Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение частного случая или массовое обследование в социальной практике.






 

Понятие «социологическое исследование» широко употребляется в практике наряду с понятием «социальное исследование». С одной стороны, «социальное» означает «общественное», а с другой – «лишь только социальную сферу. Чтобы не было путаницы, В.И. Добреньков и А.И. Кравченко разграничивают данные понятия следующим образом: «Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование». Социологическое исследование определено методом, теорией, предметом социологии, его проводят только профессионалы. Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Под социальным исследованием, видимо, следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные. Это междисциплинарное исследование, которое охватывает огромный круг социальных проблем общества при отсутствии своего метода. Социальными исследованиями занимаются специалисты таких прикладных направлений, как социология права, социология города, экономическая социология и др.

Те исследования, в которых социальные факты объясняются психологическими, экономическими, правовыми, политическими и иными фактами, при таком подходе относятся к прикладным социальным исследованиям, призванным изучать и оценивать последствия происходящих в обществе социальных явлений и процессов с тем, чтобы выяснить, какую помощь следует оказать лицам. Однако, вопрос о различиях социологического и социального исследования еще окончательно не решен.

Социологические исследования отличаются от социальных обследований прежде всего по цели: в первом случае целью работы специалиста является знание как самодостаточная ценность, во втором случае ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества. В первом случае наибольшее значение имеет достоверность, во втором - информативность.

Однако социологические доктрины, социологические обследования и социологические исследования - три основных методологических стиля - характеризуют преимущественные ориентации исследователей и в чистом виде существуют редко. Даже самые абстрактные, социологические доктрины содержат ссылки на факты и обстоятельства, иллюстрирующие авторскую мысль. Использование организованных данных требует уже более осторожного обращения с идеями. Преобладание информационного компонента присуще социальным обследованиям. Но идеи не уходят, поскольку без связующего теоретического контекста факты теряют смысл и картина мира рассыпается. Социологическое исследование, ограничивающее свой предмет четко поставленными гипотезами и использующее строгие методы обоснования научного вывода, также содержит метафорический компонент. Он выражается прежде всего в концептуальном лексиконе и риторике исследования, выборе релевантных переменных и интерпретации данных.

Социологические исследования включают предварительный сбор информации, системный анализ объекта, гипотезы, сопоставление фактов, построение моделей развития. Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общественной жизни является социальная практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы, осмысливать его и делать теоретические обобщения.

Социологическое исследование опирается на совокупность принципов и способов организации и оценки тео­ретического и эмпирического социологического знания, включая приемы сбора и обработки данных. Данная система принципов научного исследования называется методологией социологического исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранный факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

Иными словами, под методологией понимаются правила, согласно которым происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ.

В центре внимания методолога находится вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования? На этот вопрос можно, ответить, исходя либо из «внутренней» (интерналистской) теории рациональности, либо из внешних - социальных обстоятельств, сопряженных с формированием исторически определенного корпуса знаний. Иными словами, социологическая методология в значительной степени является зависит как от личной биографии ученого, так и от общественных отношений.

Любой социальный феномен имеет различные уровни описания.

Во-первых, уровень общей методологии. Основные особенности данного уровня: общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. Это наши фундаментальные представления о социальной и природной действительности, наше мировоззрение. В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы.

Во-вторых, частная (специальная) методология. К этому уровню относится совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Здесь имеется в виду система уже достигнутого научного знания об объектах исследования, исходя из которой и путем сопоставления с новыми, еще не систематизированными наблюдениями (или данными других наук) выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов.

В-третьих, совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования. Данный уровень связан с практикой исследования. Это система знаний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактическую информацию.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования -это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Метод - основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это - наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации. Процедурой называют также последовательность всех действий, способ организации исследования.

Таким образом, специалист в исследовательском процессе имеет дело с методами, техникой и процедурами, которые образуют совокупность операций с эмпирическими данными о социальных явлениях и процессах.

Социологические исследования можно подразделить на разновидности в зависимости от тех или иных оснований.

В зависимости от целей выделяют:

1. Теоретико-прикладные социологические исследования, цель кото­рых - содействовать решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки.

