Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные причины разделения Церквей






Патриарх Фотий и папа Николай I

Раскол 1054 года.

Снятие клятв 1054 года

1)

Причины разделения:

· Этнографическая (различие менталитета, мнений, характера, взглядов)

· Государственно-политическая(соперничество Рима и Константинополя)

· Религиозная (различия в обрядах, богослужениях)

· Людей заставляли подчиняться стандартам

Важные проблемы Востока и Запада:

· Исхождение Святого Духа. На Западе Святой Дух исходит и от Сына. Это учение ФИЛИОКВЕ. Появилось в VI веке в Испании. В XI – X вв. – богословское мнение.

· Роль Римского папы. Папа – викарий Христа на земле. Первый среди равных. В XIX веке за папой закреплена непогрешимость, что значит, что он говорит с кафедры является истиной.

· Различия в взглядах на Богородицу

Обрядовые различия:

· Католики причащаются Телом

· Хлеб на Западе пресный, на Востоке – квасной

· Различия в последовании Литургии

· У католиков – пост в субботу. В пост разрешены молоко и яйца.

Между Востоком и Западом были частые споры и конфликты. Проблема с патриархом Фотием. До него был патриарх Игнатий, которого отстранили. Собор в Константинополе в 861г. оправдал Фотия. Собор в Риме осудил его.

В 865г. Болгария приняла Крещение от Византии. Болгарский царь Борис требовал независимости и обратился в Рим. Борис дал присягу Папе. Византия протестовала. В 867г. Собор низложил папу Николая I. Собор в Риме предал Фотия анафеме. 1043-1058 патриарх Михаил Керуларий перевел все храмы на греческий обряд. Папа в ответ перевел все свои храмы на латинский.

2) Византийская империя с 842 года за малолетствам императора МихаилаIII

управляла его мать Феодора и дядя кесарь Варда. Он сумел уговорить Михаила заключил в монастырь. Этому отставал патриарх Игнатий, за что и был низвергнут. На его место был возведён Фотий, человек вполне достойный, но низложением Игнатия были многие недовольны. В результате чего Константинополь патриархат разделился на две части: одни за Игнатия, другие за Фотия.

В результате этой смуты император Михаил и Вардa решили созывать собор и пригласили на него папу Николая I. Соборный значит была в Константинополе 861-м году. Письме Николая обвинил императора в неправильном поступке по отношению к Игнатию, а Фотия обличал в честолюбие и незаконном принятие патриаршего сана. На соборе, вопреки воле легатам Игнатий был признан низложенным, а Фотий признан законным Константин. патриархом.

В 862 году Папа Николай созвал собор в Риме, на котором предал проклятию Фотия и восстановил Игнатия. В результате этих событий Михаил написал резкое письмо папе, а он ответил в таком же тоне и разрыв между церквами начался.

 

В 866 году патриарх Фотий посылал окружные послания для собора епископов, чтобы осудить папу.

В послании Ф. обвинил в:

• целибат

• Пост в субботу

• Миропомазание епископом

• Филиокве

 

Фо́ тиева схи́ зма — длившийся с 863 по 867 год церковный раскол между константинопольской патриархией и папством[1]. Патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), папой был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византии. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

 

К середине IX века византийская церковь уже длительное время находилась в состоянии внутреннего конфликта. Борьба между сторонниками и противниками иконопочитания завершилась в 843 году поражением иконоборцев, но в победившей церковной партии не утихала борьба консервативного и либерального направлений. В борьбе за власть между императором Михаилом III (842—867) и его матерью Феодорой представлявший консерваторов патриарх Игнатий (847—858, 867—877) встал на сторону императрицы и был низложен. Его преемником, поддержанным церковными либералами, стал не принадлежавший до этого к духовенству чиновник и учёный Фотий. Хотя возведение в патриархи из мирян ранее в церковной истории случалось, сторонники свергнутого Игнатия объявили избрание Фотия незаконным и обратились к папе. Папа Николай I, воспользовавшийся этой ситуацией для утверждения догмата о примате епископа Рима, попытался выступить в качестве верховного арбитра в данном споре, отказывая Фотию в признании его патриархом. К 867 году Николай и Фотий отлучили друг друга от церкви. Тем не менее, пользовавшийся поддержкой Михаила патриарх находился у власти до тех пор, пока в результате государственного переворота императором в 867 году не стал Василий I Македонянин (867—886), после чего Фотий был низложен, а Игнатий восстановлен в качестве патриарха.

