Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод мозгового штурма в ИСУ






 

Для генерации идей, в том числе и в рамках сценарного и морфологического подходов, может использоваться метод мозгового штурма или мозговой атаки.

Брейншторминг (от англ. brain storming – штурм мозга) или мозговой штурм как метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижения согласия группы людей на основе интуитивного мышления, известен с начала 1950-х гг. (Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДаНА, 2000. С. 64).

В литературе мозговой штурм или мозговая атака определяются как методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 218).

Рассмотрим методический подход к проведению мозгового штурма (Использована книга: Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000. С. 122-127).

Мозговой штурм проводится в 2 этапа:

1 этап – генерация идей;

2 этап – анализ выдвинутых идей.

 

На каждом из этапов следует опираться на определенные принципы. На рис. представлены принципы, которые следуют на 1 этапе мозгового штурма

 

 

Рис. Принципы, используемые при проведении I этапа мозгового штурма.

 

 
 

 

 


Принцип мотивации разнообразия
Принцип ограничения времени

 

 

Рассмотрим содержание представленных принципов.

1 принцип – формирование группы по творческому потенциалу.

 

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям и творческому генерированию люди существенно различаются.

Можно выделить три типа личностей, которые следует привлечь в группу:

1тип – активный генератор - быстро реагирует на поставленную проблему, проявляет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, проявляет притязания к лидерству.

2 тип – инертный генератор – не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Такой исследователь стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить её глубину, понять её истоки и содержание, не торопится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует, по сравнению с первым типом, в большей степени «разогрева» в генерировании идей.

3 тип – латентный (скрытный) генератор – склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации.

Очень важную роль в успехе «мозгового штурма» играет деятельность ведущего. На I этапе ведущий должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей.

Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого I принципа.

Полезно учитывать при включении в группу «мозгового штурма» такие социально-психологические характеристики человека, как увлечённость, коммуникабельность, независимость.

Всё это нужно для того, чтобы создать в работе группы атмосферу непринуждённости, творчества, взаимоприемлимости.

II принцип – принцип строгого запрещения всякой критики.

Критика может ограничивать желание высказывать необычные, абсурдные на первый взгляд идеи, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разнообразие.

А вся работа на I этапе «мозгового штурма» должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Отсюда следующий принцип.

III принцип – принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей.

Это трудно, но надо исключить эту потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные высказанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифровывать» свои или чужие идеи.

IV принцип. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знания, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению.

Можно высказывать абсолютно нереальные, на первый взгляд, и даже фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

V принцип. Принцип регламента времени на выдвижение идей.

Желательно, чтобы во время «мозгового штурма» идеи выдвигались на основе озарения. Поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумье, чтобы исключить возможность «зацикливания» в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На II этапе «мозгового штурма» (этапе анализа) также необходимо учитывать ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

 

 


 

 
 

 

 


 

Принцип конкретизации идей

 

 


Рис. Принципы для проведения 2 этапа мозгового штурма.

 

Для II этапа, как правило, используется другая группа экспертов, так как изменяются требования, предъявляемые к экспертам. Обратимся в этой связи к I принципу:

 

I принцип. Принцип формирования группы по аналитическому потенциалу.

Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования.

Тогда как на этапе генерации идей (I этапе) эксперты отбираются таким образом, чтобы обеспечить в группе разнообразие профессий, квалификации, опыта, с развитой интуицией, антидогматическим мышлением, склонные к интеллектуальной раскованности. На этапе анализа (II этап) должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, чётким логическим мышлением.

 

II принцип. Принцип полноты анализа идей и их обобщения.

Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это поможет освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно, аналитическое обобщение идей иногда даёт очень удачные результаты.

 

III принцип. Принцип позитивизма в анализе идей.

Можно проводить анализ на основе принципа негативизма или позитивизма. Первый предполагает установку на критические оценки, скептицизм, жёсткость практических критериев. Второй – установку на поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых проявлениях.

 

IV принцип. Принцип критериальной чёткости в оценке и анализе идей.

Для обеспечения объективности оценки идей должны быть сформулированы чёткие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них могут быть:

- соответствие цели исследования;

- реальность;

- обеспеченность ресурсами, в том числе и ресурсом времени.

 

V принцип. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей.

 

VI принцип. Принцип дополнительной разработки идеи и её конкретизации.

Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своём уточнении, дополнении, т. е. требуют соответствующей доработки для того, чтобы определить их ценность.

 

На II этапе деятельность ведущего должна быть направлена на выявление возможностей реализации идеи, оценку её эффективности, перспективности, практической значимости, на оценку связей между идеями. В этой связи ведущий должен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, сравнительный анализ, использование расчётов.

Метод мозгового штурма как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей.

Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей.

Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или её отбросить. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.

В общем, метод мозгового штурма требует творческого подхода при его реализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.