Теоретические подходы реализуются здесь в конкретном при­ложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а не­посредственным их результатом должно быть принятие управленческого решения, разработ­ка социального проекта или системы мероприятий для вне­дрения в практику. Данный вид социологических исследований в наибольшей степени подходит для социальной работы, которая призвана не только осуществлять социальную диагностику, но и проводить работу по изменению выявленного неудовлетворительного состояния объекта.

Прикладные социологические исследования, в свою очередь, подразделяются на:

а. Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной про­грамме и методике с целью уточнения и корректировки гипотез, инструментария, получения дополнительной информации об объекте и предмете исследования.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из доступных методов сбора информации (например, анкетирование или интервью). Разновидность разведывательного исследования - экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).

При проведении пилотажного исследования обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. В нее включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографические признаки (пол, возраст, стаж работы, образование и т.д.). Важно, чтобы выборка в пилотаже была разнородной, это позволит выявить различные реакции респондентов на инструментарий.

б. Описательное исследование применяется в случае исследования боль­шой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. данный вид исследований не выявляет причинно-следственных связей.

в. Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологичес­кого анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе его функционирования.

Исходя из частоты проводимых исследований выделяют:

1. Точечное исследование (разовое), дающее информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения.

2. Повторное исследование, проведенное последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой программе и инструментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта.

К повторным исследованиям относят:

а. Когортное исследование – изучение лиц одного возраста на протяжении длительного времени с целью проанализировать изменения в образе жизни, ориентациях;

б. Трендовые исследования – исследования, проводящиеся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковых методик. Цель данных исследований – установить тенденции – тренды – социальных изменений (например, переписи населения);

в. Лонгитюдное исследование – длительное изучение одной совокупности лиц, предполагает многократную регистрацию социальных фактов через строго установленные промежутки времени с целью определения динамики их изменения;

г. Панельные исследования (одна из разновидностей лонгитюдного исследования) – проводятся по единой программе, на одной и той же выборке по единой методике через определенные промежутки времени (не менее двух раз) с целью проанализировать динамику событий.

Панелью можно назвать совокупность одних и тех же респондентов, опрошенную в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. Совокупность лиц, подобранная по основным параметрам, напоминающая базовую, но это не одни и те же люди называется псевдопанелью.

д. Мониторинг (еще одна из разновидностей лонгитюдного исследования) – постоянное, непрерывное наблюдение за процессом или явлением в течение достаточно длительного времени по одинаковой методике.

Мониторинг как системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований способствует реализации социальных программ и потому часто применяется в исследованиях социальной работы.

Исходя из процедуры отбора респондентов различают:

1. Выборочное исследование, на основе специальной процедуры отбора из всех элементов, подлежащих опросу (генеральной совокупности) небольшой части – выборочной совокупности.

2. Сплошное исследование – охватывает все единицы генеральной совокупности.

Еще один вид социологического исследования называют полевым, проводимым, вне зависимости от метода, после разработки программы, проведения пилотажа анкеты и подготовки инструментария. Выход в «поле» означает выход к объекту с целью провести наблюдение, анкетирование или интервью в естественной для исследуемой социальной группы или индивида среде. В социальной работе в ходе полевого исследования исследователь может наблюдать за действиями бомжей, мигрантов, трудных подростков и т.д., получая более достоверную информацию, нежели если бы исследование проводилось в кабинете.

Еще одна разновидность социологического исследования – оперативное исследование (по-другому – экспресс-опрос, зондаж[2]). Цель его – не получение нового знания, а уточнение уже имеющихся сведений об объекте для принятия управленческого решения. Для сокращения процедуры при оперативном исследовании упрощается исследовательская программа, не проводится пилотаж. Проводится оно с помощью методов «быстрого реагирования»: фокус – группы, анкетного опроса. Выборка в данном исследовании сравнительно небольшая, в пределах страны достигает 2 тыс. человек.

Таким образом, необходимо в соответствии с целями осуществить правильный выбор вида исследования. Выбор того или иного вида социологического исследования зависит от:

· цели исследования (практической или научной);

· особенностей социального явления, степени его изученности;

· практических навыков исследователя, знаний методики и техники.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.