Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В менеджменте используются различные формы построения его организационной среды.






Под формами организационной среды принято пони­мать способы функционирования и сочетания в пространстве и во времени элементов производственных процессов. По своей сути фор­мы организации представляют собой различные способы разделения труда при осуществлении производственной деятельности. Различа­ют такие формы организации, как

1) концентрация,

2) специализация,

3) кооперирование,

4) комбинирование.

1) Концентрация означает процесс сосредоточения определенного вида деятельности во все больших масштабах в крупных фирмах, предприя­тиях или их подразделениях. Стремление к концентрации деятельнос­ти, наряду с процессами распространения малого и среднего бизне­са, отражает естественный рыночный фактор инвестирования средств в наиболее перспективные сферы бизнеса и в жизненно важные для предприятия виды деятельности.

2) Специализация как форма организационной среды используется при построении организационных структур предприятий и реализуется пу­тем ограничения его производственного профиля или закрепления за под­разделениями определенных видов работ или продуктов. Специализация при формировании организационных струк­тур создает лишь потенциальные условия для эффективной работы предприятия. Для реализации этого потенциала на предприятии дол­жна осуществляться эффективная кооперация и координация дея­тельности отдельных служб и подразделений.

3) Кооперирование как след­ствие специализации предприятий и сложности осуществляемых проектов проявляется в углублении межфирменного сотрудничества, разви­тии международной координации в производственной сфере, проведении масштабных научно-производственных программ.

4) Комбинирование при организации предприятий проявляется в созда­нии и функционировании на предприятии сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов. Значитель­ный дополнительный эффект получают фирмы, организующие на основе базовых исследований и технологий дополнительные аппли­кационные исследования производства, имеющие своей целью по­иск новых сфер применения уже полученных результатов и осуще­ствленных инноваций.

Перечисленные формы организации производственных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организаци­онных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер.

Формальная организация базируется, как правило, на фор­мализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирую­щих права и ответственность каждого из участников осуществляемых процессов. Одна из существенных особенностей современного ме­неджмента состоит в том, что в нем важное место занимает нефор­мальная организация.

К неформальной организации относятся спон­танно возникающие отношения между людьми и структурами в про­цессе выполнения работ. Значительные практические результаты мо­гут возникать в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, рабо­ты форумов, симпозиумов и научных конференций. Новые возмож­ности неформальной организации связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных инфор­мационных систем.

* * *

Передовой опыт ведущих фирм мира, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность, позволил выработать ряд достаточно общих правил эффективного ситуационного менеджмента. Они за­ключаются в следующем.

1. Интеграция всех хозяйственных, социальных задач, как фунда­ментальной основы повышения конкурентоспособности предприя­тия, в единую стратегическую концепцию. Это означает, что:

• все сотрудники понимают и придерживаются принятой инно­вационной концепции развития предприятия;

• все сферы деятельности предприятия эффективно взаимодей­ствуют и согласованно развиваются в рамках этой концепции;

• все проблемы ориентированы на удовлетворение спроса в ог­раниченных сегментах рынка;

• производственный потенциал сосредоточен в ограниченной сфере.

2. Создание и стимулирование плодотворного творческого климата на предприятии. Это означает:

• развитие чувства карьеры и готовности к риску у менеджеров и работников предприятия;

• развитие широкого междисциплинарного, не ведомственного мышления у разработчиков;

• развитие критического отношения к достигнутым результатам;

• стимулирование творческой активности на предприятии;

• развитие и углубление кооперации с другими предприятиями и партнерами.

3. Использование неординарных организационных решений, что означает:

• организацию инноваций как постоянную фундаментальную ос­нову деятельности предприятия;

• развитие гибких, адаптивных производственных структур.

4. Разработка и применение эффективных методов принятия уп­равленческих решений, что означает:

• фундаментальную информационную подготовку;

• качественную проработку вариантов решений (альтернатив);

• объективную оценку и экономическое обоснование решений;

• строгий контроль за исполнением проектов.

5. Глубокая подготовка производства и продвижения на рынки ин­новационной продукции, что означает:

• осуществление опытного и техническую подготовку серийного производства инновационной продукции в соответствии с дол­госрочными оценками спроса в выбранных сегментах рынков;

• подготовку выбранных сегментов рынков к инновационному продукту;

• построение системы сбыта инновационного продукта;

• подготовку системы сервисного обслуживания потребителей.

