Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Рим.






Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима.

Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил

специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за

распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля. Формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, например, о существовании так называемых “похоронных товариществ”, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения.

В общественном сознании также возникали идеи необходимости организации системы

государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и ученый Плиний Старший считал, что “нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом”. Политический деятель и писатель Цицерон считал, что " нет ничего согласного более с природой человека, чем благотворительность. Так в сознании людей укреплялась мысль, что богатство и расточительность являются своеобразной общественной повинностью, направленной на пользу сограждан и государства. Однако идея милосердия, помощи бедным отнюдь не встречала однозначной поддержки. Например, Гораций подвергает осмеянию " грязную бедность". Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. С увеличением имущественного неравенства, пауперизации свободных ремесленников и землевладельцев только бедные граждане имели право жить за счет казны. Тит Ливии сообщает, что бедные граждане Рима имели право жить за счет казны, причем их нельзя было использовать на " грязных низких работах и ремеслах". Римляне военным инвалидам давали земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание. Во период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так

называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения:

Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью.

Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по

римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться.

Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки:

Попечение о несовершеннолетних;

Опека над женщинами;

Попечительство над безумными;

Попечительство над расточителями.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила

филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, так и устройство празднеств и зрелищ. Но «древнейший мир не мог возвыситься до полного уважения всякой личности, как личности. Это прямо противоречило его духу» 45. Разделяют эту точку зрения Брокгауз Ф.А. и

Ефрон И.А., они считали, что благотворительность была чужда классической древности. «Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием». Богатых греков и римлянов общество заставляло отдавать часть доходов на обустройство городов. Но продукты этой щедрости – общеполезные сооружения и мероприятия - должны были делаться достоянием не только бедных, но и богатых. И эта помощь раздавалась лишь свободным

гражданам, на рабов эти милости не распространялись.


Традиции социального попечения в мировых религиях (христианстве, исламе и буддизме)

 

 

Милосердные заповеди в исламе.

Известно, что ислам, как и другие мировые религии, уделяет огромное внимание

формированию высоконравственной личности. В Коране и Сунне определены самые различные

моральные нормы, которые охватывают жизнь человека от рождения до самой смерти.

Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому правоверному. В

соответствии с вероучением, Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от

мусульман проявлять такие же качества. При этом в Коране речь идет не только о сопереживании,

сочувствии попавшему в сложное положение, но и об оказании ему реальной бескорыстной

помощи и поддержки. В изречениях пророка речь идет об обязанности мусульманина проявлять

гуманное отношение к побежденному, к рабу, прощать обиды, об отказе от получения долга, если

человек находится в затруднительном положении, а также о проявлении готовности помочь не

только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кого охватили благородные устремления.

Особую заботу вероучение ислама проявляет о сиротах, они в числе тех, кому

предназначаются средства от закята (обязательной милостыни или налога в пользу нуждающихся

мусульман). Имущество сирот неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану,

будет гореть в адском пламени. Кроме того, Коран запретил распространенную до этого времени

практику убийства лишних детей их родителями. " И не убивайте ваших детей из боязни

обеднения: Мы пропитаем и их и вас: поистине, убивать их - великий грех".

Все взрослые дееспособные мусульмане, согласно Корану, должны платить закят,

считавшийся вначале милостыней, затем превратившийся в налог в пользу нуждающихся

мусульман. Он " очищает", делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят

уплачивается с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2, 5%, с продуктов

земледелия, 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря - пятую часть

(20%). Право на получение помощи от этого фонда имеют бедные, несостоятельные должники,

участники войны за веру, путники, не имеющие средств на возвращение, сборщики закята. Закят -

ежегодное добровольно-обязательное отчуждение точно установленной части своего имущества в

пользу нуждающихся. В день ежегодного праздника жертвоприношения каждый свободный

мусульманин, имеющий скот или средства на приобретение жертвенного животного, должен

принести жертву (одну овцу - за одного человека; одного верблюда или одну голову крупного

рогатого скота - за 1-7 человек. Все мясо жертвенного животного должно раздаваться неимущим.

Сложившаяся практика такова: треть мяса расходуется на праздничную трапезу семей и гостей,

остальное незамедлительно раздается нуждающимся. В отношении шкуры исламом

предписывается: либо использовать в домашнем хозяйстве, либо отдать бесплатно кому-либо,

если же никто не возьмет, то продать, а вырученные деньги раздать как милостыню. Если человек,

обязанный совершать жертвоприношение, по какой-либо причине не выполнил предписание, он

должен стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни.

Так же в Коране говорится о необходимости заботиться о рабах. " Самым плохим

человеком" объявил пророк того, " кто бьет своего раба". А " тот, кто освободил раба, тот искупил

свою вину перед Аллахом" - провозгласил он.

Считается, что пророк Мухаммад заботился о преодолении нищенства. Он говорит о том,

что нуждающегося надо научить работать и тем самым зарабатывать на жизнь, а не кормить

подаянием. Прошение милостыни считается грехом, который смыть может только огонь.

