Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Канализация. До конца XIX века на всей территории Москвы существовала вывозная система удаления нечистот






 

До конца XIX века на всей территории Москвы существовала вывозная система удаления нечистот. Выгребные ямы, где они скапливались, представляли собой деревянные срубы, обмазанные для гидроизоляции глиной, и не могли предотвратить загрязнения почвы и воды в питьевых колодцах.

Домовладельцы прибегали к разным мерам, чтобы избавиться от нечистот: устраивали спуски в водосточные трубы, в естественные водоемы, а во время дождей жидкие отходы спускались прямо на улицы, распространяя невыносимое зловоние. Сюда добавлялись стоки и от многочисленных фабрик, мастерских, бань.

Такое положение дел с удалением нечистот не могло удовлетворять городские власти. Инициатором постановки вопроса о канализовании Москвы стал инженер-гидротехник, отставной штабс-капитан М. А. Попов, представивший в 1874 году в городскую Думу " Проектные предначертания канализации г. Москвы». В них предлагалось канализовать город в границах Камер-Коллежского вала по общесплавной системе, т. е. обеспечить прием в канализацию и хозяйственно-бытовых и дождевых стоков. Несмотря на высокую оценку проекта, его рассмотрение затянулось на 13 лет. Главная причина такой медлительности заключалась в том, что проект, при всей своей социальной значимости, не обещал большой коммерческой выгоды, так как канализацию в Москве предполагалось строить на средства города с широким привлечением заемного капитала.

Более привлекательным с экономической точки зрения был признан проект городских инженеров В. Д. Кастальского, Н.М. Левачева, П.Л. Николаенко, А.А. Семенова, В.К. Шпейера, П.В. Трунина. Они предложили канализовать Москву по сплавной раздельной системе, при которой в канализацию поступают хозяйственно-бытовые и фабричные стоки, а атмосферные воды - в водосток и далее без очистки, в водоемы.

В феврале 1892 году в московской городской Думе этот проект был утвержден. Началу строительства предшествовали большие подготовительные работы и решение так называемого " земельного" вопроса.

О том, насколько дорого обошлась городу земля, свидетельствует тот факт, что только сумма процентов, выплаченных землевладельцам, превысила предусмотренную проектом стоимость устройства канализации.

17 июля (по новому стилю 30 июля) 1898г. 1-я очередь московской канализации вступила в строй. К системе канализования было присоединено 219 домовладений. И главная насосная станция начала перекачку сточных вод на Люблинские поля орошения. Окраины города, населенные рабочими и беднотой, были погружены во мрак и утопали в грязи. Запах нечистот давал о себе знать уже на дальних подъездах к первопрестольной. Тогдашняя Москва, не имевшая никакой канализации, все заботы об удалении отходов своей жизнедеятельности возлагала на многочисленные обозы отходников, так называемых, " золотарей". С полуночи до раннего утра эти нехитрые сооружения, громыхая, разъезжали по булыжным и ухабистым московским улицам, расплескивая из открытых бочек " благоуханное" содержимое. Инициатором устройства канализации в Москве явился русский инженер-гидротехник М.А. Попов, который в 1874 году представил первый проект. В создании Московской канализации участвовали выдающиеся ученые и инженеры. Почти двадцать лет ушло на обсуждение московскими властями вопроса об устройстве системы канализации. И только с приходом городского головы Н.А. Алексеева на рассмотрение Городской Думы был вынесен и утвержден в Министерстве путем сообщения в 1892 году проект раздельного канализования столицы.

Проект первой очереди московской канализации предусматривал устройство раздельной канализации с очисткой сточных вод на Люблинских полях орошения. К возведению 1-й очереди канализации, границы которой проходили по Садовым улицам, приступили в 1893 году. К середине 1898 г. было уложено 122900 саженей (262, 1 км) городской канализационной сети, канал до Люблинских полей орошения протяженностью в 4933 саженей (10, 3 км), была построена Главная насосная станция с тремя паровыми насосами рабочей мощностью 52 тыс. м3 в сутки. К 1930 году протяженность канализационной сети составила 547 км, приток стоков - 180 тыс. м3/сут. Очистка осуществлялась на Люблинских и Люберецких полях фильтрации в объеме 167 тыс.м3/сут.

