Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные тесты и сфера их применения.






Индивидуальные тесты направлены на выявление качеств отдельных людей.

С помощью социально-психологических тестов исследуются отношения в малых группах.

Ситуационные тесты служат для изучения поведения человека в определенной ситуации.

Индивидуальные тесты помогают выявлять независимые от ситуации, достаточно постоянные, присущие данному человеку качества, а также определять склонность человека к определенным видам деятельности. Соответственно в рамках индивидуальных тестов выявляются два типа тестов:

1) личностные тесты

2) тесты способностей

Личностные тесты в отличие от тестов способностей, ориентированны на выполнение испытуемым поставленного задания, на достижение высоких результатов, рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его относительно стабильные черты.

Личностные тесты могут быть направлены на исследование таких психологических качеств личности как темперамент, агрессивность, тревожность, уровень притязаний, самооценка.

Можно выделить три вида личностных тестов:

- субъективные

- объективные

- проективные

В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого, поэтому в случае неискренности своими ответами тестируемый может повлиять на результат и исказить реальное состояние. Для устранения воздействия фактора неискренности в тест включаются специальные вопросы на искренность (локи). Если для создания о себе хорошего впечатления, испытуемый в своих ответах превышает допустимый предел возможной (прежде всего случайной) неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Пример субъективных тестов – тест «Темперамент личности».

Широко распространенной разновидностью субъективных тестов являются личностные опросники.

Опросники содержат комплекс вопросов, ориентированных на общую цель.

В качестве примера опросника, получившего признания во всём мире, можно назвать:

Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI).

Этот опросник был разработан в конце 40-х г.г. XX в. американскими учёными С. Хатеуелем и Дж. Маккинли как метод изучения развития личности.

Что из себя представляет Миннесотский опросник?

Испытуемому в ходе обследования предъявляются 550 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается дать один из трёх ответов: «правильно», «неправильно» и «не могу сказать», Значимые ответы фиксируются с помощью специальных «ключей» и заносятся на профильный лист, имеющий 3 оценальных и 10 базисных шкал.

К оценочным относятся шкала «лжи» (искренность ответов испытуемого), достоверности результатов, коррекции (неосознаваемый контроль поведения).

Названия базисных шкал отражают первоначальную критическую направленность метода:

1 – депрессия;

2 – социальная интроверсия;

3 – ипохондрия;

4 – истерия;

5 – мужественность-женственность;

6 – шизоидность и т. д.

В мировой практике помимо 10 базисных разработано ещё более 200 дополнительных шкал, фиксирующих широкий круг индивидуально-психологических свойств личности.

Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности.

Использование опросников позволяет с высокой достоверностью выявить тип реагирования на стресс, направленность и побудительную силу мотивации и другие свойства личности.

В объективных личностных тестах принципы их интерпритации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, исказить его.

Проективные личностные тесты позволяют выявить с помощью специальных техник наиболее глубокие структуры личности. Методики проведения проективных тестов опираются на то, что имеющиеся в подсознании потребности и процессы проецируются во внешний окружающий мир, проявляются в особенностях поведения, действиях человека. Для того, чтобы получить внешнюю проекцию подсознательного, человеку предлагают спонтанно, естественным образом реагировать на определенные ситуации. Например, нарисовать человека или дерево (тест Маховера); дать интерпретацию неопределенных очертаний или чернильных пятен (тест Роршаха); завершить высказывание одного из действующих лиц, изображенных на картинке (тест Розенцвейга); выбрать цвета, которые наиболее нравятся тестируемому (цветовой тест Люмера).

Психологи отмечают, что непроизвольно чертя или рисуя что-то на скучной лекции или бесполезном заседании, человек тем самым выражает в определенной символике свои подсознательные потребности, желания, ожидания, чувства или мысли.

Вторым типом индивидуальных тестов являются тесты способностей (По книге Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 37-38):

 


Общие тесты достижений служат выявлению качеств, являющихся предпосылками любого умственного труда. К таким качествам относятся прежде всего внимательность, умение концентрироваться, волевые качества, память (образная, логическая, эмоциональная).

Тесты профессиональных достижений характеризуют уровень освоения той или иной сферы деятельности, например, уровень усвоения студентами экономических знаний.

Тесты на интеллект оценивают уровень интеллектуального развития человека. С помощью таких тестов может быть охарактеризована:

(1) – глубина ума – способность проникать в сущность явлений, понимать их причины, истоки;

(2) – широта ума – способность видеть проблему во взаимосвязи с другими явлениями;

(3) – критичность – стремление подвергать сомнению достигнутые результаты в целях поиска истины;

(4) - гибкость – способность переключаться с одной цели на другую, учитывать различные, в том числе и противоположные, точки зрения;

(5) – быстрота – скорость решения задач;

(6) – оригинальность – способность порождать новые, нестандартные, отличающиеся от выдвинутых когда-либо идей;

(7) – пытливость – стремление к поиску наилучших решений.

На основе последовательного применения серии интеллектуальных тестов рассчитывается количественный показатель уровня развития интеллекта у испытуемого – коэффициент интеллекта Ай-Кю (IQ от англ. Intelligence Quotient). Во многих странах Запада IQ широко используется для оценки уровня интеллектуального развития претендентов на занятие, в первую очередь, руководящих должностей.

Тесты на специфические способности служат выявлению сенсорных (острота зрения, восприятие цвета, слух) или моторных (физическая сила, ловкость рук, быстрота реакции) способностей. Во многих случаях развитость таких способностей – необходимое условие профессиональной пригодности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.