Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и объемы работ по территориальному землеустройству, выполненные за счет средств федерального бюджета (1971—1996 гг.)







Показатель


Единицы изме­рения


1971-1975


1976- 1981-1980 1985


1986-1990


Годы

1991-1993



1995 1996


 


 
1651 1062 784 6805
Хозяй- 792 ство То же —
- 12402
Посе- — ление То же —
Хозяй­ство То же ед. Хозяй­ство Посе­ление тыс. га
Район — —

Составлено проектов межхозяйственного земле­устройства (включая проекты образования новых сельскохозяйственных предприятий)

Составлено проектов размещения крестьянских (фермерских) хозяйств

Межевание земель, в том числе:

установление (восстановление) границ земель­ных участков крестьянских хозяйств уточнение в натуре границ земель, переданных в ведение сельских (поселковых) администра­ций

установление в натуре границ земель, передан­ных в ведение сельских (поселковых) адми­нистраций

Изготовлено и выдано документов, удостоверя­ющих право на землю, всего В том числе:

крестьянские хозяйства

собственники земельных долей

Составлено проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий

Установление черты населенных пунктов

Установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповед­ными режимами

Составление дежурных карт ограничений и обре­менении в использовании земель


20511 4112 1500

110489 22597 9150 3079 5002 3323 473 255

 

- 473

294519 5581733 888152 613004

111298 22597 8993 5189

- - 873682 606994

17205 2040 945 345

334 98 252 1409

1500 19069 28433 1890

 

До 2001 г. все работы по территориальному землеустройству проводили за счет средств федерального бюджета.

Территориальное землеустройство проводят за счет средств за­казчиков землеустройства. Основные виды территориального зем­леустройства — работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и по подготовке необхо­димой документации для постановки земельных участков на када­стровый учет, а также межевание земельных участков в связи с их оборотом.

Проекты перераспределения земель начали разрабатывать в 1992 г. в целях подготовки предложений местным администраци­ям для принятия решений и обоснования перераспределения зе­мель в ходе реорганизации колхозов и совхозов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федера­ции «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991 г. № 86.

Основные задачи этих проектов — разграничение земель, нахо­дящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с уста­новлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-доле­вую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности. При этом разделу на земельные доли подлежали только сельскохозяйственные угодья, исходя из среднерайонного размера земельной доли. Остальную часть сельскохозяйственных угодий и другие земельные угодья передавали сельскохозяйствен­ным предприятиям в аренду или пользование.

Проекты перераспределения земель разрабатывают в соответ­ствии с «Рекомендациями по проведению землеустроительных ра­бот при реорганизации колхозов и совхозов», утвержденными Роскомземом 27.02.1992 г.

В 1995 г. по ряду хозяйств была проведена корректировка про­ектов перераспределения земель. Это касалось в первую очередь нанесения и уточнения границ крестьянских (фермерских) хо­зяйств, выделившихся из сельскохозяйственных предприятий, зе­мельных угодий, переданных в ведение сельских администраций, изыскания резервов земель под коттеджное строительство и кол­лективное садоводство.

При реорганизации сельскохозяйственных предприятий в 1992—1993 гг. земельные участки под зданиями, сооружениями, строениями, объектами социальной и инженерной инфраструкту­ры, а также несельскохозяйственные угодья были переданы в пользование, а в отдельных случаях в собственность сельскохозяй­ственным предприятиям (организациям).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридичес-


ких лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» гражданам и юридическим лицам, получив­шим в собственность объекты недвижимости в сельских поселе­ниях и на землях сельскохозяйственного назначения, стало воз­можным передавать бесплатно в собственность земельные участ­ки, на которых расположены объекты недвижимости.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» гражданам и юридическим лицам стали передавать в собственность также бесплатно земельные участки, занятые кус­тарниками, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями, расположенными между участками продуктивных зе­мель.

Наряду с этим им могли передавать в собственность земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, с целью их освоения для производства сельскохозяйственной продукции. Ус­ловием этого служило финансирование гражданами и юридиче­скими лицами не менее 50 % стоимости работ по освоению земель. Реально этого не выполняли. Выбывшие из оборота земли не ос­ваивали. Наоборот, все больше продуктивных земель забрасывали.

В результате принятия указанных нормативных правовых актов и развития земельных отношений проект перераспределения зе­мель приобрел более комплексный характер.

С принятием Федерального закона от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проекты перераспре­деления земель, связанные с выделением земельных участков в счет земельных долей, получили иное содержание.

