Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Возрождения.






 

1. Характерные черты эпохи их отражение в культуре философской мысли. Антропологический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

2. Натурфилософия ренессанса и новое естествознание.

3. Социальные теории, церковная реформа. Теория естественного права. Утопия

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Черняк В.С. Три стадии творческой эволюции астрономии XVI – XVII вв.: от организмической к механической модели Вселенной // Вопросы философии № 11, 2003, С. 69 – 84.

 

Боккаччо Д. Декамерон / Д. Боккаччо. – М: Эксмо-пресс, 2001. – 672с.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

Данте А. Божественная комедия / А. Данте. -

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мор Т. Утопия – М., 1978.

Роттердамский Эразм. Философские произведения. – М., 1987.

Блинников А. В Краткий словарь философов – М., 1994.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения 15-16 вв. – М., 1997.

Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт / Я. Буркхардт. – М.: Интрада, 2001. – С. 487-543.

Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Жудинова Е.В. религии мира. Протестантизм / Е.В. Жудинова. – Спб.: Питер, 2006. – С. 24-89.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1990.

Мультановский М.П. История медицины. – М., 1962.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем суть понятия «Возрождение»?

2. Почему центром Возрождения становится Италия?

3. Раскройте содержание понятия «гуманизм».

4. Что такое пантеизм?

5. Назовите отличительные черты концепции человека в эпоху Возрождения?

6. Что означает понятие «секуляризация церкви»?

7. Как вы понимаете, что такое «макиавелизм»?

8. Что означает понятие «утопия»?

 

Темы рефератов:

1. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.

2. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения.

3. Реформация как социально-культурное движение в Германии.

4. Эстетика Возрождения.

5. Антропоцентризм итальянского Возрождения.

6. Наука и натурфилософия Возрождения.

7. Этика Возрождения.

8. Социологические идеи эпохи Возрождения.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – культурно-исторический период, охвативший Европу в течении XIV - XVI вв. Характерной чертой эпохи становится антропоцентризм. В центре культуры и науки оказывается человек с его безграничными творческими возможностями, поисками земного счастья и веры в разум. Географическим центром Возрождения становится Флоренция, в период господства династии Медичи, которые своей практической деятельностью совершили переворот в научно-философском и культурно-просветительском предназначении Италии.

Основные направления и характерные черты философии Возрождения:

1. ГУМАНИЗМ. Как философское направление, гуманизм получил распространение в Европе в XIV - середине XV в. Изначально, гуманисты не являлись профессиональными философами, это были люди гуманитарных профессий: поэты, художники, архитекторы. Их философские искания имели антицерковную и антисхоластическую направленность, они стремились доказать самоценность человека – антропоцентризм - воспевание его силы, величия, возможностей. Наиболее известные философы-гуманисты это - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла и др.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265 - 1321) – автор «Божественной комедии», «Новой жизни» и др. Является родоначальником гуманистической идеи. По меткому определению Ф. Энгельса, Данте последний поэт средневековья и первый поэт Возрождения. Он был склонен к христианству, но одновременно исподволь высмеивает противоречия и необъяснимые догмы этого учения. Данте смещает акцент с трактовки человека как божественного создания понимание его как природного существа, утверждает его добрую природу.

Знаменитое произведение Данте «Комедия», получившая в последствии приставку «Божественная», является достоянием классической мировой литературной и философской мысли. В сопровождении римского поэта Вергилия, автор последовательно проходит все ступени загробного мира, описывает людские судьбы и характеры, на заключительном этапе путешествия Данте встречает свою умершую возлюбленную Беатриче, которая сопровождает его по семи кругам Рая. Все образы «Божественной комедии» имеют иносказательный характер. Так Вергилий – это земной разум, Беатриче – разум божественный, Ад – мир осуждения, Чистилище – мир искупления, а Рай – Божественная истина.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) – создатель «Книги песен» и философского трактата «Моя тайна или О презрении к славе». Он считал, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая жизнь однократна и уникальна, загробной жизни, скорее всего, не существует, бессмертие возможно только в памяти людей. Человек своими силами может добиться счастья. Он должен быть свободным и духовно и физически, иметь свободу выбора и выражать себя в соответствии с этим, ибо внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. В Италии Франческо Петрарка считается национальным поэтом, поскольку именно он впервые стал издавать свои труды па итальянском языке, а не на латыни как было принято в Средние века. Знаменитый поэтический цикл Петрарки: «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры» являются идеалом любовного отношения к женщине. Именно образ Лауры становится символом поэтического возрождения.

ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как истинном благе» и других работ. Ниспровергатель церковных авторитетов, критик схоластики за ее надуманность и искусственность. Борец против аскетизма. Центр мира – человек с безграничными возможностями его разума. Человек может активно и смело изменять мир, наслаждение – высшее благо, если удовлетворяются материальные и моральные запросы человека, при равенстве мужчины и женщины.

