Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Товар и его свойства. Закон стоимости.






В условиях товарного хозяйства продукт труда предназначен для обмена на другие экономические блага. Это означает, что продукт производства выступает в качестве товара. Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Для того чтобы быть проданным на рынке товар должен обладать двумя свойствами:

· потребительной стоимостью;

· меновой стоимостью.

Потребительная стоимость товара. Товар имеет свойство удовлетворять ту или иную потребность человека. Это продиктовано, прежде всего, наличием у товара естественных свойств (физические параметры, химический состав и т.п.). Совокупность таких естественных свойств продукта труда и составляет потребительную стоимость. При этом товар предназначается не для удовлетворения потребностей самого производителя, а для удовлетворения потребностей тех людей, которые его покупают, т.е. общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью.

Потребности общества многообразны, поэтому и потребительная стоимость присуща не только товарам, идущим в личное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное потребление в виде средств производства. Примечание: потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч.природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость – категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Как потребительные стоимости товары не могут быть сопоставимы друг с другом, а значит быть обменены. Более того, обмен товарами с одинаковыми потребительными стоимостями вообще бессмысленен. Поэтому, кроме потребительной стоимости, товар должен обладать свойством обмениваться на другие товары. Свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях называется меновой стоимостью (1А= 3Б).

Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Такими общими для всех товаров является стоимость – воплощенный в товаре труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Если стоимость это внутреннее свойство товара, то меновая стоимость это внешняя форма проявления стоимости.

При этом категории «стоимость» и «меновая стоимость» не тождественны между собой. Меновая стоимость может вступать в противоречие со стоимостью. Проявляется это тогда, когда из-за высокой стоимости товар не находит сбыта. Разрешается такое противоречие через цену, в основу которой ложатся не затраты труда, а спрос и предложение. Цена – это денежное выражение стоимости (стоимость товара выраженная в деньгах и есть его цена).

Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая, возникает только в условия товарного производства. Т.о. Товар это единство потребительной стоимости и стоимости.

Содержание закона стоимости. Закон стоимости занимает центральное место среди всех законов товарного производства. Данный закон выражает причинно-следственные зависимости между затратами ресурсов, стоимостью и ценой.

Основные положения закона стоимости:

а) затраты ограниченных ресурсов определяют величину стоимости товара;

б) стоимость товара определяется не индивидуальными, а среднеотраслевыми (признанными в обществе) издержками производства;

Среднеотраслевые издержки – издержки производства тех предприятий, которые производят основную массу товаров. Например Предприятие А производит 100 единиц продукта, индивидуальные затраты – 30; Б 700 единиц, инд. затраты – 40; С 200 единиц, инд. затраты - 50. Среднеотраслевые издержки составят 40.

в) денежное выражение стоимости товара, есть его цена.

Функции закона стоимости. Считается, что закон стоимости выполняет три основные функции:

а) функцию дифференциации товаропроизводителей;

б) функцию стимулирования технического прогресса;

в) функцию стихийного регулятора национального производства.

 

4 в. Деньги: их возникновение, сущность и функции. Теории денег.

В экономической теории рассматриваются в основном две концепции происхождения денег: рациональная и эволюционная.

Рациональная концепция (Платон, Аристотель) объясняла происхождение денег как результат соглашения между людьми. Сторонниками данной концепции являются и некоторые современные экономисты – П.Самуэльсон, Дж.Гэлбрейт. Они считают, что на определенном этапе развития сфера обмена стала остро нуждаться в специальном инструменте, т.е. в некотором условном знаке, который помогал бы людям сбывать свои товары и без особых проблем приобретать чужие. Поэтому для своего удобства люди изобрели деньги как особый технический инструмент. При этом не имеет никакого значения то, из какого вещества изготовлены сами деньги. Вывод: все то, что по договоренности используется как деньги, есть деньги.

