Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация выбора вида спорта или системы






физических упражнений для регулярных занятий

 

Как показывает многолетний опыт, при выборе для регулярных занятий вида спорта или системы физических упражнений у большей части студентов не наблюдается четкой и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью.

Для осознанного и оправданного выбора необходимо объективно оценить свое физическое развитие и функциональную подготовленность, знать основные «возможности» видов спорта, а также четко представлять, чего мы хотим добиться, занимаясь тем или иным видом спорта или системой физических упражнений.

Мотивационными вариантами при выборе вида спорта или системы физических упражнений являются:

§ укрепление здоровья, коррекция параметров физического развития;

§ повышение функциональных возможностей организма;

§ психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно важными умениями и навыками;

§ активный отдых;

§ достижение высоких спортивных результатов.

 

7.4. Студенческий спорт. Особенности его организации

 

7.4.1. Организационные особенности студенческого спорта.

Студенческий спорт, учитывая возрастные особенности спортсменов, специфику учебного труда и быта, возможности и условия занятий физической культурой и спортом, можно выделить в особую категорию.

Организационными особенностями студенческого спорта являются:

§ доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «физическая культура» (элективный курс в основном и учебно-тренировочные занятия в спортивном учебных отделениях);

§ возможность заниматься спортом во внеучебное время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

§ возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Таким образом, каждому практически здоровому студенту дается возможность выбрать вид спорта для регулярных занятий.

После периода активной теоретико-методической и практической общефизической подготовки студентам предлагается выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий. Эти занятия проводятся в форме элективного курса в основном отделении или в форме учебно-тренировочных занятий в спортивном отделении.

В элективном курсе студенты выбирают вид спорта из предложенных кафедрой, осуществляющей преподавание дисциплины «физическая культура», и связанный с повышенной двигательной активностью. Студент может выбрать любой из предложенных видов спорта в соответствии со своей мотивацией при условии выполнения обязательных нормативов хотя бы на 1 очко. Студенты, не сдавшие обязательные зачетные требования, продолжают занятия в группах ОФП основного отделения.

Спортивная подготовка на более высоком уровне проводится в спортивном отделении, куда отбираются студенты, имеющие хорошие показатели по ОФП и определенные задатки в избранном виде спорта. Перед обучающимися в спортивном отделении ставятся задачи повышения спортивной квалификации и участия в соревнованиях за команду вуза. В этом отделении учебно-тренировочные занятия организуются вне общевузовского расписания и в гораздо большем объеме, чем предусмотрено программой по дисциплине «физическая культура».

Занятия избранным видом спорта накладывают на студента определенные дополнительные обязанности. Он обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим материалом по избранному виду спорта, выполнять общие для всех, а также специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования.

 

7.4.2. Студенческие спортивные соревнования

Спортивные соревнования – одна из наиболее эффективных форм организации массовой физкультурно-спортивной работы. В то же время это и средство активизации общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки.

Спортивные результаты – это интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки, осуществляемой на учебно-тренировочных занятиях. Именно поэтому прием зачетных нормативов по общей физической подготовке проходит в соревновательной форме. Т.о., спортивные соревнования – это и средство контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.

Система студенческих спортивных соревнований построена по принципу «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских соревнований к до международных.

Внутривузовские соревнования: зачетные соревнования на учебных занятиях; соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов; соревнования на первенство вуза.

Межвузовские соревнования: товарищеские соревнования между командами вузов, районные, городские, областные соревнования; всероссийские спортивные студенческие соревнования; участие в составе сборных команд в соревнованиях Российской Федерации по видам спорта.

Международные соревнования: соревнования между вузами различных стран, чемпионаты и универсиады, проводимые под эгидой Международной федерации университетского спорта (ФИСУ); участие в составе сборных команд России в чемпионатах Европы, Мира, Олимпийских играх.

 

7.4.3. Студенческие спортивные организации

В организации и проведении физкультурно-спортивной работы активное участие принимают общественные спортивные организации.

Внутри вуза спортивная жизнь студентов во многом определяется деятельностью спортивного клуба, при непосредственном участии которого проводятся все физкультурно-спортивные мероприятия: работа, спортивных секций, организация и проведение спортивных праздников и соревнований на первенство вуза. Руководство работой клуба осуществляет президиум, куда входят представители факультетов, курсов и т.д.

В общероссийском масштабе в настоящее время большую роль в организации и проведении межвузовских состязаний играет общественное объединение студентов и работников вузов – Российский студенческий спортивный союз (РССС), созданный в конце 1993 г. В его Уставе записано, что основная цель РССС – консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня. Руководство РССС осуществляют профессионалы – преподаватели физического воспитания и студенты, показавшие выдающиеся спортивные результаты.

РССС – коллективный член упоминаемой выше Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:

§ развитию студенческого спорта на всех уровнях;

§ физическому и духовному воспитанию студентов;

§ сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.

Программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, включают в себя большое число видов спорта, из которых наиболее популярными на начало нынешнего столетия являются футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание.

 

7.5. Совместимость занятий спортом с учебной деятельностью

 

Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебной работой в вузе неизбежно сталкивается с проблемой времени.

Так общий недельный объем тренировочной работы примерно равен или даже несколько превышает недельный объем аудиторных занятий студентов. Кроме того, значительное количество времени занимает непосредственно соревновательная деятельность спортсменов: бегуны на средние дистанции стартуют в течение года 50-60 раз, пловцы 120-140. Соревновательный период футболистов затягивается на 8 и более месяцев.

