Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методика развития скорости.






Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов – уровня динамической силы, гибкости, владения техникой.В качестве средств воспитания быстроты используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

техника упражнений должна обеспечивать выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

При воспитании быстроты ведущим является повторный метод, суть которой повторение упражнения на максимальной скорости.

Основные требования метода:

1.Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу упражнения.

2.Скорость движений не должна снижаться от повторения к повторению

3.Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать наилучший для себя результат.

4. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

- изменением возбудимости центральной нервной системы;

- восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с оплатой кислородного долга.

Возбудимость центральной нервной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них возбудимость центральных нервных образований не успевала бы существенно снижаться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способствовало бы достижению наивысшей скорости.

Однако выполнение скоростных упражнений связано с образованием значительного кислородного долга; на его ликвидацию нужно время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Поэтому интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снижаться, а с другой стороны, настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Восстановительные процессы в послерабочем периоде протекают неравномерно: в первую треть восстановительного периода проходит 65%всего восстановления, во вторую треть 30%, в третью всего лишь 5%.Поэтому, например, если восстановление после бега на 200 метров занимает 12 минут, то уже через 8 минут работоспособность восстанавливается на 95%, что дает возможность начинать следующий отрезок.При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых. Это позволит поддерживать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне. Средствами активного отдыха могут быть здесь упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении.Оптимальная возбудимость центральной нервной системы, являющаяся важным условием воспитания быстроты, может быть достигнута, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому в занятии скоростные упражнения обычно стремятся располагать ближе к его началу. Снижение скорости служит первым сигналом (критерием достаточности) для прекращения в этом занятии работы над воспитанием быстроты: дальнейшие продолжение способствует развитию выносливости.В тренировочном микроцикле воспитание быстроты планируют на первый или второй день после дня отдыха, когда нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих занятий.

23. Понятие «скоростной барьер», методы предупреждения и разрушения скоростного барьера.Многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа. При этом стабилизируются не только пространственные характеристики движения, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер». Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. В практике стараются строить занятия так, чтобы стабилизация скорости не наступала. Пути предупреждения «скоростного барьера» различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов. В занятиях с начинающими основное условие – более поздняя спортивная специализация при предварительной всесторонней физической подготовке на протяжении нескольких лет. Путем всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера. В данном варианте стереотип не образуется. Результат спортсмена улучшится благодаря переносу быстроты, возможному вследствие обобщенного характера скоростных качеств у начинающих.Специализированная тренировка, неотъемлемой частью которой будет повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью, приведет к стабилизации временных характеристик движения, к образованию «скоростного барьера». Основная задача подготовки до начала специализации в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо упражнении (а следовательно не применяя в большом объеме стереотипного повторения этого движения), добиться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения здесь необходимо применять не в стандартном, неизмененном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны подвижные и спортивные игры. Наиболее интенсивно качество быстроты развития у мальчиков с 9-13 лет, у девочек 9-12 лет. В младшем школьном возрасте используются упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений (упражнения со скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча). В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения, прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, метания, перемещенные ускорения в беге и плюс повторные преодоления коротких дистанций от 30-60 метров с максимальной скоростью. В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась тенденция к уменьшению объема работы в основном виде и к увеличению удельного веса скоростно-силовой подготовки и специальных упражнений.Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет только скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Где применяется метод динамических усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения. Метод динамических усилий предполагает широкое использование прыжков и прыжковых упражнений без отягощений и с отягощениями. Упражнения с отягощениями по форме и характеру должны соответствовать движениям, свойственным основному двигательному навыку.В случае, если стабилизация скорости все же наступила, применяют специальные приемы, которые делятся на 2 группы: приемы «разрушения скоростного барьера» и приемы его «угашения».В основе приемов «разрушения скоростного барьера» лежит стремление поставить спортсмена в такие условия, чтобы он превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости. Для этого используют следующие методические подходы:

1.Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение:

- бег по наклонной дорожке, где изменяются внешние условия, которые помогают спортсмену перевести в ускорение силу инерции движения своего тела;

- бег по ветру, когда ограничивается, уменьшается сопротивление естественной среды;

- бег с механической тягой - вводят дозированные внешние силы в направлении перемещения

2. Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирования отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения тех же или аналогичных движений с отягощением. Однако положительный эффект наблюдается не всегда. На практике применяется для повышения скоростных параметров чередования, обычного, утяжеленного и облегченного вариантов (бег вверх по наклонной дорожке – бег по горизонтальной дорожке – бег вниз по наклонной дорожке).

3. Лидирование и сенсорная активизация скорой скоростных проявлений:

- бег за лидером партнером, звуковым или светолидером, или предметным лидером создает наглядный ориентир для достижения необходимой скорости.

4. Использование эффекта «разгона» и введения ускоряющих фаз в упражнении.

Цель – увеличение скорости разгона (пример, дополнительные повороты в метаниях).

5. « Суживание» пространственно-временных границ выполнения упражнений.

Укорачивают длину дистанцию относительно соревновательной. Такой подход, несмотря на видимую простоту, играет немаловажную роль в общем комплексе методов воспитания скоростных способностей.

6.Способы «гашения» скоростного барьера.

Приемы «угашения» основаны на том, что если некоторое время не выполнять основное упражнение, а скоростно-силовые качества развивать с помощью других средств, то «скоростной барьер» может исчезнуть, а техника движений сохранится.

 

24.Определение выносливости, виды выносливости, факторы, определяющие уровень развития видов выносливости.Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таких видах спорта, как лыжи, коньки, плавание, бег, велоспорт, гребля. Выносливость как физическое качество проявляется в двух основных формах:

в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

В теории и методике физической культуры выносливость определяется, как способность спортсмена противостоять утомлению. В спорте под словом «выносливость» подразумевается способность выполнять интенсивную мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Кому-то они достаются легко, кому-то с напряжением, так как все зависит от индивидуальной устойчивости человека к кислородной недостаточности. Кислородная недостаточность возникает при значительной физической нагрузке. Не успевая получить из атмосферного воздуха необходимый кислород, организм спортсмена вырабатывает энергию за счет анаэробных реакций, при этом образуется молочная кислота. Для восстановления нарушенного равновесия и используется получаемый после финиша «кислородный долг». Ученые установили, что, чем выше кислородный долг после предельной работы, тем он обладает большими возможностями работать в бескислородных условиях.Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки. В значительной мере выносливость зависит от деятельности сердечно-сосудистой, дыхательных систем, экономным расходованием энергии. Она зависит от запаса энергетического субстрата (мышечного гликогена). Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляет около 1, 4%, а у спортсменов – 2, 2%. В процессе тренировки на выносливость запасы гликогена значительно увеличиваются. С возрастом выносливость заметно повышается на при этом следует учитывать не только календарный, но и биологический возраст. Чем выше уровень аэробных возможностей, то есть выносливость, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена, чувствительности к стрессам. При понижении выносливости повышается риск ишемических болезней сердца, появления злокачественных новообразований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.