Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды наблюдения






Классификация наблюдений производится по различным основаниям.

По условиям организации различают:

1. Полевое наблюдение.

2. Лабораторное наблюдение.

Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограниче­но, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.

В зависимости от регулярности наблюдения оно имеет системати­ческий или случайный характер:

1. Систематическое наблюдение планирует­ся и регулярно осуществляется в течение определенного периода.

2. Несистематическое наблюдение проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

По частоте проведения различают:

1. Однократное наблюдение.

2. Многократное наблюдение.

В зависимости от сроков проведения:

1. Долговременное наблюдение, осуществляемое в течение нескольких лет.

2. Кратковременное наблюдение, проводившиеся в течение небольшого периода - одного дня, часа.

По положению наблюдателя по отношению к объекту наблюдения подразделяются на:

1. Включен­ные наблюдения (участвующее, соучаствующее).

2. Невключенные наблюдения (внешнее, простое).

При включенном наблюдении исследователь непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления. При «полном включении» со­циолог работает в изучаемом коллективе как его полноправный член.

Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объек­та исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не всту­пая с ее членами в прямые контакты.

В зависимости от осведомленности о наблюдении выделяют:

1. Явное наблюдение.

2. Скрытое наблюдение.

При явном наблюдении осознан факт присутствия посторонних лиц, в результате часто меняется поведение наблюдаемых (потому важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась). При скрытом наблюдении используются скрытые камеры, однонаправленные зеркала. В последнем случае остро возникают проблемы этического характера.

По характеру контактов с наблюдаемым объектом выделяют:

1. Непосредственное (прямое) наблюдение.

2. Косвенное наблюдение.

Непосредственное проводит сам наблюдатель, исследователь, наблюдая за изучаемым объектом, явлением. При опосредованном используются готовые результаты наблюдений других исследователей (сообщения каких-либо лиц, аудио, видеозаписи).

Можно также выделить внешнее (наблюдение со стороны за другим человеком) внутреннее (за собой, самонаблюдение).

По степени по степени формализации процедуры различают:

1. Формализованное (структурное, стандартизированное) наблюдение.

2. Неформализованное (бесструктурное, нестандартизированное).

Структурное наблюдение может быть основным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект исследования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод - один из ведущих.

Формализованное наблюдение осуществляется по детально разработанной процедуре.Неформализованное проводится по общему принципиальному плану.

В зависимости от наличия элементов контроля:

1. Контролируемое наблюдение. Способы осуществления контроля: интенсификация, использование вспомогательных технических средств.

2. Неконтролируемое наблюдение

Опыт наблюдения позволил сформулировать такую методическую рекомендацию: «Хочешь побольше узнать – поменьше спрашивай». Чрезмерная любознательность действует разрушающе на наблюдаемую обстановку, нарушая ее естественность.

В целом же при использовании методологии «жесткого» (количественного) подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения.

Объективные недостатки:

· не все социальные факты поддаются наблюдению;

· наблюдаемые факты ограничены во времени, наблюдению не подлежат события прошлого.

Субъективные недостатки связаны с личностными, профессиональны­ми особенностями наблюдателя, который может по разному истолковы­вать наблюдаемые явления, становится в позицию тех, в среде кого он
действует.

Достоинством его является возможность собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы о тех или иных явлениях, событиях, фактах.

6. Этапы проведения наблюдения.

7. Подготовка наблюдателя.

8. Надежность данных наблюдения. Пути повышения надежности данных наблюдений.

9. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения.

10. Визуальная фиксация наблюдения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.