ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТСТВА В РОССИИ

· Межведомственная разобщенность в деятельности государственных органов и организаций.

· Карательный подход (российского правосудия) в отношении несовершеннолетних.

· Отсутствие государственной политики в области организации досуга несовершеннолетних (отсутствие досуговой инфраструктуры)

· Отсутствие разработанной и признанной государством концепции политики в отношении несовершеннолетних, защиты их прав

 

ПРИЧИНЫ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТСТВА В РОССИИ

· Отсутствие концепции деятельности государства для реабилитации несовершеннолетних в опасности, жертв правонарушений и преступлений и несовершеннолетних правонарушителей и преступников

· Отсутствие соответствующей системной инфраструктуры: ювенальные судьи, адвокаты, прокуроры, социальные службы

· Отсутствие внятной созидательной и социально ориентированной и ориентирующей культурно-информационной, образовательной и просветительской политики

· Государственная монополия на осуществление социальной политики в отношении семьи и детства

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ

· Приоритет карательной функции.

· Неразветвленность судебных решений (как правило, альтернатива тюрьме – условное осуждение).

· Инерционность судебного процесса (сложность его остановки, изменения процессуальных и методологических подходов).

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ

· Незначительность участия общества (огосударствление частныхконфликтов).

· Неразвитость профессиональной социальной инфраструктуры (отсутствие социальных работников для ресоциализации, других социальных институтов для альтернативных судебным решений).

· Несформированность политики органов власти для исправления ситуации.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ

· Законность

· Персональная адресность

· Квалифицированность

· Ведомство

• Законность (инструкции, собственное выживание, совмещение функций)

• Персональная адресность (категориальная адресность или “по заявительному принципу”)

• Квалифицированность (межведомственные противоречия, узковедомственное решение)

· Суд

• Законность

• Персональная адресность

• Квалифицированность

· Специализация (ювенальный суд)

· Информированность

· Профилактическая функция (ранняя рефлексия, судебная перспектива)

· Нерепрессивность (диверсификация видов ответственности)

· Социальное насыщение пространства работы с ребёнком (ювенальные технологии)

· основные свойства социальной технологии

· Измеряемый (ощутимый) позитивный социальный эффект

· Тиражируемость полученного результата

· Длящийся характер воздействия

· Встраиваемость в действующую систему

 

ЦЕЛИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

· Возможно более глубокий уровень профилактики

· Направленность на выработку у целевой группы способности к самообеспечению

· Реализация интерактивного субъект-субъектного взаимодействия

· Площадки для применения ювенальных технологий

· Ребёнок на улице

· Ребёнок дома

· Ребёнок в школе

· Ребёнок в приюте-убежище

· Ребёнок в суде

· Ребёнок в реабилитационных программах

· Ребёнок в местах лишения свободы

· Аналитико-координационный менеджмент

 

Цель:

Создание реабилитационного пространства

I. Задачи создания реабилитационного пространства в регионе

1. Преодолеть межведомственную разобщенность;

2. Максимально смягчить карательный подход правосудия в отношении несовершеннолетних и усилить диверсификацию судебных решений;

3. Сформировать последовательную краевую политику в области организации досуга несовершеннолетних (создать постоянно расширяющуюся позитивную социальную инфраструктуру);

 

Защита прав детства в регионе

Задачи:

4. Разработать концепцию деятельности краевой власти в области реабилитации:

несовершеннолетних в опасности;

жертв правонарушений и преступлений;

несовершеннолетних в конфликте с законом.

5. Сформировать системную инфраструктуру: судьи- прокуроры- адвокаты -социальные службы;

6. Сформировать внятную созидательную, социально ориентированную (и ориентирующую) информационную, образовательную и просветительскую политику.

Защита прав детства в регионе

Задачи:

 

7. Максимально усилить профилактические подходы:

профилактика преступности;

профилактика рецидива;

обучение и самообучение;

 

8. Расширить участие общественности;

9. Расширить социальную инфраструктуру

Защита прав детства в регионе

II. Основные принципы построения и функционирования системы Ювенальной Юстиции

 

1. Приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

2. Открытость и прозрачность процедур деятельности всех институтов системы;

3. Приоритет профилактического подхода;

Защита прав детства в регионе

Основные принципы:

 

 

4. Защита прав, свобод и законных интересов ребёнка специальными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными организациями и НПО;

5. Расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);

Защита прав детства в регионе

Основные принципы:

 

6. Создание условий для всесторонней социализации ребенка, как предпосылки для его выживания и наилучшего развития;

7. Поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего);

8. партнерство государственных органов и МСУ, учреждений и НКО, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка;

Защита прав детства регионе

Основные принципы:

 

9. Доступность для детей социально-правовой помощи;

10. Создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);

11. Создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).

 

 

Защита прав детства в регионе

 

Для эффективности достижения цели и задач необходимо:

Не забыть ни одного ребёнка;

Строить профилактическую деятельность на основе расширения Позитивного Большинства

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.