Этапы развития московской канализации тесно связаны с развитием и ростом столицы. В конце 20-х годов Москва приступила к освоению интенсивных методов очистки на небольших станциях аэрации, каждая из которых представляла собой уникальный комплекс очистных сооружений. Построены Кожуховская станция аэрофильтрации, Закрестовская и Филевская станции аэрации - первые станции полной биологической очистки.

Опыт, накопленный на этих сооружениях, позволил уже во второй половине 30-х годов приступить к проектированию и строительству крупных станций аэрации. Знаменательным итогом стала Люблинская станция аэрации, производительность которой составила 500 тыс. м3/сут., в 1938 году была введена в эксплуатацию. Станция явилась масштабным достижением отечественной школы канализации того времени. В этот период были сформированы основы отечественной практики очистки сточных вод и обработки осадков, определены теоретические принципы расчета очистных сооружений, на которых все последующие годы, вплоть до сегодняшнего дня, строилась, развивалась и совершенствовалась отечественная канализация. В середине 50-х годов московская канализация приступила к созданию мощных систем водоотведения и транспортировки сточных вод от промышленных гигантов столицы и быстрорастущих жилых новостроек к очистным сооружениям города. В эти годы развитие московской канализации шло по новому пути - централизации, заключавшейся в закрытии небольших станций с одновременным формированием двух основных бассейнов канализования – Курьяновского и Люберецкого.

В 1950 году введена в эксплуатацию Курьяновская станция аэрации, производительность которой в 70-х годах достигла 3, 125 млн. куб.м в сутки, в 1963 году - Люберецкая станция аэрации, мощность которой в настоящее время достигла 3 млн.куб.м в сутки. Особой страницей в истории московской канализации вписана Зеленоградская станция аэрации мощностью 90 млн.куб.м в сутки, которая введена в 1962 году. На станции впервые в России применена доочистка и дезинфекция сточных вод, что позволило обеспечить безопасность очищенных стоков на уровне питьевой воды. Именно в этот период на базе опыта Зеленоградской станции аэрации в 70-х годах в Москве определилось новое направление в области экономии водных ресурсов - техническое водоснабжение на основе доочищенных сточных вод, которое внедрено на Курьяновской станции аэрации.

Вплоть до конца 70-х годов строительство объектов канализации велось невероятными темпами, благодаря чему полностью был прекращен сброс неочищенных сточных вод в водоемы города. Последние десятилетия прошлого века московская канализация успешно решала проблему обработки осадков сточных вод.

Впервые в отечественной практике создан мощный комплекс по механическому обезвоживанию осадков городских сточных вод. Успешно решена проблема рекультивации территорий бывших Люблинских полей фильтрации, на месте которых реализован не имеющий мировых аналогов грандиозный проект по созданию одного из красивейших жилых районов - Марьинского парка. Дальнейшее развитие сооружений для обработки и утилизации осадка ориентировано на создание технологически законченного цикла путем завершения работ по внедрению мощностей для механического обезвоживания и переработки осадка, накопленного на иловых площадках, с последующим депонированием на этих территориях. В конце 90-х годов стартовало новое направление по созданию локальных систем канализования новых районов города и за его пределами со строительством небольших станций аэрации. Примером является станция в Южном Бутове и новые сооружения г. Зеленограде, построенные по концессионной модели БООТ, с полностью автоматизированным технологическим процессом. Эксплуатация систем водоотведения сегодня осуществляется на основе широкого использования методов телевизионной диагностики технического состояния сети, бестраншейной реконструкции трубопроводов. Управление работой канализационной системы города осуществляется на основе компьютерного моделирования с применением специального программного обеспечения. На большинстве канализационных насосных станциях внедрена автоматизированная система централизованного диспетчерского контроля и управления, широко используется высоконадежное, экономичное насосное оборудование.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.