В зависимости от конкретных условий и состава работ, предус­мотренных заданиями на проектирование, при разработке проекта:

уточняли состав и площади сельскохозяйственных угодий, под­лежащих перераспределению, а при необходимости проводили их инвентаризацию;

формировали и размещали земельные массивы (участки), явля­ющиеся собственностью сельскохозяйственной организации, с учетом создания компактного и устойчивого ее землепользования;

уточняли площади и размещали земельные массивы (участки) долевой собственности граждан;

уточняли площади и размещали земельные участки невостре­бованных земельных долей и готовили предложения по их даль­нейшему использованию;

уточняли площади и размещали земельные массивы (участки), полученные (приобретенные) за счет долевой собственности дру­гими юридическими лицами;

уточняли площади и размещали земельные участки фонда пе­рераспределения земель, в том числе арендуемые сельскохозяй­ственной организацией;

уточняли площади и размещали земельные участки, передан-


ные сельскохозяйственной организации в безвозмездное пользо­вание;

разрабатывали проектные предложения по передаче в долевую собственность граждан и собственность юридических лиц участ­ков несельскохозяйственных угодий и земельных угодий, выбыв­ших из сельскохозяйственного использования;

разрабатывали предложения по передаче в собственность зе­мельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, полученными в счет имущественных паев или на других правовых основаниях;

составляли схемы или проекты размещения на земельных мас­сивах долевой собственности земельных участков, выделяемых в счет земельных долей;

устанавливали границы земельных участков с особым режимом использования земель.

Самое большое число проектов перераспределения земель при­ходится на 1992—1993 гг., когда было разработано 17 205 проектов. В 1994—1996 гг. было составлено 3330 проектов, а в 1999— 2004 гг. — только 368.

В 2003 г. Росземкадастром разработаны и утверждены «Методи­ческие рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйствен­ных угодий».

В 2003—2004 гг. на основе этих методических рекомендаций за счет федерального бюджета были разработаны проекты перерасп­ределения сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях Псковской — 2, Калининградской — 2, Тверской — 5, Новгородской — 2, Астраханской областей — 4.

Составление проектов формирования земельных участков для. сделок с ними и регистрации прав на землю вызвано развитием новых земельных отношений и оборота земель.

В условиях создания земельного рынка все собственники, владельцы, пользователи земельных участков должны иметь равное право на оформление документов, необходимых для оборота земельного участка со своим объектом недвижимости. Это, в свою очередь, ставит задачу обязательного проведения работ по формированию земельных участков, в том числе со­ставления проектов территориального землеустройства и меже­вания земель.

Земельные участки формировали, проводя необходимые рабо­ты по установлению их границ и закрепляя на местности:

при предоставлении (продаже) гражданам и юридическим ли­цам земельных участков из земель, находящихся в государствен­ной и муниципальной собственности (включая земли запаса);

изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

передаче (продаже) земельных участков, на которых располо-


жены приватизированные здания, строения и сооружения, пред­приятия, другие объекты недвижимости;

передаче (продаже) гражданам и юридическим лицам земель­ных участков, находящихся под объектами недвижимости в сель­ской местности;

совершении гражданами и юридическими лицами сделок, свя­занных с оборотом земельных участков, находящихся в их соб­ственности (пользовании), и переходом прав на землю;

подготовке к продаже на конкурсе или аукционе права заст­ройки незанятых государственных и муниципальных земель для промышленных, транспортных, коммерческих и иных целей;

разделе земельного участка по суду;

обмене земельными участками или их частями с целью устра­нения чересполосицы, для консолидации земель и при приведе­нии границ участка в соответствие с землеустроительными и эко­логическими требованиями;

иных действиях граждан и юридических лиц и появлении об­стоятельств, с которыми закон или нормативный акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанности по их использованию.

Формирование земельных участков во всех указанных случаях, кроме подготовки к продаже участков на конкурсе или аукционе и изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд, проводят за счет заинтересованных лиц.

Формирование земельных участков осуществляют по объектив­ному принципу. Для каждого объекта недвижимости и субъекта права на землю выделяют земельный участок, имеющий прису­щие только ему характеристики: местоположение, бесспорные границы, площадь, вид разрешенного использования, категорию земель, ограничения в использовании земель и обременения пра­вами иных лиц, другие характеристики, отраженные в Государ­ственном земельном кадастре и документах государственной реги­страции прав на землю.

При формировании земельных участков под объектами недви­жимости в них включают площади, занятые этими объектами, а также прилегающие территории, необходимые для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными норма­ми. Одновременно определяют границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц.

При формировании земельного участка обеспечивается безус­ловный доступ к нему (проход, проезд).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земель­ных участков устанавливают в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

По каждому сформированному земельному участку составляют план земельного участка, который служит основанием для нанесе-


ния его границ на соответствующий кадастровый план и присвое­ния ему кадастрового номера.

