Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 18. Механизм правового регулирования






1. Правовые средства: понятие, признаки, виды. Правовое регулирование и правовое воздействие (информационное, психологическое, воспитательное). Общедозволительное и разрешительное правовое регулирование.

2. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования, их место и значение. Роль норм права, юридических фактов и правоприменения, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

3. Элементы системы правового регулирования. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования. Уровни правового регулирования. Приемы правового регулирования. Правовые режимы регулирования. Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Тема 19. Законность и правопорядок

1. Понятие законности. Принципы законности. Гарантии законности. Законность и целесообразность. Законы и законность. Законность и произвол. Законность в правовом государстве. Роль конституционной юстиции в укреплении законности.

2. Общественный порядок. Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии. Элементы правопорядка. Виды правопорядка. Тенденции (перспективы) правопорядка.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Тема Лекции Семи-нары Сам. работа
I ТРИМЕСТР 1. Введение. Предмет и методология теории государства и права 2. Происхождение государства и права 3. Сущность государства и права 4. Формы государства и права 5. Государство и право в обществе и в мире 6. Личность, право, государство 7. Правовая система общества 8. Право в системе социальных норм 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание Всего II ТРИМЕСТР 10. Система права 11. Нормы права 12.Юридическая техника 13.Правотворчество 14. Реализация права Всего III ТРИМЕСТР 15.Толкование права 16.Правовые отношения 17.Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность 18.Механизм правового регулирования 19.Законность и правопорядок   Всего Всего по плану 240 ИТОГО                                                        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные учебники и учебные пособия для всех тем курса

Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999.

Бабаев В.К. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. М., Юристъ, 2005.

Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права. Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1998.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.. 2000.

Власов В.И. Теория государства и право: Учеб. Для высших юрид. учеб. заведений и факультетов. М.: КноРус, 2002.

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Издательство «Юридический центр пресс», 2004.

Крусс В.И., Владимирова И.А. К вопросу о генеалогии методологии права в России / Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2005.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Спарк», 2004.

Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. – метод. пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп.. М.: Юристъ, 2005.

Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007.

Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009.

Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

Марченко М.Н. Теория государства и права: Элементарн. курс: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Юристъ, 2003.

Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». М.: Юристъ, 2004.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Издательство «Приор», 2002.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 3. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

Оскамытный В.В. Теория государства и права. М.: Изд-во «Импэ-Паблиш», 2004.

Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004.

Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ». 2002.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: «Фирма Гардарика», 1996.

Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003.

Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.

Теория государства и права. Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб., Издательство «Юридический центр пресс», 2005.

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: «Городец», 2003.

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т. / Липень С.В., Лазарев В.В. М.: Юристъ, 2005.

Толстик В.А. Теория права и государства: Обучающие тесты: Учеб. – метод. Пособие. М.: Юристъ, 2001.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». М.: Закон и право, 2004.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2001.

Чашин А.Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ. М.: Издательство «Дело и сервис», 2008.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003.

Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Т. 1. Вып. 1. М., 1995.

 

Дополнительная литература

Дополнительная литература дана к отдельным темам курса в планах семинарских занятий.

 

 

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Методические указания

Практические занятия (семинары) - важная составляющая часть учебного процесса. Они выполняют двоякую роль: во-первых, помогают студенту привести в умозрительный порядок знания по соответствующей теме курса, приобретенные в процессе изучения поставленных вопросов, и устранить, насколько это объективно возможно, возникшие неясности и сомнения. Во-вторых, семинары позволяют преподавателю, осуществлять текущий контроль за самостоятельной студенческой работой, корректировать и стимулировать эту деятельность с учетом тех требований, с которыми студенту придется столкнуться при итоговом (экзаменационном) отчете о её результатах. С учетом сказанного, вероятно, основным методическим советом студенту будет пожелание добросовестности при подготовке к каждому занятию. Важным условием итогового успеха является также непрерывность работы в процессе семестра: издержки пропусков и срывов полноценных занятий (вследствие неподготовленности студента), не могут быть в полной мере восполнены - как показывает практика - ни так называемыми «отработками», ни форсированной зубрежкой в предэкзаменационные дни.

Планы семинарских занятий включают в себя содержание темы, по которой проводится семинарское занятие, и контрольные вопросы к ним. К каждой теме дается список рекомендуемой дополнительной литературы. Однако студентам следует учесть, что в области теории государства и права ведутся постоянные исследования, публикуются новые работы. Применение их в учебном процессе приветствуется.

Самостоятельная работа по подготовке к семинарским занятиям предполагает, прежде всего, основательное, детальное изучение теоретических вопросов темы, существа и содержания правовых норм. Поэтому сначала надо дать четкие, определенные ответы на вопросы плана семинарских занятий. Только после этого можно приступить к решению задач (казусов). Их решение должно основываться на анализе конкретной ситуации и выборе правовых норм, которыми она должна регулироваться. Задачи (казусы), многие из которых взяты из судебной практики, составлены таким образом, что позволяют дать однозначное определенное решение. Оно должно подкрепляться ссылкой на конкретные правовые нормы и быть обоснованным.

Готовясь к очередному занятию, студенту следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с вопросами, представляющими тему в программе курса, а затем уже – с вопросами, вынесенными на соответствующий семинар. Вопросы эти лишь отчасти совпадают по содержанию: вторые лаконичнее и - как может показаться - проще первых. В действительности, каждый вопрос семинарского занятия - только общий ориентир, «приглашение к разговору» о некой проблеме; за студентом остается право самостоятельно выбрать стратегию и тактику её освещения, составить «внутренний план» своего ответа и в соответствии с общими программными требованиями, и с учетом сложившегося при подготовке личного мнения о важности и актуальности отдельных аспектов проблемы, и даже их образовательной занимательности. Далее целесообразно внимательно перечитать конспект лекции преподавателя по данной теме, а затем уже приступать к работе с учебной и дополнительной литературой. При такой последовательности студент уже - в той или иной степени - репродуктивно усвоит некоторые совпадающие фрагменты содержания. Одновременно с этим, он сможет увидеть различия в подходах преподавателей (каковыми студент должен воспринимать и авторов учебной литературы) к тем или иным дискуссионным вопросам, осмыслить их аргументацию и выработать собственную позицию по каждому случаю. Понятно, что ни один студент реально не в силах «справиться», при подготовке к практическому занятию, со всей рекомендованной научной литературой и даже с её сколь - либо значительной частью. Подобная «сверхзадача» перед первокурсниками и не ставится. Но тот, кто всерьез рассчитывает на высокую текущую и итоговую оценку своих знаний, должен постараться ознакомиться хотя бы с некоторыми из факультативных работ (монографиями, публикациями в юридических журналах), законспектировать их отдельные фрагменты либо наиболее примечательные авторские тезисы и - это весьма желательно - использовать эти наработки в своих ответах, дополнениях, репликах или в ходе возникающих дискуссий. Активность на семинаре, как бы ни трудно казалось порой поднять руку либо иным образом обозначить свою подготовленность, всегда будет оценена положительно; самый короткий и даже малоубедительный по аргументации ответ - лучше отказа или беспомощного молчания.

В заключение уместно будет процитировать высказывание Ч. Дарвина: «Все сколь-нибудь ценное, чему я научился, приобретено путем самообразования». Сознательная и добросовестная подготовка к практическим занятиям может помочь студенту освоить навыки и сформировать вкус именно к самообразованию как неотъемлемой составляющей деятельности юриста на всех этапах его профессионального пути.

 

Планы семинарских занятий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.