Кроме обязательной ислам рекомендует раздачу милостыни сверх того - прощение долгов,

освобождение невольников, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, оказание

гостеприимства и защиты гостя, указание дороги путнику. Все это должно совершаться из

душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчета на какие-то

преимущества для себя. Рекомендуемая милостыня раздается всяком, кто имеет к этому

возможность. Она бывает трех видов:

а) единичный акт благотворительности;

б) искупительное действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания,

скажем поста, идущий на благотворительные цели;

в) выделение имущим части своих доходов в пользу неимущих.

Принимать милостыню может лишь человек, не имеющий возможности сам ее давать.

Православное христианство и его роль в развитии милосердия.

Принятие Русью Византийской религии – было предопределено регулярными столетними

межгосударственными отношениями Руси с Византией. Известный путь из варягов в греки. Но не

только это повлияло на выбор византийской ветви христианства. По мнению профессора

Нещеретнего П.И. «православное христианство боле созвучны с характером и нравами русского

народа с его природной духовностью и открытостью»50.

С крещением Руси благотворительность стала определяться религиозными заповедями:

«…просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»51, «…благотворящий

бедному дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его»52, «…оказывайте милость и

сострадание каждому брату своему; Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла

друг против друга не мыслите в сердце вашем»53.

Познание Бога в православном богословии возможно, в частности, через чувства человека

не только " физические" (зрение и т.п.), но и " духовные" - любовь, скорбь, сострадание.

Сострадание к человеку, милостыня имеет " спасающую" силу, такую же, как в таинствах, если не

большую. В Византии милосердие считалось особой добродетелью. Оно понималось как

готовность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, и как сострадание к увечному.

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка

В.О.Ключевского, во внешнем своем проявлении, в благотворительной деятельности,

направлялась преимущественно в одну сторону: " человеколюбие наделе значило нищелюбие".

Преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель,

" Христолюбец", помышлял повысить уровень собственного духовного совершенствования. Духовные основы благотворительности как повседневной формы выражения

православного благочестия сформировались еще в древнерусский период. Но только на рубеже

Нового времени, в конце XVI–XVII вв. они были «кодифицированы» в виде некоего, довольно

громоздкого, перечня «праведных поступков» со ссылками на «древние предания» и сочинения

византийских богословов. В этом сказалось стремление культуры позднего Средневековья к

универсальности и энциклопедичности знания о том или ином предмете и количественным

показателям как выражению качества суждений

Основным источником знаний о нормах благочестивого поведения в этот период

становятся синодики — рукописные, а позже и гравированные книги для записи имен в целях

церковного поминания во время богослужения. В Древней Руси синодики-помянники появились,

вероятно, еще в домонгольское время, а древнейший список русской редакции догматического

предисловия к поминальной части — Чина православия — датируется концом XIV — началом XV

вв. 5 Самой поздней, преимущественно русской по происхождению, частью синодичной триады

является литературный сборник, который сложился в конце XV в. и первоначальную редакцию

которого связывают с именем и литературно-публицистической деятельностью Иосифа Волоцкого

6. Наибольшее распространение синодик-сборник получил в XVII столетии, когда он служил уже

не только литургическим целям, но и входил в традиционный круг домашнего нравственно-

учительного чтения.

Русская православная церковь, окончательно оформившаяся при Ярославе Мудром,

создала и свой центр благотворительности в Киево-Печерском монастыре. Этот монастырь был

известен своим милосердием по отношению к нуждающимся - при нем была бесплатная

гостиница для богомольцев, лечебница, бесплатная трапезная для бедных странников. На первых

порах церковь была основным субъектом благотворительной деятельности. Церковное имущество

провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных54. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием

взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Это обеспечило церкви на долгое

время ведущую роль в благотворительной деятельности.

В период татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь, имевшая к концу

XIII века 100 монастырей, стала одновременно единым прибежищем для нуждающихся в помощи

людей - убогих, престарелых и нищих, фактически полностью взяла на себя благотворительные

функции. Этому способствовало то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый

период господства над Россией уважительно относились к духовенству, давали митрополитам

грамоты, освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым церкви большую

возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.

Роль и значение церкви в социально-каритативной деятельности возрастает после

Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать

благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно

нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них

мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников, а также

содержать эти учреждения за счет пожертвований.

Полное подчинение православной церкви самодержавию произошло при Петре I.

Церковная реформа Петра 1 по существу поставила церковь на службу государству, что

отразимтесь и на характере социально-каритативной деятельности Русской церкви, подчиненной

правительственным коллегиям - финансовой и судебной. Однако план преобразования

милосердно-благотворительного института православной церкви, задуманный Петром I, был

осуществлен только в правление Екатерины II. Реформа 1861 года, отменившая крепостное право,

лишила монастыри приписанных к ним крестьян. В 1864 году Александром II было принято

законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и

регламентирующее церковную благотворительность. С 1866 г. учреждение при монастырях

благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь

открываемой обители.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.