 

2. НЕОПЛАТОНИЗМ – идеалистическое направление, стремившееся к строгой систематизации учения Платона, устранения из него противоречий, его дальнейшего развития. Особого расцвета неоплатонизм достиг в XV столетии. Его виднейшие представители – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, и др. – пытались познать природу, космос, человека, его возможности. Догмам схоластики они противопоставляли философские размышления, основанные на идеях Платона, предлагая картину мира, в которой уменьшалась роль Бога, возрастало значение первичных, по отношению к миру, идей. Не отрицая божественной сущности человека, признавали его как самостоятельный макрокосм. Представители этого направления стремились к созданию целостной мировой философской системы.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – богослов, автор известного трактата «Об ученом незнании». По его мнению, нет различия между Богом и его творением. Мир един, Бог и Вселенная – одно и то же. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный. Все сущее заключено в Боге, а не наоборот. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца и центра, Земля не является центром Вселенной. Бесконечность Вселенной ведет к бесконечности познания. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение), соотносятся как минимум и максимум (т.е. как противоположности). Если Бог и его творения совпадают, то совпадают минимум и максимум. Так как противоположности совпадают, то совпадают форма и материя, сущность и существование. Закон совпадения противоположностей, единство материи и идеи, реальное существование актуальной бесконечности, с точки зрения Н. Кузанского, можно доказать математически. (Квадрат, вписанный в круг, при бесконечном увеличении его углов, станет кругом и т.п.) Невозможно достичь абсолютного, истинного знания, увеличение знания дает только ученость. Н. Кузанский своим творчеством создал основу для натурфилософских учений Н. Кузанского, Д. Бруно, Г. Галилея и др.

ДЖОВАННИ ПАКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 - 1494) – автор «900 тезисов», а также знаменитой «Речи о достоинстве человека». Он стремился объединить религиозные и философские учения, найти золотую середину путем их согласования. Особо подчеркивал величие и достоинство человека как отдельной реальности космоса, наряду с элементарными, небесными и ангельскими чертами. Человек способен принять форму любой вещи, в отличие от животных, он обладает свободой выбора. Отдельным вопросом Пико дела Мирандола поднимает проблему пользы знания. Человек способен оценить величие бога только по прошествии трех ступеней познания: этики, натурфилософии и теологии.

 

3. НАТУРФИЛОСОФИЯ получила распространение в позднее Возрождение, особенно в Италии в XVI - XVII вв. Представители этого течения (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, А. Везалий и др.) стремились отделить философию от теологии, создать новую картину мира, в которой Бог, космос, природа понимаются в единстве. Ими отвергается идея, что Земля – центр Вселенной. В работах натурфилософов обосновывается материалистическое понимание мира, формируется основы научного мировоззрения, доказывается, что мир может быть познан только с помощью органов чувств и разума, а не путем Божественного Откровения.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543) – основатель гелиоцентрической теории, в соответствии с которой, утверждал, что Солнце занимает центральное положение по отношению к Земле, все космические тела движутся по собственной траектории, космос бесконечен, процессы в космосе естественны, лишены священного смысла.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548 - 1600) – автор труда «О бесконечности Вселенной и мирах», и последователь Н. Коперника. С точки зрения Бруно Вселенная не имеет центра, бесконечна, состоит из галактик. Звезды, подобные Солнцу, имеют свои планеты. Все небесные тела обладают свойством движения. Бог не существует отдельно от Вселенной, они составляют одно целое.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (15641642) – последователь Н. Коперника и Д. Бруно. Изобрел телескоп, открыл спутники других планет, исследовал динамику падения тел, доказывал множественность миров, вращение Земли и т.д. Галилей разрабатывал независимые от теологии методы научных исследований. Основные элементы этих методов – наблюдение, выдвижение гипотезы, ее математическое обоснование, проверка на практике.

АНДРЕЙ ВЕЗАЛИЙ (1514-1564) – врач, анатом, автор знаменитого труда «О строении человеческого тела». Боролся с предрассудками средневековой медицины, в основе которой лежали труды Галена (130-200 н.э.) Призывал изучать непосредственно человеческое тело, а не животных. Человека ставил в центр мира, который понимал материалистически.

ПАРАЦЕЛЬС (1493-1541) – врач, алхимик, ему принадлежит идея, что организм человека есть химическая машина, плод развития своеобразных семян, содержащих множество жизней.

