Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические процессы






3.1 Сенсорное отражение. Рефлекторная структура сенсорного процесса. Эмпирические характеристики ощущений: локализация, отражение движения, длительности. Модальность и интенсивность ощущений. Значение ощущений. Физиологические механизмы ощущений.

3.2 Психофизика. Пороговая проблема (дискретность – непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера – Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М. Забродина.

3.3 Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Методы изучения ощущений.

3.4 Восприятие. Перцептивный уровень отражения. Эмпирические характеристики образа восприятия. Первичные характеристики (пространственно-временные, модальностные и интенсивностные). Вторичные характеристики образа восприятия (предметность, целостность, константность, обобщенность; характеристики, возникающие под влиянием вышележащих структур: осмысленность избирательность, историчность). Теории восприятия. Факторы развития перцепции.

3.5 Процесс становления образа. Восприятие как система перцептивных действий. Закон перцепции Н.Н. Ланге. Стадии перцептогенеза. Влияние установки на процесс становления образа. Экспериментальные исследования роли перцептивных действий в становлении образа. Теории восприятия. Факторы развития перцепции.

3.6 Представления. Отличительные особенности вторичных образов по сравнению с образами восприятия. Эмпирические характеристики образов представления. Базовые характеристики: пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальностные и интенсивностные. Производные характеристики: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность. Место представлений среди других психических процессов (уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению, от чувственного к логическому). Роль представлений в жизни и деятельности человека.

3.7 Воображение. Статус воображения как психического процесса. Воображение как преобразующее отражение действительности (образное мышление). Виды, характеристики, операции воображения (комбинирование, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация). Развитие и тренинг представления и воображения.

3.8 Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М. Веккеру: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные. Основные эмпирические характеристики мысли: речевая форма, суждение, опосредованность, обобщенность. Феномен понимания. Мыслительные операции и их обратимость. Фазовая динамика мыслительного процесса. Основные этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. Гештальт-психология о фазах творческого поиска (инкубация, инсайт). Процесс переструктурирования (М. Вертгеймер, К. Дункер). Процесс переформулирования (Л.М. Веккер).

3.9 Допонятийное мышление. Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, нечувствительность к противоречиям и переносному смыслу, несогласованность содержания и объема. Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль и др.).

3.10 Понятийное мышление. Основные эмпирические характеристики: децентрация, координация вариативных и инвариантных компонентов, индуктивно-дедуктивный строй, полнота обратимости операций, согласованность содержания и объема в понятийной мысли, чувствительность к противоречиям. Феномен «безобразного мышления» (Вюрцбургская школа). «Языки мышления»: пространственно-образный и знаково-символический (Л.М. Веккер).

3.11 Память. Память как сквозной компонент всех психических процессов. Виды памяти (кратковременная, оперативная, долговременная и др.; образная, моторная, эмоциональная). Мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, реминисценция и др.). Модели памяти.

3.12 Методы исследования памяти. Методы исследования кратковременной, оперативной и долговременной памяти (заучивания, парных ассоциаций, узнавания, частичного воспроизведения, сбережения и пр.). Методы исследования мнемической интерференции, в том числе проактивной и ретроактивной.

3.13 Способы развития памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Концентрированное и распределенное заучивание. Заучивание в целом и по частям. Роль повторения. Роль организации заучиваемого материала. Основные мнемонические приемы заучивания (построение образов, размещение в пространстве и т.п.). Эйдетическая память.

3.14 Влияние характера заучиваемого материала на мнемические процессы. Кривая позиции. Закон Эббингауза (зависимость числа проб, необходимых для заучивания, от объема заучиваемого материала). Влияние сходства, осмысленности, сложности, неоднородности запоминаемого материала. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы. Произвольное и непроизвольное запоминание. Сравнение эффективности произвольного и непроизвольного запоминания. Память и сон. Эффект Зейгарник, эффект Биренбаум, эффект фон Ресторфф, эффект генерации, эффект края.