 

После смерти Игнатия в 877 году Фотий вернул себе патриарший престол, а Четвертый Константинопольский собор (869-870) окончательно завершил раскол. Хотя причины «фотиевой схизмы» лежали преимущественно в плоскости церковного права, вопрос о филиокве, поднятый при осуждении папы Фотием, продолжил оставаться основным разногласием между церквями Востока и Запада христианского мира, приведя к Великому расколу 1054 года.

 

(Развёрнутый вариант)

    В малолетство императора Михаила III кормилом правления владел дядя его Варда. Так как он своим явным распутством производил всеобщий соблазн, то Игнатий, тогдашний Константинопольский Патриарх, пастырь строгий и деятельный, после тщетных увещаний и угроз не допустил его к причащению перед лицом всего народа. Варда без всякого суда и следствия сослал Патриарха в заточение и в преемники ему избрал Фотия, одного из первых государственных сановников, отличавшегося блестящими дарованиями, обширной ученостью и неукоризненным Православием. Но как народ твердо держался низверженного Патриарха и не хотел признавать нового, то для подавления возникшего раскола решили прибегнуть к помощи Собора и пригласили на него папу. Папой был тогда Николай I, отличавшийся самым твердым, непреклонным характером и более всех предшественников убежденный в мнимозаконном властительстве Римской кафедры над всей Церковью. Николай отправил на Собор легатов и приказал исследовать дело Игнатия надлежащим образом. Варда успел склонить легатов на свою сторону, и они оправдали Фотия. Николай, сведав о ходе дела, опроверг определение Собора и присудил Фотия к низвержению из всех степеней священства. Это породило вражду между Римом и Константинополем. Вражда усилилась еще более, когда болгары, крещеные Фотием, добровольно признали над собой покровительство папы, а присланные к ним латинские епископы стали уничтожать все введенные у них обычаи Церкви Греческой и заменять их обрядами римскими. Фотий окружным посланием обличил Римскую Церковь в отступлении от Православия, утвержденного Вселенскими Соборами. Отступление это заключалось частью в обрядах и дисциплине церковной, каковы: безженство священников, пост в субботу, разрешение на сыр и яйца в дни постные; частью же и в догматах, каково было учение об исхождении Духа Святого от Отца и Сына, и в прибавлении к Константинопольскому Символу слов «и от Сына» (Filioque16). Таким-то образом распря патриархов обратилась в распрю Церквей. Хотя по смерти Фотия спор затих, но общение между Востоком и Западом не восстановилось. Окружное послание Фотия осталось навсегда памятником различия Западной Церкви с Восточной. В половине XI века спор был возобновлен Константинопольским Патриархом Михаилом Керулларием. Услышав, что латины совершают Литургию на опресноках, тогда как на Востоке и на самом Западе до VIII века всегда совершали на обыкновенном кислом хлебе, Михаил Керулларий поспешил обличить это нововведение Запада. Пламя запылало. Император, опасавшийся потерять последние свои владения в Италии через ссору с папой, употребил все меры, чтобы примирить с ним Патриарха. Начались переговоры. Папа отправил в Константинополь трех легатов; но они, вместо того чтобы потушить, только усилили пламя раздора. Не успев склонить Патриарха отступиться от своих мнений, легаты торжественно вошли в Софийский храм, произнесли анафему на Михаила и его единомышленников, положили клятвенную грамоту на престол и вышли, сказав, что отрясают прах ног своих на Константинополь и весь Восток. Таким образом, попытка примирения кончилась только бОльшим ожесточением.

 

3)

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году Папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1].

 

В 1054 году Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Константинов дар, настаивая на его подлинности.[2][3] Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.[4]

 

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов

В 1054г. 3 легата отправлены в Константинополь. Легаты (Гумберт) вначале пошли к императору. Патриарх обиделся. На Соборе легатам дали плохие места, они написали буллу и положили ее на престол в храме Святой Софии и скрылись. В это время в Риме папа уже умер. Патриарх предал его анафеме.

 

 

4)

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация[25]. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения: сама декларация гласила: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».[25] С точки зрения Православной Церкви, остаются неприемлемыми остающиеся в силе анафемы I Ватиканского Собора на отрицающих догмат о главенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra, а также ряд других постановлений догматического характера.

 

Кроме того, за годы разделения учение Филиокве на Востоке было признано еретическим: «Новоявившееся учение, будто „Дух Святый исходит от Отца и Сына“, измышлено вопреки ясному и нарочитому о сем предмете изречению Господа нашего: иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26), и вопреки исповеданию всей Соборной Церкви, засвидетельствованному седьмью вселенскими Соборами в словах иже от Отца исходящаго (Символ веры). < …> Посему единая, святая, соборная и Апостольская Церковь следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборно, что сие нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви — беззаконно, по силе особенно седьмого правила третьего вселенского Собора» (Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.))

БИЛЕТ №13






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.