Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие образования






Розвиток історичної науки у Росії в ХІХ ст.

 

Социально экономи­ческое развитие страны выдвигало за­дачи создания единой системы народ­ного образования. В связи с этим правительство вынуждено было при­ступить в начале XIX в. к реоргани­зации школьного дела.

Дети крестьян, купцов и ремеслен­ников получали начальное образова­ние в приходских (при церковных приходах) и уездных училищах. Вместо «главных училищ», введенных в царствование Екатерины II, в горо­дах началось систематическое устрой­ство средних учебных заведений — гимназий, где обучались дети дворян и чиновников. Во всей стране их на­считывалось до 50. Гимназия давала право поступления в университет. Женского образования в первой по­ловине века, по существу, не было. В институты благородных девиц, от­крывшиеся в царствование Екатери­ны II, большей частью закрытые, принимались только лица дворянско­го происхождения.

Высшее образование давали уни­верситеты, количество которых уве­личилось в первой половине века до 7. Кроме действовавшего — Москов­ского — были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский. Петербургский, Киевский универси­теты.

Были открыты Институт инжене­ров путей сообщения в Петербурге. Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров.

Дети дворян могли обучаться так­же в привилегированных учебных за­ведениях — лицеях: Императорском Александровском лицее. Император­ском училище правоведения, Ришельевском лицее в Одессе. Демидовском лицее в Ярославле, Нежинском лицее, Лазаревском институте восточных языков в Москве и др. В лицеях готовили высших государственных чиновников.

В 60-е годы было положено начало новому типу учебных заведений – воскресной школе для взрослых. За короткое время в Петербурге, Москве и других городах было открыто 300 воскресных школ. Ведущую роль в них играли революционные демократы, которые использовали эти школы для революционного воспитания народных масс. В 60-е годы появились средние женские учебные заведения, в которые допускались лица всех сословий. Возникли женские гимназии. В 70-е годы по частной инициативе начали образовываться высшие женские учебные заведения, высшие женские курсы были созданы во многих города страны.

Для детей из низших слоев населения доступной формой образования оставалась начальная школа: народные училища (городские, уездные, сельские), церковно-приходские школы-грамоты. Разветвленная сеть начальных школ была создана земствами. В 1870 году в стране действовало около 28 тыс. народных школ, в которых обучалось немногим более 830 тысяч человек. Основным типом средней школы были классические гимназии, с преподаванием латинского и греческого языков и реальные – без древних языков. В 70-е годы реальные гимназии были упразднены и заменены реальными училищами. Преобладающим типом высших общеобразовательных учебных заведений оставались университеты. Вместе с ними в стране действовали институты – Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовское (ныне Тимирязевская), сельскохозяйственная академия, Рижский политехнический институт.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.