В одном из вузов проводились исследования взаимозависимости активных занятий спортом и успешности обучения. Было установлено, что студенты-спортсмены массовых разрядов (III-I) учатся в целом лучше, чем среднестатистический студент, а кандидаты в мастера спорта и особенно мастера спорта, обучающиеся по общему учебному плану, с определенного момента начинают уступать обычным студентам. В случаях предоставления высококлассным спортсменам индивидуальных графиков обучения, а иногда и продления сроков обучения снижения успеваемости практически не наблюдалось.

Объяснение этим фактам заключается в следующем. Активные занятия спортом на физиологическом уровне катализируют механизмы повышения экономичности работы и эффективности использования всего функционального потенциала организма спортсмена. Кроме того, такие составляющие психологической подготовленности, как чувство долга, обостренное ощущение времени, целеустремленность и настойчивость, умение мобилизовать резервы организма, постепенно становятся чертами характера спортсмена и переносятся на всю его жизнедеятельность. Вследствие этого спортсмены массовых разрядов и показывают лучшие результаты в учебе. Что касается высококлассных спортсменов, то снижение успеваемости происходит вследствие того, что график тренировок и соревнований просто не может совмещаться с общевузовским графиком обучения.

Примеров успешного совмещения учебы с серьезными занятиями спортом немало. Как вспоминал мастер спорта по легкой атлетике, доктор медицинских наук, профессор, ректор медвуза В. Казаков после завершения спортивной карьеры: «Когда я полностью ушел в науку, то за два года без особого напряжения закончил кандидатскую диссертацию. А «неспортивные» сверстники, чья научная одержимость сомнений не вызывала, падали в обморок, раньше срока познали вкус валидола».

Правильно организованные занятия спортом не только не мешают учебе, но в дальнейшем способствуют более успешному карьерному росту. Примеры: Ю. Власов, А. Карелин, В. Старшинов.

 

7.6. Организация и судейство соревнований. Общие положения

 

Как уже говорилось отличительной, специфической чертой спорта являются состязания спортсменов на различных соревнованиях, где они стремятся добиться максимально возможных результатов. Большое значение при этом имеют правильная организация и грамотное судейство соревнований, которые, опираясь на характерные для каждого вида спорта правила и особенности, тем не менее, имеют определенные общие черты.

По характеру соревнования подразделяются на личные, лично-командные и командные. В личных соревнованиях результаты засчитывают каждому участнику и по ним определяют его место в соревновании, в лично-командных места завоевываются отдельными участниками и командой в целом, в командных – командами.

По форме соревнования делятся на официальные первенства, традиционные соревнования, товарищеские матчевые встречи, классификационные соревнования.

Официальные первенства предусматриваются календарным планом проведения спортивных мероприятий. Их финансирует организация – устроитель соревнований. К традиционным относятся соревнования на приз или кубок спортивных или общественных организаций, редакций журналов телеканалов, министерств и ведомств. Они посвящаются праздникам, памяти заслуженных людей страны или выдающихся спортсменов. Товарищеские матчевые встречи – это соревнования между спортсменами, которые занимаются у разных тренеров, между секциями коллективов физической культуры, спортивными обществами, городами, республиками, странами. Такие встречи способствуют укреплению дружеских отношений, обмену опытом работы, повышению мастерства, воспитывают у спортсменов чувства патриотизма, преданности своему коллективу, городу. Классификационные соревнования проводятся в целях отбора сильнейших спортсменов для участия в основных соревнованиях, определения уровня подготовленности молодых спортсменов, повышения их мастерства.

Успешное проведение соревнований зависит от того, насколько тщательно и глубоко продумана подготовка к ним. Всю подготовительную работу делят на несколько этапов: планирование, разработка положения о соревнованиях, выбор и оборудование места, комплектование и подготовка судейской коллегии.

Планируют соревнования так, чтобы они не совпали с другими популярными мероприятиями. Ответственность за подготовку и проведение соревнований несут организация-устроитель, судейская коллегия и дирекция спортивной базы, на которой проходят соревнования.

Подготовку к соревнованиям начинают после того, как организация, устраивающая их, утвердит положение, в котором указываются наименование соревнований; их цель и задачи; время и место проведения; руководители (кто организует и проводит соревнования); участвующие организации и участники; сроки представления заявок (предварительных и окончательных); порядок определения личного и командного первенства, награждения победителей; условия приема организаций и участников.

Основное требование к положению о соревнованиях – четкость изложения всех пунктов, исключающая различное толкование. Положение составляют согласно, требованиям действующих правил по данному виду спорта (видам спорта). Оно является не только организационным, но и методическим документом, определяющим в период подготовки к соревнованиям направление учебно-тренировочной работы. После утверждения организацией-устроителем Положение становится обязательным для участников и судейской коллегии.

Положение должно быть известно участвующим организациям за 3-4 месяца до начала соревнований. Организация-устроитель в случае необходимости может внести в положение уточнения и изменения, перенести сроки проведения или отменить соревнования, своевременно сообщив об этом участвующим и взаимодействующим организациям. Запрещается изменять положение после начала соревнований.

