Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по проведению практических занятий и методика решения задач по экологическому праву






 

Практические занятия являются необходимым элементом учебного процесса. Благодаря практическим занятиям студенты приобретают навыки толкования и применения нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды, квалификации фактов и обстоятельств, разработки документов правового характера, экспертизы правовых актов и др.

Экологическое право одна из динамично развивающихся отраслей права. Учебные задачи, используемые в данном методическом пособии, позволяют студентам закрепить теоретические знания, полученные из лекционного курса и приобретенные студентами самостоятельно.

При проведении практических занятий следует обратить внимание на различную форму построения занятия. Это может быть беседа, обсуждения студенческого доклада, либо доклада группы студентов, либо собранного студентами специального материала, относящегося к теме практического занятия. Студентам для сообщения отводится 5-7 минут, но не более 10 минут. Если доклад вызвал интерес, слово предоставляется желающим задать вопросы. Необходимо студентам предоставить возможность высказать свои мысли и предложения, свою точку зрения. Активность студентов желательно поощрять. В преподавательском журнале необходимо вести детальный учет выступлений, выставлять поощрительные баллы. Это заставляет студентов более тщательно готовиться к занятиям. В конце занятия можно назвать несколько студентов, которые хорошо поработали на практическом занятии. Преподаватель должен стремиться оживить занятия, развернуть предметную дискуссию.

В соответствии с учебным планом по данной дисциплине проводится вводное занятие. По своему содержанию вводное занятие делится на четыре составные части: организационную (представление преподавателя студентам, знакомство с группой, установление правил проведения занятий и др.); информационную часть (сведения об учебном курсе экологического права, о литературе, учебно-методическом обеспечении и т.д.); методическую (ознакомление студентов с методикой решения задач, ответов на вопросы практических занятий).

Практические занятия по экологическому праву ставят своей целью ознакомить студентов с алгоритмом применения норм экологического права, рассмотреть стадии правоприменительной деятельности, где каждое действие выполняется одно за другим, последовательно, использовать другие приемы (деловые игры, ролевое распределение, экспресс-опрос, тестирование и др.).

 

При решении задач следует исходить из следующих требований:

1) Необходимо обязательно указать на тип или группу правоотношений исходя из фабулы задачи, а также состав правоотношения;

2) Необходимо перечислить правовые нормы, регулирующие данные правоотношения, а также нормативные правовые акты, где эти нормы содержатся;

3) Ответы на вопросы должны быть обязательно аргументированы ссылками на конкретную правовую норму;

4) Желательно решение задачи подтвердить примерами из судебно практики.

 

Если условие задачи предполагает наличие экологического правонарушения, то алгоритм решения задачи может быть следующим:

1) Определить состав правонарушения;

2) Провести анализ состава правонарушения;

3) Назвать меры юридической ответственности;

4) Определить способы возмещения причиненного вреда;

5) Решить дело;

6) Определить какие меры следует предпринять для предупреждения данного правонарушения.[1]

 

Рассмотрим в качестве примера задачу и методику ее решения.

Пример. Администрация муниципального образования «Город Тюмень» обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ЗАО «Нефтедобыча» о взыскании 350 000 000 рублей убытков согласно статьям 15, 393 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявленное требование мотивировано тем, что ЗАО «Нефтедобыча», не добыв в течение 2002-2003 годов 1 000 000 тонн нефти, причинил истцу убытки в виде неполученных доходов в бюджет города. Согласно лицензионному соглашению к лицензии ЗАО «Нефтедобыча» обязано было уплатить в бюджет города 5% стоимости нефти. Годовой объем определялся в 1 000 000 тонн.

Решение.

1. Определяем группу правоотношений, присутствующих в условии данной задачи. Так как, речь идет о добыче нефти коммерческим предприятием, то на лицо отношения недропользования, регулируемые нормами, закрепленными в ст.ст. 4, 16, 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Законе Российской Федерации «О недрах». В группе отношений по недропользованию, согласно условиям задачи выделяются отношения по плате за пользование недрами. Данные нормы содержатся в ст.ст. 9, 39-41 Закона Российской Федерации «О недрах». Также в отдельную группу можно выделить отношения по лицензированию, содержащиеся в нормах Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст.ст. 6, 30), Закона Российской Федерации «О недрах» (ст.ст. 1, 4, 7, 11-13 и др.), а также нормах гражданского законодательства.

Из фабулы задачи следует, что в данной ситуации присутствуют и гражданско-правовые отношения по возмещению убытков и выполнению обязательств.

2. Определяя правовые нормы, которыми мы должны руководствоваться при решении данной задачи, необходимо заметить, что эти нормы содержаться как в природоохранном законодательстве (Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), природоресурсном законодательстве (Закон Российской Федерации «О недрах») и гражданском законодательстве (Гражданский Кодекс Российской Федерации). Кроме норм, перечисленных в п. 1 решения, определенные нами отношения регулируют нормы, закрепленные в ст.ст. 15, 393, 1082 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

3. Решая это дело по существу Арбитражный суд Тюменской области должен отметить следующее.

Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также как неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

По смыслу статьи 39 Закона Российской Федерации «О недрах» платежи за пользование недрами рассчитываются в зависимости от объема добытого сырья. Как видно из условий задачи ЗАО «Нефтедобыча» за период 2002-2003 года не добыло максимального объема углеводородного сырья, чем и обусловлено снижение платежей по лицензионному соглашению.

С учетом того, что объем добычи, указанный в лицензионном соглашении, не является обязательным, необходимо рассчитывать плату за пользование недрами, исходя из реально добытого объема.

Объем добытого сырья и размер платежей, уплаченный по нему, исходя из условий задачи, не оспариваются. При таких обстоятельствах следует отказать в иске, т.к. отсутствуют убытки и нарушения прав муниципального образования «Город Тюмень».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.