Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или






Систем физических упражнений. Особенности занятий туризмом и

Спортивным ориентированием.

7.1 Спорт и его характеристики. Единая спортивная классификация

 

Спорт – составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Из этого определения видно, что спорт, являясь компонентом физической культуры, имеет свои специфические черты, вытекающие из такой его особенности, как соревновательная деятельность.

И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях одни и те же средства (например, бег или велосипед), но при этом спортсмен постоянно сравнивает свои достижения с результатами других спортсменов в ходе соревнований. Занятия же физкультурника направлены только на личное совершенствование безотносительно к успехам в этой области других занимающихся.

Современный спорт выступает во многих ипостасях: и как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

Спорт является исключительно действенным средством физического воспитания молодежи, расширяет физические и духовные возможности человека, формирует его как личность, готовит подрастающее поколение к жизненной практике, приобщает к активной общественной жизни.

В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют “массовый спорт” и “спорт высших достижений”.

Массовый спорт – составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом.

Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Спорт высших достижений – составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная составляющая деятельности которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни.

Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Основное отличие массового спорта определяется тем, что спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную в индивидуальном образе жизни.

В современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спортсмена, источника и способа достижения спортивного результата /20/:

1-я группа – виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, борьба и т.д.);

2-я группа – виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.п.);

3-я группа – технико-конструкторские виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются не столько действия спортсмена, сколько результаты – предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа -, автомодели и т.д.);

4-я группа – стрелковые виды спорта (стрельба из стрелкового оружия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа – абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки).

В спортивной педагогике виды спорта условно группируются также по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование его психофизических качеств.

Виды спорта, преимущественно развивающие общую выносливость. К этим видам можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время с преимуществом аэробного обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки и биатлон, плавание, спортивное ориентирование.

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества. В различных видах спорта, жизненных ситуациях сила может проявляться по-разному: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. Видами спорта, развивающие указанные качества являются: тяжелая атлетика, гиревой спорт, борьба (особенно классическая), легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра, прыжки.

Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту. Следует различать быстроту двигательной реакции и скорость передвижения, которая во многом зависит также от проявления силовых качеств, рациональной техники. Высокие требования к быстроте двигательной реакции, быстроте циклических и ациклических передвижений предъявляются: в некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег на короткие дистанции – гладкий и с барьерами), конькобежный спорт (500 м), велоспорт (короткие дистанции на треке), бокс и различные виды единоборств, фехтование, спортивные игры.

Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость. Наибольший эффект в воспитании этого качества дают сложнокоординационные виды спорта: акробатика, гимнастика, прыжки на лыжах, в воду, на батуте, сноуборд, фигурное катание.

Нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, спортивные результаты и достижения в единой градации по спортивным званиям и разрядам сведены в единую спортивную классификацию (ЕСК).

Структура ЕСК предусматривает присвоение следующих разрядов и званий (от низших к высшим):

§ спортивные разряды: 5-й, 4-й (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать;

§ спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» или гроссмейстер в шахматах и шашках. За особые заслуги присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в количественных мерах времени, длины, веса и т.п. Разрядные требования определяются такими положениями, как занять определенное место на соревнованиях того или иного ранга; добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит динамический характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и методике подготовки спортсменов, технической оснащенности видов спорта и т.д.

 

7.2. Системы физических упражнений

 

Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, стретчинг, восточные системы: йога, ушу.

На обязательных занятиях по учебной дисциплине “Физическая культура” могут использоваться только те системы физических упражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.

Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Для развития силы используются специальные силовые упражнения: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражнения на тренажерах и т.д.

Ритмическая гимнастика (аэробика) – это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку. Существуют разные виды аэробики:

1) Аэробика по-американски (базовая аэробика). Это синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение в танцевальном стиле. Физическая нагрузка по ЧСС колеблется в пределах 120-160 ударов в минуту.

2) Танцевальная аэробика – характерной чертой является то, что помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы танца: – фанк-аэробика, рок-аэробика, брейк-аэробика;

3) Шейп-аэробика (шейпинг) – тренировка с отягощениями. Наиболее эффективный способ избирательного воздействия на телосложение человека.

4) Степ-аэробика – комплекс упражнений выполняется с подъемом и спуском на специально оборудованных ступенях.

6) Гидроаэробика – комплекс упражнений, выполняемых в воде.

Стретчинг (от английского слова “stretching” - растягивание) – это система развития гибкости, включает в себя комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах. Существует два типа упражнений при выполнении, которых происходит растягивание (удлинение мышц):

§ баллистические – это маховые движения руками и ногами, сгибание и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

§ статистические упражнения – это когда принимается определенная поза и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и более секунд. Именно статические упражнения с растяжением мышц получили название “стретчинг”.

Йога – философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека. Различные “асаны ” йоги – не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых активно воздействовать на дыхательную систему, на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, для коррекции психического состояния.

Ушу – китайская система физической подготовки и самозащиты. Эта система содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие на внутренние органы, на суставно-мышечный аппарат, нервную систему (центральную и вегетативную).

Среди отечественных систем физических упражнений можно выделить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой и комплекс специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова.

Как правило, на учебных занятиях используются лишь элементы вышеприведенных систем. Это объясняется тем, что занятия в ограниченные часы учебного времени не дают положительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.