После утверждения положения о соревнованиях утверждают судейскую коллегию, назначают ответственное лицо от организации-устроителя, составляют смету расходов, где указывают наименование соревнований, сроки и место их проведения, число судей, участников (в том числе иногородних), расходы на питание, размещение, проезд и т.д. В смете предусматривают также расходы на аренду помещений, художественное оформление мест соревнований, транспортные расходы, а также оплату обслуживающего персонала (рабочих, врачей, медицинских сестер).

Организация-устроитель определяет место проведения соревнования и решает организационно-хозяйственные задачи: выделяет или арендует спортивную базу; контролирует ее подготовку; в случае необходимости заказывает дополнительные технические средства, оборудование; совместно с судейской коллегией проверяет готовность спортивного сооружения к соревнованиям; организует совместно с медицинскими учреждениями медицинское обслуживание спортсменов; составляет график тренировок (опробывание снарядов) и соревнований.

Выбирают и оборудуют места соревнований в соответствии с требованиями правил по данному виду спорта.

Организаторы разрабатывают внешнее оформление соревнования, его эмблему. Эмблема играет большую роль в пропаганде соревнований и является основным элементом памятных значков, дипломов, плакатов, конвертов оргкомитета, обложки и бланков служебной (оргкомитета) и спортивной документации. Очень важны подготовка эскизов и изготовление призов, дипломов, жетонов и медалей соревнований (если соревнования не являются общепринятыми в нашей стране), опознавательных знаков для всех категорий лиц, имеющих отношение к соревнованиям (судей, участников, тренеров, гостей, обслуживающего персонала, корреспондентов).

На соревнованиях, в первую очередь крупных, большое внимание обращается на программу и ритуал встречи, приема и проводов гостей.

Большое значение имеет реклама соревнований (плакаты, афиши, радио и телевидение). В программе соревнований рассказывают историю вида спорта, дают краткую характеристику выдающихся спортсменов.

Для проведения соревнований создают организационные комитеты, которые выполняют всю подготовительную работу. Функции организационного комитета и его аппарата весьма широки: от планирования и проведения пропагандистских мероприятий до размещения и питания участников соревнований.

На спортивной базе вывешивают схему спортивного ядра с обозначениями мест соревнований, разминки, сбора участников, основных служебных помещений и т.п.

Очень важна разработка плана-сценария торжественных процедур и ритуалов при открытии и закрытии соревнований, так как только хорошо проведенные соревнования в сочетании с эмоционально организованными торжественными церемониями создают единое целое – яркий спортивный праздник, который надолго остается в памяти спортсменов и зрителей.

Перед крупными соревнованиями представители организации-устроителя и главный судья проводят пресс-конференцию, на которой разъясняют положение о предстоящих соревнованиях, информируют ее участников о состоянии и перспективах развития вида спорта, представляют рекордсменов и ведущих спортсменов.

Судейство соревнований осуществляется судейской коллегией. Ее работой, основываясь на утвержденном положении и правилах соревнований по виду спорта, руководит главный судья, который отвечает за соответствие спортивных сооружений правилам соревнований, соблюдение техники безопасности, за квалификацию судей. Главный судья должен отлично знать правила соревнований и уметь безошибочно применять их. Он может иметь заместителей (по распределению и работе судейских бригад, по техническому оснащению соревнований, по информации). Главный судья имеет право: отменить соревнование или отложить его начало, если имеются отступления от правил; изменить расписание соревнования; не допустить участников, которые по возрасту, разряду, форме одежды и т. п. не соответствуют требованиям правил или положения о данном соревновании; отстранить судей и представителей команд, совершивших грубые проступки или не знающих своих обязанностей; отменять решение любого судьи, если он убежден в ошибочности его действий или вынесенного данным судьей решения.

Ведение всей документации соревнований возглавляет главный секретарь, который несет ответственность за своевременный подсчет результатов и оформление протоколов. В зависимости от конкретного вида спорта в состав судейской коллегии может входить различное количество судей: судья при участниках, судья-информатор, судьи-хронометристы, и т.д.

При проведении соревнований желательно, чтобы все судьи имели единую судейскую форму.

К соревнованиям допускаются участники на основании именной заявки, классификационного билета и других документов, предусмотренных положением. Заявку представляют в мандатную комиссию, в ней указывают фамилию, имя и отчество участника, год рождения, место работы, спортивную организацию, спортивное звание или разряд, виды программы, в которых он выступает, визу врача о допуске к соревнованиям. Заявку подписывают представитель команды, тренер и руководитель спортивной организации (спортивного коллектива). После проверки заявок приступают к жеребьевке участников, по которой секретариат заготовляет стартовые протоколы.

Обычно началу соревнования предшествует торжественное открытие: парад участников, приветствия в их адрес, подъем флага, зажжение огня соревнований, массовые выступления и театрализованные представления артистов и т.д. Заканчиваются соревнования торжественным парадом, оглашением результатов, награждением призеров и победителей, спуском флага.

Во время соревнований главный судья и его заместители следят за ходом соревнований и работой судейской коллегии. Если подан официальный протест, главный судья разбирает его на оперативном совещании судейской коллегии в присутствии представителя заинтересованной команды.

При разборе протеста главный судья знакомит судей с его содержанием, заслушивает представителя команды и мнение судейской бригады данного вида спорта. Если в ходе детального обсуждения выявляется, что совершена ошибка, принимаются меры к ее исправлению. Разбирают протест немедленно после подачи, пока каждый судья в деталях помнит весь забег и свою оценку основных эпизодов. Главный судья внимательно относится к определению причин, вызывающих ошибочное судейство, и организует разбор ошибок. Если судья проявляет необъективность, главный судья принимает меры, вплоть до снятия его с соревнований.

