Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия сиротства






Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуальных посягательств и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность.

Они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам.

Распространенность гинекологических патологий у безнадзорных девочек-подростков составляет 12—14%.

Нарушение психики отмечено у 70 % безнадзорных детей, почти 15 % из них употребляли наркотики и психотропные вещества.

Безнадзорные и беспризорные дети наиболее подвержены заболе­ваниям ВИЧ-инфекцией.

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружа­ющей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение.

У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру.

Ухудшается эмоциональная регуляция, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены когнитивные и личностные деформации.

А.М, Прихожан и Н.Н. Толстых предполагают, что у таких детей формирование идентичности проходит с заметными искажениями. В ходе проведенных исследований выяснилось, что в особенностях самосознания детей-сирот, отношения к себе значительно менее ярко выражена характеристика подросткового возраста - обостренность, аффективная значимость чувства Я.

Главной опасностью в период становления чувства идентичности следует назвать размывание чувства своего Я, смешение ролей. Если в основе лежит предшествующее сомнение в собственной половой идентичности, не редки делинквентные (уголовно наказуемые) и психотические эпизоды.

Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний,

Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного или гиперфемининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными трудностями социализации.

Трудности социализации детей-сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:

а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей, прародителей и других значимых взрослых путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный либо антисоциальный характер;

б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;

в) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.