Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудная жизненная ситуация (ТЖС)






В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ-124, 1998) выделяется отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, жертвы конфликтов и катастроф, из семей беженцев, жертвы насилия, дети, отбывающие наказание и находящиеся в специальных учреждениях и др. (Ст. 1 в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 № 120-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ).

Данным законом утверждается приоритетность государственной политики в интересах детей, проявляющаяся, в частности, в законодательном обеспечении прав ребенка, в проведении государственной политики поддержки семьи и детства, а также в осуществлении государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений, защищающих права и интересы детей (ФЗ-124, ст. 4). Важным с точки зрения реализации данного закона является разделение полномочий органов федеральной власти и субъектов федерации в реализации заявленных принципов защиты прав и законных интересов детей. К зоне ответственности федеральных органов государственной власти относится выбор приоритетных направлений государственной политики в области осуществления прав ребенка, проведение федеральных целевых программ, установление порядка судебной защиты детей (ФЗ-124, ст. 5.1). К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относится реализация государственной политики и решение вопросов социальной поддержки детей в ТЖС (Там же, ст. 5.2).

Кроме того, данный закон устанавливает обязанность родителей (и лиц, их замещающих) заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (Там же, ст. 14.1).

Законодатель определяет основные направления реализации законных интересов детей и защиты их прав, среди которых контроль отсутствия ущемления прав ребенка в процессе его обучения и образования (Там же, ст. 9.1), осуществления комплекса мер по профилактике заболеваний и оказанию бесплатной медицинской помощи (Там же, ст. 10), контроль обеспечения профессиональной ориентации и профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет (Там же, ст. 11), а также реализации защиты детей от информации, пропаганды и агитации, которые могут нанести вред их здоровью и развитию (Там же, ст. 14).

Понятие «трудная жизненная ситуация» определяется в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживании населения в Российской Федерации» как «объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина… которую он не может преодолеть самостоятельно» (ФЗ-195, 1995). Примечательно, что в первой версии проекта нового закона «Об основах социального обслуживании населения в Российской Федерации» (Проект ФЗ № 249303–6, 2013), данная формулировка была расширена, однако содержательно не изменилась, в финальной же версии закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» этот пункт отсутствует (ФЗ-442, 2013).

Социальное обслуживание в действующем законе 1995 г. понимается как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, < …> услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ФЗ-195, 1995).

Среди локальных документов дающих определение ТЖС – в законе «О социальном обслуживании населения в Томской области» (Закон ТО № 135, 2005) ТЖС называется такая ситуация, которая объективно нарушает «…жизнедеятельность гражданина (безработица, вынужденная миграция, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

В другом документе регионального значения –Законе о социаль ном обслуживании г. Москвы (Закон г. Москвы № 34, 2008) ТЖС определяется как «…совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно …». В этом Законе также дается определение семей в социально опасном положении.

В новом законе, вступившем в силу 1 января 2015 г., используется более лаконичная формулировка: «социальное обслуживание граждан < …> –деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» (ФЗ-42, 2013); при этом «социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию (…) помощи (…) гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» (Там же, ст. 3).

Ниже перечислены обстоятельства, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.

1) Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

2) Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

3) Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации.

4) Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.

5) Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

6) Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7) Отсутствие работы и средств к существованию.

8) Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.