 

7.7. Особенности занятий туризмом и спортивным ориентированием

 

7.7.1. Краткая история развития и современное состояние

 

7.7.1.1. Туризм.

 

Спортивный туризм – это один из массовых видов спорта в России, отражающий национальные традиции. Спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек.

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная уже с младшего школьного возраста. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с дозированной нагрузкой укрепляют функциональные системы организма. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств, наблюдательности, сообразительности, смелости, решительности и самостоятельности.

Туристское движение в России зародилось в конце XIX века. В то время в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее – «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране – к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

После революции 1917 года советским правительством развитию туризма также уделялось большое внимание.

В 1918 г. по предложению Н.К.Крупской при Наркомпросе РСФСР с целью развития туризма и краеведения среди учащихся было создано бюро школьных услуг, а в 1919 г. – экскурсионная секция.

В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране. Руководство над работой в области туризма и альпинизма возложено на Всесоюзный Совет физической культуры СССР. Для спортсменов-туристов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта». В 1939 г. был введен значок «Турист СССР», а в 1940 г. туризм включен в комплекс ГТО, и учреждено звание инструктора по туризму.

После окончания особый размах получило создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов и организаторами спортивного туризма. В 1949 году туризм включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию.

С середины 50-х годов началось еще более бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления – спортивного туризма. К 1960 году спортивные разряды по туризму присвоены более чем миллиону человек. В туристских секциях и клубах насчитывалось около 10 млн. человек.

С 1981г. организуются Чемпионаты СССР, республик по туризму, в которых ежегодно участвовало от 100 до 150 команд, в общей численности насчитывающих в своем составе более 200 тысяч туристов-спортсменов. По результатам соревнований звание «Мастер спорта СССР» присвоено более чем 1500 туристам. Туризм стал действительно массовым.

В настоящее время руководство всей деятельностью в сфере спортивного туризма осуществляет Федерация спортивного туризма России – туристско-спортивный союз России (ТССР). За последние годы в ТССР получили свое квалификационное оформление следующие туристские направления:

§ туристское многоборье;

§ путешествия;

§ парусный туризм;

§ конный туризм;

§ комбинированный туризм;

§ экстрим-туризм;

§ туризм для людей с ограниченными возможностями;

§ туристское многоборье в закрытых помещениях на искусственном рельефе;

§ короткие маршруты в классе спортивных походов.

Для выполнения спортивных разрядов проводятся категорийные походы (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1.

Характеристика категорийных походов

Виды походов Категория похода/продолжительность в днях (не менее)
1-я/6 2-я/8 3-я/10 4-я/13 5-я/16 6-я/20
Пешеходные, км (не менее)            
Лыжные, км (не менее)            
Горные, км (не менее)            
Водные, км (не менее)            
Велосипедные, км (не менее)          

 

 

7.7.1.2. Спортивное ориентирование

 

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники, используя карту и компас, должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности.

Спортивное ориентирование – увлекательный и достаточно «дешевый» вид спорта, для занятий которым не требуются дорогие спортивные сооружения, что определяет его популярность в мире. Спортивное ориентирование культивируется более чем в 50 странах мира. В большинстве стран этот вид спорта стал широко распространяться в 30-х годах XX столетия. Поскольку спортивное ориентирование – военно-прикладной вид спорта, руководители многих государств использовали его для увеличения своего военного потенциала.

Спортивным ориентированием начали заниматься в середине XIX века в шведской армии. Однако родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения

Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии не могло не повлиять на спортивное движение других европейских стран, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году. В 1920-х годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии. Быстро формировалось ориентирование в Венгрии и Дании, где первые национальные чемпионаты были проведены соответственно в 1935 и 1937 годах.

После Второй мировой войны начинался новый этап в истории спортивного ориентирования. К 50-60-м годам XX века спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе. В это же время были унифицированы правила соревнований

В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира.

Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками были представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы.

Летом 1986 года Федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ.

 

7.7.2. Составляющие успешной деятельности в туризме и

спортивном ориентировании

 

Несмотря на то, что эти два вида спорта внешне отличаются друг от друга (по организации соревнований, их длительности, стоящим перед спортсменами задачам, экипировке и т.д.), их объединяет то, что основой успешной деятельности и в туризме, и в ориентировании являются отличная физическая подготовка и виртуозное владение картой и компасом.

 

7.7.2.1. Техническая подготовка

 

7.7.2.1.1. Топографические карты

 

Топография (от греч. «топос» – место, «графос» – пишу) – наука, изучающая геометрию земной поверхности и разрабатывающая способы изображения её на плоскости, чаще всего в виде топографических карт, которые подразделяются на общегеографические и специальные или тематические. На общегеографических картах изображаются все основные элементы местности, без особого выделения каких-либо из них. На специальных картах с большей детальностью отображаются некоторые элементы местности или наносятся специальные данные (экономические, геологические, гидрологические, ботанические и т.д.)

Говоря о картах, важно определить понятие масштаба – величины, показывающей степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности. Масштаб (рис. 7.1) бывает численный – записанный в виде дроби: 1: М (где М – число, показывающее во сколько раз уменьшены на карте линии местности), например,: 1: 50000 читается как одна пятидесятитысячная (и в числителе, и в знаменателе записаны сантиметры!). Другой вид масштаба называется именованный: записывается словами, например, в 1 см – 500 м. Линейный масштаб (графическое изображение численного масштаба) – шкала, на которой деления соответствуют определенным расстояниям на местности. С помощью него без линейки можно легко измерять или откладывать расстояния на карте.

