Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кибернетический подход к исследованию систем управления.






Рассмотрим методологию кибернетического подхода. Кибернетика дает подход к исследованию организации как сложной системы, деятельность которой определяется внутрисистемным поведением людей.

В кибернетике системы такого типа называют «черным ящиком». Для того, чтобы управлять «черным ящиком» менеджеры и их консультанты должны обладать хотя бы общими знаниями о поведении системы. Как этого можно достичь?

Методика исследования организации как «черного ящика» предполагает, изменяя параметры входа, фиксировать изменения на выходе. Данная процедура позволяет понять закономерности поведения организации и тем самым сделать его (т.е. поведение) более предсказуемым. Процесс исследования организации как «черного ящика» представлен на рисунке:

 

Вход Организация Выход

 

 
 


Эксперимент

 
 

 


Закономерности поведения организации как системы

 

 

Рис. Процесс исследования организации как «черного ящика»

 

Рассмотрим возможности методики «черного ящика» для исследования организации. Руководитель большой организации не может рассчитывать на знание всех возможных комбинаций взаимодействий элементов системы. Метод «черного ящика» позволяет получать весьма достоверную информацию о поведении организации. Надежность результатов, полученных в ходе изменения параметров на входе (например, системы стимулирования творческого отношения к работе), возрастает по мере роста числа проводимых экспериментальных изменений. Однако метод может оказаться слишком дорогим для практического использования.

Выход может быть найден в использовании метода «черного ящика» первоначально применительно к отдельным подсистемам организации. Так, например, в одном из отделов можно варьировать размер премиальных выплат, отчислений на социальную защиту персонала и другие меры стимулирования, отмечая на выходе изменения в удовлетворении от работы. Полученные результаты позволят определить оптимальный уровень стимулирования персонала, а затем выявленные корреляции распространить на всю организацию.

Кибернетический подход уделяет большое внимание исследованию процесса контроля сложных организационных систем посредством саморегуляции.

Понимание руководителями механизмов саморегуляции важно, во-первых, потому, что саморегуляция обеспечивает относительную устойчивость организации по отношению к изменениям внешней среды, во-вторых, знание механизма саморегуляции позволяет руководителю индуцировать (т.е. произвести) процесс саморегуляции во вверенной ему организации.

Норберт Винер показал, что саморегуляция обеспечивается существованием обратной связи. Механизм работы «петли обратной связи» для относительно простых случаев представлен на рисунке:

Вход Выход

Активатор Процесс Датчик

       
 
   


Компаратор

 
 

 


Параметры цели

Рис. Механизм обратной связи

 

Как видно из рисунка, выделяются следующие компоненты механизма обратной связи:

(1) – параметры цели организации или критерии оценки ее работы;

(2) – активатор, элемент системы принятия решений, регулирующий процесс. Иными словами, руководитель, принимающий решения;

(3) – процесс – преобразование ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе;

(4) – датчик – устройство или лицо, предоставляющее количественную информацию о параметрах выхода;

(5) – компаратор – устройство или лицо, сравнивающее информацию датчика с параметрами цели и передающее информацию о результатах такого сравнения активатору.

Петля обратной связи работает эффективно, если четко установлены (желательно в виде количественных критериев) цели преобразования входов в выходы, эффективные каналы коммуникации. Менеджер должен быть уверен, что происходит быстрое сравнение в компарационном механизме данных на выходе и параметров цели (Schoderberg P., Schoderberg C., Kefalas A., Kefalas A. Management Systems: conceptual considerations. Dallas, 1985. P.81)

Один из известных исследователей системной методологии М. Джексон предлагает различать:

- управленческую кибернетику (management cybernetic)

- организационную кибернетику (organizational cybernetic)

(Jackson M.C. Systems methodology for management sciences. N.Y., 1991)

 

Управленческая кибернетика представляет собой одно из направлений жесткого системного мышления, и на нее в полной мере распространяются его ограничения, которые рассмотрены в предыдущем вопросе.

Организационная кибернетика базируется на другой философской ориентации и «может полностью развить методологический потенциал собственно кибернетического подхода» (Ibid. P.102)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.