3.15 Внимание. Общее понятие о внимании. Явления рассеянности и сосредоточенности. Наблюдаемые и экспериментально исследуемые свойства (характеристики) внимания. Статические характеристики: объем, устойчивость, предметность, концентрированность. Динамические характеристики: распределяемость, переключаемость, колебания, интенсивность, избирательность. Экспериментальные методы обнаружения и изучения свойств внимания.

3.16 Физиологические основы внимания. Рефлекс сосредоточения В.М. Бехтерева. Оптимальный очаг возбуждения И.П. Павлова. Доминантный очаг возбуждения А.А. Ухтомского. Структурные компоненты физиологического механизма внимания: ретикулярная формация, кора больших полушарий головного мозга. Локализация высших психических функций и внимания в лобных долях коры головного мозга (А.Р. Лурия). Рефлекторная схема Т. Рибо.

3.17 Функции внимания: направленность, сосредоточенность и углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Виды внимания. Факторы, обусловливающие возникновение непроизвольного внимания: внешние (динамика, интенсивность, физические характеристики сигналов) и внутренние (интересы, потребности, эмоциональная значимость, влияние прежнего опыта, установки и ожидания субъекта). Произвольное внимание как отражение уровня развития волевого уровня саморегуляции личности. Зависимость произвольного внимания от целенаправленности и планомерности деятельности личности. Послепроизвольное внимание: сходство и отличие от непроизвольного внимания. Связь послепроизвольного внимания и эмоциональной сферы личности.

3.18 Развитие внимания в филогенезе и онтогенезе. Основные теории внимания. Классификация теорий внимания (Н.Н. Ланге и Р.Л. Солсо). Теория внимания как стороны ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин). Теория о связи внимания с аффективным состоянием и волей человека Т. Рибо.

3.19 Управление вниманием. Связь внимания с другими психическими процессами: ощущениями, восприятием, памятью, мышлением. Учет и использование внутренних и внешних факторов для привлечения и поддержания внимания. Способы коммуникатора и способы адресата в управлении вниманием.

3.20 Эмоции. Базовые эмоции человека (по К. Изарду). Свойства эмоций (по Л.М. Веккеру). Функции эмоций. Эмоции и когнитивные процессы. Методы изучения эмоций. Основные методы изучения эмоций. Способы управления эмоциями. Теории эмоций.Трехкомпонентная теория эмоций (В. Вундт).Теория эмоций Джеймса – Ланге. Психоаналитические теории. Когнитивные теории эмоций. Информационная концепция П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

3.21 Речь. Функции речи. Виды речи. Роль речи в мышлении. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Мозговая организация речевой деятельности. Семантические поля и методы их изучения. Понимание слов и предложений, текста и подтекста. Проблема значения и смысла. Понятия и прототипы (Э. Рош). Гипотеза лингвистической относительности.

3.22 Управление движениями. Координация движений. Схема управления движениями Н.А. Бернштейна. Принцип сенсорных коррекций. Уровни построения движений. Роль предвидения в организации движений.

3.23 Сенсомоторные реакции. Простая сенсомоторная реакция на движущийся объект, реакция выбора, слежение. Факторы, определяющие длительность времени реакции, точность слежения. Закон Хика. Роль предвидения в реагировании.

3.24 Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

3.25 Психические состояния. Компонентный состав психического состояния: следовой, антиципационный, гностический, мотивационный. Проявления психического состояния: объективные – активация, функциональная асимметрия, психомоторика, мимика, характеристики поведения; субъективные – аффекты, чувства, переживания.

3.26 Характеристики психических состояний (временные и эмоциональные, перманентные, текущие, оперативные). Классификация психических состояний по активационным, тоническим, тензорным и эмоциональным характеристикам. Динамика и структура психических состояний.

3.27 Диагностика психических состояний. Уровни регуляции психических состояний: биохимический, физиологический, психический и социально-психологический. Методы диагностики состояний. Наблюдение. Аппаратурные и опросные методы. Методы самооценки состояний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.