 
 

 


Рис. 7.1. Обозначение численного, именованного и линейного масштабов на карте

 

По масштабу карты разделяются на:

§ мелкомасштабные (1: 1 000 000 - 1: 500 000);

§ среднемасштабные (1: 200 000 - 1: 100 000);

§ крупномасштабные (1: 50 000 и крупнее).

Кроме масштаба, номенклатуры, обозначений широты северной и южной рамок карты и долготы западной и восточной сторон, на карту наносится километровая сетка (сетка прямоугольных координат), линии которой проведены через 1, 2, 4 км, а также условные топографические знаки (УТЗ), при помощи которых читается любая карта. Всего российских УТЗ более 600, они – одни из лучших в мире. Все их можно разделить на группы:

§ рельеф (коричневый цвет);

§ скалы и камни (черный);

§ гидрография – (голубой);

§ растительность (как правило, зеленый, может быть, белый);

§ искусственные сооружения (красный, оранжевый, черный).

Элементы рельефа – наиболее объективные и достоверные ориентиры, наиболее стабильные, их очертания остаются неизменными долгое время Способов изображения рельефа достаточно много:

1) Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой над уровнем моря. Расстояние между двумя соседними горизонталями называется высотой сечения. Начиная от нулевой каждая пятая горизонталь при высоте сечения 5, 10, 20, 40 м или каждая десятая при высоте сечения 2, 5 м вычерчивается утолщенной. Между основными горизонталями штриховыми линиямиизображаются дополнительные. Чем чаще проведены горизонтали, тем круче склон. Для определения крутизны склонов по карте используется шкала заложений (расстояний на карте между двумя горизонталями) Вдоль нижнего основания этой шкалы указаны цифры, которые обозначают крутизну скатов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие величины заложений в масштабе карты. В левой части шкала заложений построена для основной высоты сечения, в правой – при пятикратной высоте сечения. Для определения крутизны склона, надо взять циркулем расстояние, отложить на шкале заложений и прочитать крутизну склона

2) Бергштрих – показывает направление стока воды.

3) Дополнительные специальные знаки – для обозначения ям, воронок, обрывов, скал и т.д.

4) Послойная окраска. Используется вместе с горизонталями. Каждый последующий слой закрашивается все более темным цветом (горы: от желтого до темно-коричневого, равнины: от желтого до темно-зеленого).

5) Отмывка – оттенение скатов неровностей (тень накладывается серой краской обычно на восточные и южные склоны).

Другие ориентиры на карте можно подразделить на точечные, линейные, площадные.

Точечные – изображаются на картах внемасштабными условными знаками (отдельные строения, башни, мосты и т.д. или точки пересечения линейных ориентиров (троп, слияние рек) и изломов контуров).

Линейные (длина которых существенно больше ширины) – объекты, имеющие существенную длину на местности и обозначающиеся на карте линейными условными знаками (дороги, реки, каналы, берега озер и морей, линии электропередач, просеки, овраги, хребты).

Площадные ориентиры – объекты с хорошо выраженными контурами, занимающие определенную сравнительно небольшую площадь (озеро, болото, луг, населенный пункт, цирки ледников). Их контуры – линейные ориентиры.

Все, что говорилось о топографических картах, в той или иной степени относится и другим типам крат, среди которых можно выделить следующие разновидности:

§ план – уменьшенное изображение местности на плоскости, построенное без учета того, что Земля имеет форму эллипсоида. Составляются на небольшие участки. Как правило, планом называется изображение местности масштабом 1: 500 - 1: 5000. Если масштаб – 1: 10000 и мельче, то это уже карта);

§ турсхема – гораздо менее точное изображение, нежели план. Может выполняться не в масштабе, нередки значительные искажения расстояний, очертаний. На турсхемах используются общепринятые знаки для обозначения вершин, хребтов, перевалов. Можно судить о взаиморасположении объектов друг относительно друга;

§ крок (от франц.croquis) – чертеж участка местности, отображающий её важнейшие элементы, выполненный при глазомерной съемке. Крок перевала – рисунок перевала с соответствующими обозначениями на нем (длина участков, крутизна, характер склонов);

§ спортивная топографическая карта отличается от обычной топографической карты по следующим признакам. Она выполняется в условных спортивных топографических знаках (которые по большому счету не слишком отличаются от принятых УТЗ). Издается, как правило, в более крупных масштабах; самые распространенные масштабы спортивных карт 1: 15000 и 1: 10000, в парковом ориентировании применяется и более крупный масштаб 1: 5000 и даже крупнее. Отличается большей точностью (изгиб тропы или объезд на лесной дороге уже является хорошим ориентиром). Имеет более плотную «нагрузку» (на ней отмечаются микроямки, бугорки, полянки, которые могут служить хорошим точечным ориентиром). На ней меньше цифрового материала (нет отметок абсолютных высот, грузоподъемности мостов, ширины проезжей части шоссе и т. д.). На спортивной карте нет километровой сетки, вместо истинного меридиана обозначается магнитный меридиан (см. ниже), линии которого проводятся через 500 м независимо от масштаба карты. В зарамочном оформлении спортивной карты может указываться название соревнований, к которым она подготовлена, масштаб карты, высота сечения, авторы. Недостатком спортивной карты является то, что она быстро устаревает (зарастают полянки, появляются новые тропинки, особенно вблизи турбаз, лагерей, населенных пунктов и т.д.).

