Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы бюджетной системы. Сбалансированность бюджета.






К принципам, на которых основывается бюджетная система РФ, относятся:

- принцип единства – означает единое бюджетное законодательство, документация, форма бюджетной отчетности, бюджетная классификация и т.д.

- принцип самостоятельности бюджета – определяет самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов соответствующих территориальных уровней, в том числе самостоятельность установления налогов и сборов в соответствии с НК РФ

- принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – закрепляется единые требования к определению полномочий органов государственной власти субъектов федераций, органов местного самоуправления и к правилам формирования доходов и расходов.

На основании данных принципов выделяется ряд детализирующих принципов бюджетной системы:

- разграничение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы - сбалансированность бюджетов - принцип эффективности использования бюджетных средств и другие Соотношение расходов доходам бюджетов определяет основной принцип формирования бюджета, их сбалансированность. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета, превышение доходов – профицит бюджета. В настоящее время бюджеты территориальных образований, включая РФ, формируются с бюджетным дефицитом. Между тем, на протяжении ряда последних лет, федеральный бюджет формировался с бюджетным профицитом, чему способствовали высокие цены на нефть.

 

36) Бюджетная классификация: понятие, виды, значение.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов бюджетов и государственного долга. Она используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; функциональную классификацию расходов бюджетов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных долгов; • классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации; • ведомственную классификацию, в том числе перечни прямых получателей средств из федерального бюджета, классификацию целевых статей расходов федерального бюджета, классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками
их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы: • налоговые доходы; • неналоговые доходы; • безвозмездные перечисления; • доходы целевых бюджетных фондов; • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Функциональная классификация расходов

бюджетов — группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем являются разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций

 

37) Доходы бюджета: понятие, классификация. Порядок распределения доходов бюджетов в бюджетной системе РФ.

Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соот. с зак-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ. Впоследствии данное определение утратило юридические признаки, в редакции ФЗ от 26.04.2007 акцент был сделан на экономической стороне понятия: доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соот. с БК РФ источником финансирования дефицита бюджета.

 

Все предусмотренные зак-вом доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся на неск-ко групп:

1) доходы, поступающие от предприятий и других организаций различных форм собственности;

2) доходы от использования государственного и муниципального имущества;

3) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны.

Доходы бюджетов распределяются в бюджетной системе в зависимости от сл. критериев:

1) уровень (вид) налогов (федеральные налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные – за бюджетами субъектов РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться нормативы отчисления части федер. налогов в бюджеты субъектов РФ. В отд. случаях федер. источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично).

В свою очередь, зак-во субъектов РФ вправе закреплять свои доходные источники за местными бюджетами.

2) форма собственности используемого или продаваемого имущества (федеральная государственная, государственная субъектов РФ, муниципальная);

3) уровень подчиненности бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению;

4) характер нарушенного зак-ва РФ. Так, штрафы за нарушение законодательства, регулирующего наиболее важные общест. отношения, подлежат зачислению в федер. бюджет по нормативу 100%. Это зак-во о конст. строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических и психотропных веществ, об экспорт. контроле, банковской деятельности, антимонопольное зак-во, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное (в части преступлений против основ КС и безопасности гос-ва, гос. власти РФ, мира и безопасности человечества), уголовно-проц.

 

38) Расходы бюджета: понятие, виды и принципы распределения в бюджетной системе.

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов):

1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.).

2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ).

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.).

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.).

5) жилищно-коммунальное хозяйство.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов:

1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете;

2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений;

3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества;

4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.