Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система






           
     

 

 


Машины, организмы Социальная система Психическая система

           
     
 


Интеракции Организации Общества

(межличностные коммуникации)

 

Мы будем рассматривать теорию систем применительно к управлению организациями. Системные исследования управления организациями проводятся уже пол века.

За это время идея рассмотрения организации как системы стала главенствующей в философии и методологии менеджмента.

Вместе с тем системный подход в менеджменте - быстро развивающаяся совокупность теоретических представлений и созданных на их основе методологических рекомендаций для решения организационных проблем.

Системный подход не только быстро адаптируется к новым требованиям теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в менеджменте.

Термин «эвристика» (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) в данном случае означает специальный подход для открытия нового.

Познакомимся с многообразием форм системного подхода, используемых в менеджменте, и в ИСУ.

Современные исследователи использования системного подхода в управлении выделяют два основных типа системных концепций (или методологий):

1 тип – жесткий системный подход

2 тип – мягкий системный подход (мягкое (гибкое) системное мышление)

Рассмотрим содержание этих подходов.

Самой ранней системной методологией является так называемый жесткий системный подход. Это название появилось позднее, когда системное мышление достигло высокого уровня развития. Термин «жесткое системное мышление» (дословно hard systems thinking) в 1978 г. был введен известным американским методологом и теоретиком систем П. Чекландом в работе «Возникновение и природа жесткого системного мышления» (Checkland P. B. The origins and nature of “hard” systems thinking // Journ. Of apl. syst. analysis. 1978. Vol.5. No 2 p.29-41)

Формами жесткого системного подхода являются системный инжиниринг, системный анализ, метод исследования операций и отчасти кибернетика. Все эти подходы составили особое направление, определенное П. Чекландом как «допущение того, что проблема, над которой они бьются, состоит в необходимости отобрать эффективные средства для достижения известного результата» (См.: Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000. С.13)

Кратко рассмотрим содержание указанных подходов.

Понятие «systems engineering», т.е. системный инжиниринг впервые было использовано в 1940 – х гг в лаборатории компании Bell Telephone Laboratories.

Именно исследователи этой лаборатории оставались лидерами в области системного инжиниринга в течение 1950-х гг – периода наивысшего развития этой методологии. В отечественной литературе системный инжиниринг часто называют системотехникой. В Российском энциклопедическом словаре находим: системотехника – научное направление, охватывающее проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем (Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001г. Кн 2. С.1441)

Классическая работа по этому направлению А. Хола «Методология системного инжиниринга» опиралась на опыт работы автора в Bell Telephone Laboratories (Hall A.D.A. methodology for system engineering Princenton, 1962 переведена на русский язык Холл А. Опыт методологии для системотехники. М.: Сов.радио, 1975г.) А. Холл рассматривает систему как существующую в определенной иерархии. При создании системы планы, направленные на достижение основной цели, должны быть выстроены в иерархическом порядке с учетом их внутренней согласованности и интеграции. Методология данного подхода гарантирует оптимизацию системы, ее согласованность с основными целями. Достичь этого позволяет совершение последовательного ряда шагов, наиболее важными из которых являются следующие:

(1) постановка проблемы,

(2) выбор целей,

(3) синтез систем,

(4) системная разработка,

(5) текущее проектирование

 

Цель системного инжиниринга – это обеспечение оптимального использования ресурсов.

Процесс достижения поставленной цели включает четыре фазы:

(1) – анализ системы, в которой существует проблема;

(2) – разработка модели системы;

(3) – реализация разработанной модели на практике (в реальности);

(4) – функционирование внедренной модели в организации.

 

На I фазе реальность рассматривается как система, состоящая из двух подсистем. В виде одной подсистемы представляется проблема, а другой – ее окружение. Анализируется взаимодействие этих подсистем.

На II фазе разрабатывается модель, имитирующая поведение системы в различных условиях. Модель помогает прогнозировать последствия, возникающие в результате принятия каждого из вариантов решения проблемы. Выбирается вариант, оптимизирующий функционирование системы, по установленным разработчиками критериям.

На III и IV фазах осуществляется внедрение разработанной модели решения проблемы в реальную практику деятельности организации, а также отслеживаются достигнутые результаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.