 

 

7.7.2.1.2. Компас и работа с ним

 

Компас основной прибор, используемый при ориентировании. С его помощью можно определить на местности стороны горизонта, сориентировать карту, определить азимут на ориентир (угол между направлением на магнитный полюс земли и направлением на объект, посчитанный по часовой стрелке) и направление по заданному азимуту.

Существует большое многообразие конструкций компасов, но все они сводятся к двум типам: воздушным и жидкостным. К первому типу относится компас Андрианова (рис. 7.2, А), ко второму – компас для спортивного ориентирования и lensatic compass (рис. 7.2, Б и В). Недостатком первого типа является длительное время успокоения магнитной стрелки (может достигать 30 секунд и более), недостатком спортивны компасов – невысокая прочность, lensatic compass обеспечивает не достаточно точные измерения.

Определение по компасу сторон света не должно вызывать затруднений, ориентирование карты с помощью компаса будет рассмотрено ниже, а выполнение остальных операций рассмотрим для каждого из приведенных на рис. 7.2 компасов.

 

 


Порядок работы с компасом Андрианова:

1. Определение азимута на ориентир:

§ освободить магнитную стрелку, вытащив стопорную пластину до упора;

§ поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);

§ вращая крышку компаса, линию прорезь-мушка установить (прицелиться) на предмет;

§ с круговой шкалы «снять» значение азимута.

2. Определение направления по данному азимуту:

§ установить мушку, вращая крышку компаса, на данный азимут, например 65 градусов;

§ освободить магнитную стрелку;

§ поворачивая корпус компаса, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);

§ линия прорезь-мушка покажет направление предмета, азимут которого равен 65 градусов.

Во внерабочем состоянии стопорная пластина должна быть задвинута до отказа.

Работа со спортивным компасом. Не смотря на имеющееся многообразие конструкций компасов, относящихся к спортивным, работа с ними сводится к следующему:

1. Определение азимута на ориентир происходит примерно следующим образом: платформу (прорезь, мушку) направляют на интересующий объект, а нулевое (или помеченное " N") значение вращающейся шкалы совмещают с концом магнитной стрелки, указывающей на север. После этих манипуляций соответствующая риска на компасе будет указывать значение азимута.

2. Взятие направления по данному азимуту. Обычно в спортивном ориентировании азимут на нужный ориентир снимается с карты, для чего компас накладывают на карту так, чтобы боковая сторона платы соединяла точки «откуда» и «куда» иду, причем мушка и риски компаса на плате должны «смотреть» в сторону «куда» иду (рис 7.3, а). Вращая колбу компаса, красные линии на ее дне необходимо расположить па-раллельно магнитному меридиану карты, чтобы риски колбы смотрели на север (рис. 7.3, б). Сняв компас с карты и держа его в руке, поворачиваем его (весь компас, а не колбу) так, чтобы северный конец магнитной стрелки был между рисками колбы. Направление центр стрелки – мушка компаса будет искомое направление движения (рис. 7.3, в).

Lensatic compass. Данный тип компасов наиболее прост в обращении. Перед работой необходимо убедиться, что линия-указатель с маленькой линзочкой как бы выходит из прорези прицельной планки, наложенной на вращающуюся крышку колбы. Затем с помощью держателя отвести прицельную планку от крышки и добиться такого фокуса прицельной линзы, при котором четко видны деления круговой шкалы. Для определения азимута на ориентир располагаем компас на уровне глаза, и прицеливаемся на ориентир (прорезь планки, прицельная нить, ориентир находятся на одной прямой), после успокоения стрелки считываем через линзу значение азимута со шкалы. Для определения направления по заданному азимуту, располагая компас также на уровне глаза, медленно (чтобы не допустить сильных колебаний стрелки) поворачиваемся вокруг своей оси, пока линия-указатель не совпадет с нужным значением на круговой шкале. Линия глаз - прорезь прицельной планки - прицельная нить и есть искомое направление.

 

7.7.2.1.3. Основы ориентирования.

 

Грамотное ориентирование в походе и спортивных состязаниях возможно при условии выработки следующих умений и навыков: ориентирование карты, опознание ориентиров, определение точки стояния, сличение карты с местностью.

Ориентировать карту это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.Карту можно сориентировать по компасу, линии местности или направлению на ориентир:

§ по компасу. Прием применяется на местности, на которой нет четко распознаваемых ориентиров, например, в лесу. При этом, если используется обычная топографическая карта, следует учесть, что обычно направление магнитного меридиана не совпадает с направлением географического (истинного) меридиана и северным направлением координатной стрелки, что указывается специальным значком в зарамочном оформлении карты (рис. 7.4, а). Потому на карте нужно заранее прочертить магнитный меридиан, который будет отклоняться от линии координатной

сетки по часовой стрелке на величину поправки направления. В нашем примере на 8º 36'. Для ориентирования компас накладывают на карту и поворачивают ее, не сдвигая компаса, пока направление магнитной стрелки не совпадет с направлением магнитного меридиана (рис. 7.4, б);

§ по линии местности. Карту поворачивают так, чтобы линия условного знака линейного предмета, например дороги, совпала с направлением самого линейного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находились с тех же сторон, что и на местности (рис. 7.5, а);

§ по направлению на ориентир. В этом случае должна быть известна точка стояния и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния - ориентир на карте совпало с соответствующим направлением на местности (рис. 7.5, б).