6. Обеспечение высокой эффективности и экономичности произ­водственных процессов, что означает:

• сокращение длительности и снижение затрат на производство;

• обеспечение возможно высокого уровня удовлетворения спро­са;

• осуществление упреждающих инноваций в конкуренции;

• постоянную идентификацию высших достижений и ориента­цию на их использование (бенчмаркинг).

Следует иметь в виду, что решающим залогом успеха менеджмента на предприятии является его профессиональный уровень, способ­ность к обучению и постоянному развитию творческого потенциала.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто такой менеджер?

2. Кого можно отнести к категории менеджеров?

3. Перечислите три категории требований к менеджеру

4. Какие качества менеджера относятся к категории знаний в области теории и умений в области практики управления?

5. Какие качества менеджера относятся к категориизнаний основ педагогики и психологии, способность к коммуникации и умение работать с людьми?

6. Какие качества менеджера относятся к категориикомпетентности в области специализации предприятия?

7. Как происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда в менеджменте?

8. Назовите иерархию уровней управления

9. Каковы основные цели и задачи менеджера?

10. Назовите основные роли менеджера по Минцбергу

11. Определите основные методы менеджмента и области их применения

12. Выделите методы управления персоналом:

- организационно-административные

- экономические

- социально-психологические

13. Что содержит руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудников?

14. Что содержит горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда?

15. Какие уровни управления существуют в менеджменте?

16. Назовите основные задачи:

- руководителей высшего звена

- руководителей среднего звена

- руководителей низового звена

17. Что такое организационная среда менеджмента и каковы ее виды и формы?

18. Что включает организация процессов в пространстве?

19. Что включает организация процессов во времени?

20. Назовите содержание основных форм организационной среды

21. Каковы общие правила эффективного ситуационного менеджмента?


[1] Мозговой штурм – это технология коллективного творчества. Вся команда собирается вместе за «круглым столом» и обсуждают одну четко сформулированную тему. Естественно, что направление обсуждения задается проблемой, которую необходимо решить. Главный недостаток метода – трудности управления процессом. Несмотря на теоретический запрет на критику, оценка идей на практике происходит тут же, поэтому пакет готовых идей формулируется в ходе обсуждения. к тому же, как правило, на таких штурмах отсутствует модератор. А в отсутствии модератора при коллективном обсуждении люди быстро устают, и штурм заканчивается достаточно быстро – самое большее минут через тридцать. К достоинствам метода можно отнести катализацию, дополнительное стимулирование творческого процесса в группе.

[2] Метод «6-3-5» применяется в группах для стихийного рождения идей. Метод представляет собой вариацию метода «Мозговой штурм». 6 участников игры записывают свои мысли. Правило игры состоит в следующем: каждый пишет в течение 5 минут 3 мысли по теме, каждую мысль на отдельный лист. Через 5 минут эти 3 листка передаются следующему участнику, который без обсуждения, добавляет свои примечания на каждом листе. После того, как все участники напишут свои примечания к каждому из 18 листов, накапливаются до 108 мыслей по теме. Несомненно, идеи и примечания будут неоднократно повторяться, однако среди них будут и 50-60 применимых идей. Этот процесс должен продолжаться 30 минут. Далее следует совместное обсуждение и оценка результатов.

[3] Метод синектики (предложен В. Дж. Гордоном), является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Для этой методики снимается запрет на обсуждение в русле одной темы, одной проблемы. Темы могут свободно «гулять» в ходе обсуждения, уходя время от времени далеко от первоначальной. Поиск решений проблемы осуществляется порой по принципу «от обратного». Этому методу присущи те же достоинства и недостатки, что и мозговому штурму.

 

[4] С понятием «организационная среда» связаны следующие категории:

Организационная структура – «каркас» организации, определяющий комплекс ее формальных задач, взаимоотноше­ния формальной подотчетности и системы, обес­печивающие эффективную координацию дея­тельности работников отделов.

Организационное окружение – та часть организации, с ко­торой человек сталкивается во время своей работы. Для боль­шинства людей организационное окружение включает как рабо­чее место, так и такие характеристики и составляющие органи­зации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположе­ние, руководство, организационная структура, правила поведе­ния и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, обще­ние, трудовые отношения, коллеги и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.