 

4. ФИЛОСОФИЯ РЕФОРМАЦИИ. Реформация – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине XVI века, положившее начало протестантизму.Ее цель – реформа католицизма, демократизация церкви. Причина таких намерений – кризис, моральное разложение католической церкви, практика выдачи индульгенции, а в целом – общий кризис феодализма, становление буржуазии, усиление светской власти. Движение реформации (вылившееся в форму протеста против засилья католицизма) зарождается в Германии, а затем распространяется по всей Европе, вплоть до Англии, где проявляет себя в появлении Англиканской церкви, сохранившей свое влияние до сегодняшнего дня. Особую форму реформация принимает в Швейцарии, где власть оказывается в руках Жана Кальвина, который создает жесткую систему жизненных установок, заключающуюся в двух постулатах: Молитва и Работа. Наиболее острая борьба между католиками и протестантами развернулась во Франции, квинтенсенцией этой борьбы стали события Варфоломеевской ночи, когда по всей Франции были уничтожены тысячи сторонников протестантизма.

Основные положения характерные для всех направлений реформационного движения:

1. Признание Библии единственным источником истины,

2. Отсутствие «проводника» между человеком и Богом,

3. Сокращение количества церковных таинств до 2-х (крещение и причастие).

МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546) – основной труд «Оправдание веры», выдвинул 35 тезисов против индульгенций (отпущения грехов за плату заранее). В них и других своих работах Лютер отстаивал следующие идеи: общение Бога и верующих не нуждается в посредничестве церкви, оно должно осуществляться напрямую. Церковные обряды должны быть понятны людям. Служение Богу – это дело всей жизни верующего, а не только монополия духовенства. Необходимо уменьшить политическую власть Папы, усилить авторитет государства и его институтов, освободить культуру от засилья католических догм, запретить индульгенции.

ЖАН КАЛЬВИН (1509 - 1564): Его ключевая идея – идея предопределения. Бог изначально предопределяет, кому из людей погибнуть, а кому спастись. Выражение смысла жизни на Земле – профессия, ибо она также есть место служения Богу. Добросовестный труд – путь к спасению, успех в работе – признак богоизбранности.

ТОМАС МЮНЦЕР (1490 - 1525) считал, что для достижения всеобщей справедливости надо реформировать не только церковь, но и общество. Основная причина зла в обществе – неравенство, классовое деление и частный интерес. Все должно быть общим. Власть и собственность должны принадлежать простому народу, жизнь человека подчинена обществу, и это угодно Богу.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Ее знаменитый представитель - НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 - 1527), автор трактата «Государь». Он обсуждал проблемы управления государством, методы воздействия на людей, причины политической борьбы. По его мнению, человек изначально зол и эгоистичен. Совместное существование людей возможно только в государстве. Низменную природу людей надо всегда иметь в виду государю. Он должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таким в действительности, ибо его в конце концов свергнут. Правитель не может посягать на имущество и личную жизнь людей. В борьбе за независимость родины и государства допустимы все средства, не исключая коварство и насилие. Учение Макиавелли отвечало политической ситуации сложившейся в Италии, которая все еще продолжала быть политически разрозненной географической единицей.

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. Эти философы (Т. Мор, Т. Кампанелла) сосредоточили свое внимание на проекте идеального государства, в котором бы не существовало социальных противоречий и несправедливости.

ТОМАС МОР (1478-1535), автор «Утопии». В переводе с греческого слово «утопия» означает «место, которого нигде нет». На острове Утопия нет частной собственности, трудом заняты все, на всеобщей трудовой повинности. Результаты труда распределяются поровну между всеми жителями. Рабочий очень короткий – шесть часов. Грязную работу выполняют военнопленные и осужденные преступники. Талантливые люди занимаются наукой. Административные должности выборные. В обществе господствует веротерпимость. Мужчины и женщины равны. Первичной ячейкой общества является трудовой коллектив.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 - 1639) изложил свои взгляды в сочинении «Город Солнца». Здесь также все трудятся, труд и отдых расписаны по часам, все делается совместно. Результаты труда распределяются равномерно, труд совмещен с обучением, во главе Города Солнца - избираемый правитель, метафизик, владеющий всеми знаниями и профессиями своей эпохи.

Характеристика философии Возрождения была бы неполной без упоминания об Эразме Роттердамском и Гуго Гроции.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), философ, гуманист, теолог. Высмеивал средневековую схоластику, призывал к возврату к раннему христианству, требовал морального поведения - соблюдения «философии Христа». Стремился обосновать идеал сильной, но гуманной монархии. Жизнь человека должна опираться на здравый смысл. Он должен быть свободным, миролюбивым, образованным, простым, умеренным. Ему следует избегать фанатизма, умничанья, невежества, лицемерия и насилия. Мир двойствен, в нем все взаимосвязано. У мира, как целого, есть разные стороны.

ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645) – философ, юрист, яркий представитель культуры Нидерландов. Создатель теории естественного права Право не дано Богом, оно изначально заложено в человеке. Все существующее право можно разделить на естественное и позитивное (написанное). Естественное право (на жизнь, достоинство, свободу и т д.) заложено в природе человека. Его надо соблюдать, даже если оно не оформлено в законах. Писаное право создается человеком, оно должно опираться на естественное право. Кроме проблемы права, Г. Гроций исследовал проблемы гносеологии, войны и мира, государства.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.