Опознание ориентиров – наиболее важный этап ориентирования по карте, так как точку стояния можно определить только по ориентирам, общим для карты и местности. Опознание ориентиров начинают с наиболее крупных, выделяющихся объектов местности и таких, которые в данном районе встречаются сравнительно редко. При отыскании на карте объектов, наблюдаемых на местности, учитывают их взаимное положение и положение относительно сторон горизонта. Правильность опознания ориентиров проверяют по окружающим элементам местности.

Точку стояния на карте можно определить:

§ глазомерно по ближайшим ориентирам, когда точка стояния находится вблизи объекта местности, указанного на карте;

§ промером расстояния. Этот способ применяется чаще при движении вдоль линейного ориентира по закрытой местности. Сущность способа заключается в измерении расстояние от ориентира до точки стояния ипоследующем егооткладывании на карте, учитывая масштаб. При этом важно уметь измерять расстояния по карте и на местности. По карте расстояния измеряются либо линейкой, когда это относительно прямая линия, либо специальным прибором – курвиметром, когда измеряемая линия представляет собой ломанную или извилистую линию. Если нет курвиметра, можно использовать смоченную водой нитку, которую с помощью заостренного предмета, например карандаша, распределяют по измеряемой линии от начального до конечного пункта. Затем нитку измеряют линейкой. Полученное значение переводят согласно масштабу в реальное расстояние. На местности расстояния обычно измеряют парами шагов. Длина шага вычисляется по формуле:

например при Р=170 см ДШ будет составлять 79, 5 см. Дробное значение округляют до ближайшего целого, в нашем случае длина шага составит 80 см. Таким образом, в паре шагов будет 160 см. При измерении расстояний по карте следует учитывать, что на ней определяемые расстояния меньше действительных. В зависимости от характера местности и масштаба карты следует вводить поправки в соответствии с табл. 7.2.

 

Таблица 7.2

Поправки в измерении расстояний по карте

Характер местности Поправки в % при масштабе
1: 200000 1: 100000 1: 50000
Горная +25 +20 +15
Холмистая +15 +10 +5

§ методом обратной засечки по трем (двум) направлениям. Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, когда опознано три (в крайнем случае, два) ориентира. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30-150 градусов (рис. 7.6). Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию. Таким же образом прочерчивают направление на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений дает треугольник «погрешности». Центр его и есть точка стояния на карте.

Сличение карты с местностью. На маршруте эту работу необходимо делать постоянно, чтобы знать свое местонахождение. При сличении карты с местностью следует помнить, что карта стареет, местность, изображенная на карте, может изменяться: она заболачивается или, наоборот, высыхает, вырубки зарастают лесом, границы леса отодвигаются, лощины становятся оврагами Процесс изменения местности идет постоянно. Стабильны чаще всего крупные формы рельефа.

 

7.7.2.2. Физическая подготовка

 

Для туриста и ориентировщика не меньшее значение, а с ростом мастерства и преобладающее, имеет физическая подготовка. В /27/ приводятся данные исследований вклада в процентах технической и физической подготовки в достижение высоких результатов в соревнованиях по спортивному ориентированию (табл. 7.3). Эти данные можно трактовать следующим образом: с течением времени навыки работы с картой и компасом достигают практически полного совершенства, действия выполняются автоматически, поэтому успешней будет выступление того спортсмена, который физически более подготовлен.

Таблица 7.3

Возрастные категории Спортивные категории Техническая подготовка Физическая подготовка
Дети Новички    
Разрядники    
Взрослые Новички    
Разрядники    
МС    

 

Спортивное ориентирование и туризм относятся к циклическим видам спорта с элементами ациклической работы (преодоление препятствий).

Среди физических качеств, имеющих преобладающее значение в данных видах спорта, можно выделить общую выносливость, скоростно-силовые способности спортсменов. Проявление этих качеств будет тем эффективнее, чем лучше координация движений. Т.е., физическая подготовка и в том, и другом виде спорта, особенно на начальном этапе, может с незначительными различиями проводиться с использованием одних и тех же средств и методов.

Как и в других видах спорта в туризме и спортивном ориентировании физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную спортивную физическую подготовку (ССФП).

Цель ОФП заключается в повышении общей работоспособности организма. Средством ОФП могут быть и другие виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, велосипед, лыжный спорт, и т.д. или любая физическая работа (финские спортсмены для ОФП применяют даже рубку леса).

ССФП направлена на достижение результата в определенном виде спорта. Чтобы говорить о специальной подготовке в данных видах спорта, нужно четко представлять их специфику:

§ хотя спортсмен и стремится к равномерному бегу (ходу), но передвижение по дистанции является неравномерным, «рваным».

§ наличие неровностей и препятствий (болота, кустарник, высокотравье, завалы, песок, камни и т.д.) повышает требования к опорно-двигательному аппарату;

§ наличие при физической работе отвлекающих факторов (чтение карты, слежение за местностью, за поведением участников и т.д.);

§ туризм и ориентирование – это тяжелая физическая работа, совмещенная с интенсивной интеллектуальной деятельностью (запоминание, восприятие, анализ, выбор тактики прохождения, счет расстояния, в ориентировании все это в оптимальном беговом режиме);

Из многообразия традиционных физических упражнений для тренировок можно рекомендовать следующие:

1. Всевозможные виды бега: через лес, кустарник, болото; по колено в воде; по песку; в подъем; по лестнице; с волокушей; с отягощением на поясе и на ногах; с забинтованной резиновым бинтом грудной клеткой для развития межреберных мышц, участвующих в дыхании; по склону «по горизонтали»; в подъем «серпантином».

