Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средний размер контура пашни по регионам России, га






 

      Год    
Субъект Российской Федерации, округ         2005 (прогноз)
Республика Карелия 0, 9 3, 1 4, 2 4, 3 4, 1
Область:          
Ленинградская 1 1, 3 5, 5 8, 7 10, 1 7, 8
Новгородская 1, 8 6, 7 8, 2 8, 5 8, 3
Тверская 2, 8 5, 0 6, 0 6, 2 5, 8
Московская 10, 0 32, 0 32, 3 32, 5 29, 6
Смоленская 6, 0 6, 5 12, 9 13, 4 12, 5
Самарская 84, 0 76, 1 68, 1 65, 0 59, 6
Белгородская, Курская, Воро- 38, 9 41, 2 44, 0 43, 6 40, 5
нежская, Тамбовская, Орлов-          
ская, в среднем          
Приволжский федеральный округ 30, 0 36, 4 36, 6 36, 6 32, 4
Краснодарский край 89, 6 68, 5 29, 3 40: 4 32, 0
Российская Федерация в целом 15, 0 20, 0 30, 0 31, 4 26, 8

Несмотря на укрупнение контуров пашни за счет мелиорации в целом по России, в ряде районов имеется сильная мелкоконтур­ность угодий, что затрудняет использование высокопроизводи­тельной техники, вносит неудобства в организацию и проведение полевых механизированных работ.


Значительные площади в Российской Федерации занимают на­рушенные земли.

Нарушенные земли — это земли, утратившие свою хозяйствен­ную ценность или являющиеся источником отрицательного воз­действия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

По данным Государственного (национального) доклада о со­стоянии и использовании земель Российской Федерации за 1993 г. на 1 января 1992 г. площадь нарушенных земель составила 1, 1 млн га, из которых 0, 7 млн га было нарушено в период с 1976 по 1991 г. В среднем в год за этот период было нарушено 43, 8 ты-с. га земель, которые выбывали из экономически активного обо­рота.

На 1 января 2005 г. площадь нарушенных земель составила 1117 тыс. га, что на 0, 7 тыс. га больше, чем в предыдущем году.

При разработке месторождений полезных ископаемых и прове­дении геолого-разведочных работ было нарушено 55, 2 % их общей площади, при торфоразработке — 20, 4, при строительстве — 11, 9%.

Более 121, 8 тыс. га нарушенных земель находятся у предприятий и организаций сельского хозяйства, 108, 3 тыс. га —цветной метал­лургии, 103, 6 тыс. га —угольной промышленности, 224, 6 тыс. га — на землях запаса и земельных участках, принадлежность которых документально не установлена. Наибольшие площади нарушен­ных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого (118 тыс. га), Корякского (114, 5 тыс. га) и Ханты-Мансийского (66, 6 тыс. га) автономных округов, Свердловской и Кемеровской областей (по 63 тыс. га).

Число предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых связана с нарушением земель, в 2004 г. составило 18422, из них предприятия сельского хозяйства — 7797, промышленнос­ти и строительных материалов — 1607, строительства автомобиль­ных дорог— 1520.

Ежегодно с 2000 по 2004 г. нарушались от 45, 5 до 58, 5 тыс. га, т. е. 52 тыс. га ежегодно, ас 1991 по 2004 г. — 49, 8 тыс. га в год.

С целью восстановления нарушенных земель для сельскохозяй­ственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей их рекультивировали.

За 1976—1991 гг. в нашей стране было рекультивировано 1341, 7 тыс. га, или 83, 9 тыс. га ежегодно, в том числе за период с 1986 по 1990 г. — 103, 6 тыс. га нарушенных земель в год.

За последние годы объемы рекультивации земель заметно уменьшились: в 1991—1995гг.— 65, 1 тыс. га, в 1996—200 гг.— 68, 5 тыс. га, в 2001—2004 гт. — 61, 2 тыс. га.

В связи с тем что ежегодные объемы рекультивации земель и их


15 С. Н. Волков



нарушения примерно равны, площадь нарушенных земель в стра­не не уменьшается и составляет 1, 1 млн га. Так, в 2004 г. было на­рушено 58, 5 тыс. га, рекультивировано 52, 3 тыс. га.

Из общей площади рекультивированных земель под лесные на­саждения рекультивировано 29, 9 тыс. га земель (57 %), из них предприятиями цветной металлургии — 13, 7 тыс. га, под водоемы и другие цели — 13, 7 тыс. га (26), под сельскохозяйственные уго­дья — 5, 8 тыс. га (11), из них под пашню — 3, 8 тыс. га (7 %).

По отраслям народного хозяйства наибольший удельный вес по площадям рекультивированных земель приходится на предприя­тия цветной металлургии (16, 8 тыс. га), нефтедобывающей про­мышленности (16, 4 тыс. га), геологоразведки и газовой промыш­ленности (по 3, 7 тыс. га).

Из всех рекультивированных земель в 2004 г. на Ханты-Ман­сийский автономный округ приходилось 12, 1 тыс. га (23%), на Республику Саха (Якутия) — 4, 6 тыс. га (9 %).

Предприятия и организации, имеющие нарушенные земли, не выделяют ресурсов на восстановительные работы, что обусловле­но ухудшением их финансового состояния и банкротством. По­этому проведение работ по рекультивации нарушенных земель практически невозможно.

В связи с отсутствием экономического механизма рекультива­ции нарушенных земель при ликвидации и реорганизации добы­вающих предприятий ежегодно увеличивается количество бесхоз­ных нарушенных земельных участков. Бюджетные средства на их рекультивацию не выделяют. Они зарастают кустарником и мел­колесьем, и после восстановления путем естественного зарастания их передают прежним пользователям или переводят в другие кате­гории земель и виды угодий по их фактическому состоянию.

Для вовлечения нарушенных земель в активный оборот необ­ходимо осуществить следующие мероприятия:

провести инвентаризацию нарушенных земель с целью уста­новления их принадлежности, площадей, границ, местоположе­ния и определения фонда земель, подлежащих рекультивации, имея в виду, что последнюю инвентаризацию нарушенных земель проводили 25—30 лет назад;

выдать квоты и лицензии по недропользованию и затем сделать отвод земель только предприятиям, подтверждающим свою эко­номическую состоятельность;

проводить структурную реорганизацию предприятий и органи­заций, осуществляющих недропользование, только после рекуль­тивации ранее отработанных земельных участков, в случае банк­ротства предприятий компенсацию стоимости работ по рекульти­вации рассматривать независимо от утвержденных сроков выпол­нения проектов рекультивации земель;

разработать и осуществить целевую программу по рекультива­ции нарушенных земель.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.