Формирование земельных участков в случаях, перечисленных выше, имеет свои особенности, определяемые соответствующими требованиями и иным порядком работ.

Составление проектов формирования земельных участков для сделок с ними в настоящее время — один из наиболее востребо­ванных видов землеустроительных действий. При этом число сде­лок постоянно растет. Так, если в 1994—1996 гг. их число состави­ло 550, 3 тыс., то только в 2004 г. — 719, 8 тыс., в том числе:

продажа прав аренды государственных и муниципальных зе­мель — 7, 2 тыс.;

продажа государственных и муниципальных земель — 150, 8 тыс.;

продажа земли гражданами и организациями — 357, 9 тыс.;

дарение — 32, 3 тыс.;

наследование — 165, 2 тыс.;

залог — 6, 4 тыс.

Кроме того, в 2004 г. действовало 3665, 6 тыс. краткосрочных и долгосрочных договоров по аренде земли, заключенных органа­ми местного самоуправления с гражданами и юридическими ли­цами.

Наибольшее число земельных участков (74, 7 %) из государ­ственных и муниципальных земель было продано гражданам для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животновод­ства; 9, 9 — юридическим лицам для использования в целях про­мышленности и иного специального назначения; 0, 2 — кресть­янским (фермерским) хозяйствам и другим сельскохозяйствен­ным организациям; 15, 2 %— гражданам и юридическим лицам для других целей.

Крайне малым в 2004 г. было число залоговых сделок — 6, 4 тыс. Не все российские коммерческие банки готовы к осуществлению залоговых операций с земельными участками. Основная причина этого — ограниченная информация о рыночных ценах на землю. Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с отсутствием необходимого дохода, позволяющего вернуть зало­женную землю. В ряде случаев земельные участки являются не­ликвидным товаром и не востребуются на земельном рынке.

Составление проектов установления (уточнения) границ терри­торий с особым правовым режимом использования земель — одно из важнейших землеустроительных действий.

В ходе земельной реформы начался интенсивный процесс со­здания новых и совершенствования существующих норм и правил земельных отношений, основанных на многообразии форм соб­ственности, строгом учете земельных ресурсов и прав на них, а также защите прав собственников и пользователей земельными участками. Операции по обороту земель приобрели массовый ха-


рактер, что требует обеспечения юридической чистоты прав на зе­мельные участки, полноты описания самого участка, его правово­го статуса, в том числе ограничений, связанных с его использова­нием.

Упорядочение земельного оборота в соответствии с современ­ными требованиями началось с принятия Федерального закона от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который предусматривает обязатель­ную регистрацию любых прав на земельные участки и располо­женную на нем недвижимость, и занесения их в Единый государ­ственный реестр прав (ЕГРП). Статья 2 названного закона гласит: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним... — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения), перехо­да или прекращения прав на недвижимое имущество в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».

Владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно. Вмес­те с тем права собственников земли, землевладельцев, землеполь­зователей и арендаторов земельных участков могут быть ограниче­ны в связи с обременениями земельных участков, определенными условиями и обязательствами, которые устанавливают непосред­ственно законодательством, договорами или решениями суда.

Наличие обременения земельного участка влечет за собой ог­раничения прав собственников земли, землевладельцев, земле­пользователей и арендаторов при его использовании в хозяйствен­ной деятельности, ограничения по распоряжению земельным уча­стком, а также может предусматривать предоставление права огра­ниченного пользования этим земельным участком или его частью для определенных разрешенных целей другим гражданам и юри­дическим лицам в порядке установления сервитута.

Ограничения прав собственников земли, землевладельцев, зем­лепользователей и арендаторов по использованию земельных уча­стков в хозяйственной деятельности и обременения их правами иных лиц возникают, как правило, в связи с тем, что эти земли находятся внутри или примыкают к особо охраняемым территори- | ям и объектам, либо находятся вблизи вредных производств или в ' зонах перспективной застройки, разведанных полезных ископа- j емых, торфа и подземных вод, или же по ним проложены различ-; ные коммуникации. То есть эти участки находятся в зоне действия режимообразующих объектов, определяющих соответствующий правовой режим использования этих участков.

Ограничения прав в использовании земельных участков могут быть установлены и по другим правовым и хозяйственным осно- j ваниям, например, в связи с арендой, залогом, арестом земель- \ ного участка, при доверительном управлении и т. п., а также в ' связи с необходимостью регулирования интенсивности исполь­зования земель, подверженных процессам деградации, при пре-


вышении уровня загрязнения почв, допустимых нагрузок на ланд­шафт и т. д.