2. Ходьба с рюкзаком (10-20 кг) в песчаный подъем.

3. Ходьба и бег по рельсу, шпалам.

4. Многоскоки по грунту, песку.

5. Преодоление препятствий по узкой опоре.

6. Всевозможные варианты прыжков со скакалкой с отягощением и без него.

7. Преодоление на скорости искусственных и естественных препятствий (бревен, завалов, камней, стенок и т. п.).

8. Бег на лыжах по равнинной и пересеченной местности с отягощением и без.

9. Решение несложных логических задач на фоне физического утомления.

Основным всех специальных упражнений лежит бег, потому что именно быстрое передвижение при сохранении высокой работоспособности определяет результат.

В тренировках используются традиционные методы физической подготовки, рассмотренные в теме 4: непрерывный (равномерный и переменный), повторный, интервальный, игровой, соревновательный.

Спортсмен в ходе тренировочной работы должен постоянно осуществлять самоконтроль, используя методики, рассмотренные в теме 5.

Контрольные вопросы:

34. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других
видов занятий физическими упражнениями.

35. Массовый спорт и спорт высших достижений. Отличие по целям и задачам.

36. Классификация видов спорта по характеру деятельности спортсмена, по воздействию на организм спортсмена.

37. Единая спортивная классификация.

38. Краткая характеристика современных систем физических упражнений.

39. Мотивация выбора вида спорта или системы физических упражнений.

40. Студенческий спорт, его организационные особенности.

41. Система студенческих спортивных соревнований.

42. Студенческие спортивные организации и объединения.

43. Совместимость занятий спортом и учебной деятельности.

44. Подразделение соревнований по характеру и форме.

45. Этапы подготовки соревнований: планирование, разработка положения о соревнованиях, выбор и оборудование места проведения.

46. Типовой состав судейской коллегии, обязанности ее членов. Порядок рассмотрения протестов.

47. Краткая история развития и современное состояние спортивного туризма.

48. Краткая история развития и современное состояние спортивного ориентирования.

49. Топографические карты: масштаб.

50. Краткая характеристика условных топографических знаков.

51. Типы карт. Спортивная топографическая карта.

52. Работа с различными видами компасов.

53. Основные составляющие ориентирования.

54. Особенности физической подготовки туриста и спортсмена-ориентировщика.

 

Рекомендуемая литература: /1, 3, 5, 6, 7, 16, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30/

 

Дополнительный материал

Способы ориентирования на местности без компаса

По солнцу /16/. Солнце – это самый надежный компас, если небо не затянуто тучами. Кроме того, его тепло создает другие косвенные признаки ориентировки, которыми пользуются и в пасмурные дни. В средних широтах летом по принятому у нас счету часов (гражданскому времени) солнце бывает на востоке с 7 ч утра, в 1 ч дня оно стоит приблизительно на юге, а в 7 ч вечера – на западе. Значит, если ранним утром идти так, что солнце будет за спиной, а собственная тень ляжет впереди, то человек будет двигаться на запад. Если же утреннее солнце при движении будет светить ему в лицо, он идет на восток, в полдень (1ч дня) идти на солнце – значит идти строго на юг. Нетрудно рассчитать и промежуточные положения солнца по отношению к сторонам горизонта. Например, в 4 ч дня оно будет на юго-западе, в 10 ч утра на юго-востоке. Как же найти север в 2 ч дня или в 5 ч вечера или вообще в любое время дня? При наличии наручных, а еще лучше карманных часов, можно определить направление север-юг при условии, что солнце достаточно ярко светит, тени выражены очень четко и ваши часы поставлены на местное время (рис. 7.7). Часы кладут на ладонь руки так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Затем угол, который образуется на часах между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, следует разделить пополам. Линия, разделяющая этот угол, и будет направлением север-юг. При этом юг находится в той стороне, где солнце было или будет в середине дня.

По местным предметам /27/. В современных лесных хозяйствах просеки прорубают в направлении север-юг, восток-запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя от севера к югу. Номера кварталов отмечают на квартальных столбах, поставленных на всех пересечениях просек. Легко понять, что ребро между соседними гранями с наименьшими цифрами указывает направление на север (рис. 7.8). Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, эластичнее, тоньше (у березы – светлее) на южной. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу. На дожде она темнеет. С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные, шиферные крыши раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками. На деревьях хвойных пород смола более обильно накаплива­ется с южной стороны. Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов, кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный – крутой. Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, подогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета – на южных, затемненных. Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь. Крона отдельно стоящего дерева с южной стороны более густая и пышная. Снег на склонах холмов, стогах сена, на крышах быстрее тает на южной стороне. В оврагах, лощинах, ямах снег быстрее тает с северной стороны, потому что на южные края углублений не попадают прямые лучи солнца, падающие с юга. В марте-апреле вокруг стволов отдельно стоящих деревьев, пней и столбов в снегу образуются лунки, вытянутые в южном направлении. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни – на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе церкви обращен к югу, приподнятый – к северу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.