Эволюционная теория денег. Наиболее последовательным сторонником данной концепции являлся К. Маркс. Согласно данной концепции деньги – это товар особого рода, выполняющий роль, всеобщего эквивалента. Принципиальной особенностью этой теории является то, что деньги трактуются как продукт исторического развития. Подчеркивается то бесспорное обстоятельство, что деньги стихийно выделились из мира товаров, долго сами являлись товаром и сегодня обслуживают товарный мир.

Преимущество этого подхода состоит в том, что он отражает экономическую природу денег, в процессе их исторического возникновения и развития. Согласно эволюционной теории, до появления денег существовал бартер и различные формы стоимости. Выделяют четыре формы стоимости:

1) простую, единичную (случайную);

2) полную или развернутую;

3) всеобщую;

4) денежную.

(1) До появления денежной формы стоимости господствовал бартер- непосредственный обмен одного товара на другой. Но расширение масштабов производства и ассортимента обмениваемых товаров породило целый ряд трудностей. Поэтому возникла необходимость в выделении какого-либо одного особого товара, который бы служил эквивалентом при обмене. В роли такого товарного эквивалента у разных народов, на различных рынках выступали скот, кожа, меха, бусы, зерно и др. (2)

(3) С дальнейшим развитием товарного производства, значительным увеличением обменных операций и расширением их масштабов в роли эквивалента, посредника в обмене выступают драгоценные металлы – серебро и золото. С конца 19 н.20 вв режим золотого монометаллизма утвердился во всех наиболее развитых странах мира. С закреплением за золотом роли всеобщего эквивалента появляются деньги.(4) Всеобщий эквивалент – это способность денег обмениваться на любые товары. Золото стало выполнять роль денег потому, что оно обладает по сравнению с другими товарами рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью, транспортабельностью, относительной редкостью, износостойкостью.

Сущность денег заключается в том, что это особый, специфический товар, выполняющий роль, всеобщего эквивалента. Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньги – это социальное явление, право выпуска их в обращение (эмиссия) имеет исключительно государство.

Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. В развитом товарном хозяйстве деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости;

2. Средство обращения;

3. Средство платежа;

4. Средство накопления;

5. Мировые деньги.

Суть функции денег как меры стоимости состоит в том, что с помощью денег выражается стоимость товара и образуется его цена. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. (Цена – это установленное количество денег, которое продавец требует за право владения продуктом). Для измерения стоимости товаров не обязательно иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена. Благодаря данной функции деньги позволяют осуществлять как частное, так и государственной программирование и прогнозирование экономических процессов и др.

Средство обращения. Обмен товаров, совершающийся при помощи денег, называется товарным обращением (Д-Т-Д).Использование денег как посредника в сделках купли-продажи делает процесс обмена более эффективным по сравнению с альтернативной системой бартерного обмена.(Экономия времени, экономия ресурсов и т.п.). Функцию средства обращения выполняют только реальные деньги.

Средства платежа. Данную функцию деньги выполняют в тех случаях, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг. Неодинаковая продолжительность периода производства и обращения товаров, сезонный характер производства и сбыта, обусловливают необходимость отчуждения товаров с отсрочкой платежа. Функцию средства платежа деньги выполняют не только при оплате товаров, купленных в кредит, но и при выплат з/платы, земельной ренты, налогов, коммунальных платежей и т.д.

Существование функции средства платежа привело к появлению кредитных денег – векселей, банкнот, чеков, «электронных денег».

Средства накопления. Это обусловлено, тем, что потребность в деньгах то возрастает, то сокращается. Когда размеры производства и предложения товаров уменьшаются, часть денег на рынке становится излишней, уходит в накопление. Выполняя данную функцию деньги служат удобной формой хранения богатства.

Мировые деньги. Это деньги, которые необходимы для осуществления международных экономических операций. В настоящее время данную функцию выполняют валюты ведущих ПРС ($ США, Канадский $, фунт стерлингов, иена японская, евро). Длительное время эту функцию выполняло золото.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.