По всем указанным выше причинам, а также в целях обеспече­ния безопасности населения или создания необходимых условий для эксплуатации инженерных коммуникаций, промышленных, транспортных и иных объектов или сохранения от загрязнения, истощения и уничтожения особо ценных природных территорий возникает необходимость в установлении охранных, санитарно-защитных, запретных зон, в которых устанавливают особый пра­вовой режим использования земель, запрещающий или ограничи­вающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков не изымают. Они вправе тре­бовать соизмеримую плату за ограничения их прав в использова­нии земельных участков.

В условиях, когда земля была в государственной собственнос­ти, взаимоотношения между землепользователями и организация­ми, в ведении которых находились режимообразующие объекты, регулировало государство на основе соответствующих «Положе­ний об объектах или территориях» и «Правил охраны различных объектов».

Эти отношения строятся на правовой основе, для чего нужны соответствующая информация и проектные разработки.

Для получения необходимой информации о территориях с осо­бым режимом использования земель в 1995 г. впервые начали со­ставлять за счет средств федерального бюджета «Дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель» в разрезе административных районов.

В целом по Российской Федерации в 1995 г. такие карты были составлены по 261 административному району, в 1996 г. — по 369, в 2000 г. — по. 44 районам. Информация о составлении таких карт за 1997—1999 гг. отсутствует, но надо полагать, что с 1995 по 2000 г. карты ограничений и обременении в использовании земель были составлены по всем административным районам России.

Методы разработки карт ограничений и обременении в ис­пользовании земель определяли в субъектах Российской Федера­ции, так как единые рекомендации Роскомзема по этому виду ра­бот отсутствовали.

Например, по Московской области Мособлкомземом и Мос-НИИПИЗемлеустройства была разработана «Методика составле­ния дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель административного района Московской области».

Методика была одобрена решением научно-технического сове­та института.

Составление дежурных карт способствовало формированию понимания у работников государственной и муниципальной влас-


11 С. Н. Волков



ти, а также у собственников земельных участков существа этой ча­сти земельных отношений, приводило к сокращению числа конф­ликтных ситуаций, отражению в документах, удостоверяющих право на землю, режимов использования соответствующих зе­мельных участков.

На основе этих карт отражают необходимую информацию при подготовке документации по постановке земельных участков на кадастровый учет.

Составление проектов по установлению водоохранных зон и при­брежных полос также входило в состав территориального землеуст­ройства.

Водоохранные зоны и прибрежные полосы относятся к терри­ториям с особым правовым режимом и занимают в составе этих земель наиболее значительный удельный вес как по занимаемой площади, так и по числу затрагиваемых землевладений и земле­пользовании, в первую очередь сельскохозяйственных.

Проведенная впервые в 1995 г. проверка соблюдения земельно­го и природоохранного законодательства в водоохранных зонах и прибрежных полосах, зонах санитарной охраны источников водо­снабжения показала, что в большинстве субъектов РФ состояние водных объектов постоянно ухудшается, а качество воды ряда рек и водоемов стало непригодным для хозяйственного, питьевого, рекреационного водопользования.

Земельный контроль показал, что основной удельный вес зани­мали нарушения, связанные с несоблюдением установленного ре­жима использования и охраны земель, их захламлением и загряз­нением. Были выявлены многочисленные факты других наруше­ний: самовольное строительство, распашка земель под сады и ого­роды, складирование отходов производства и потребления, вырубка лесов.

Острота экологической ситуации также усугубляется и тем, что в водоохранных зонах и на водосборной площади ряда водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения го­родов, поселков и сельских поселений, располагают животновод­ческие фермы, промышленные и сельскохозяйственные предпри­ятия, машинные дворы, нефтебазы, склады минеральных удобре­ний. На большинстве этих объектов отсутствуют сооружения по очистке ливневых стоков.

Проверка использования земель в водоохранных зонах, прове­денная в 1996 г., дала аналогичные результаты.

Одна из причин такого состояния использования земель — то, что водоохранные зоны практически не установлены и надзорные органы не вправе применять соответствующие санкции.

С выходом постановления Совета министров РСФСР от 17.03.1989 г. № 91 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах)» была начата работа по определению перечня рек, озер и водохранилищ, на которых до 2000 г. должны быть установ-


лены водоохранные зоны, зоны санитарной охраны и прибрежные полосы.

Работы эти проводили в небольших объемах в период 1988— 1996 гг. Если в 1988 г. они занимали 1, 2 % в общем объеме работ по землеустройству, то в 1992—1996 гг. всего ОД %.

Из-за отсутствия средств проектирование водоохранных зон было прекращено, а имеющиеся проекты в натуру не переносили, хотя в 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 г. № 1404 утверждено новое «Положение о водоохран­ных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

Сложившаяся в 1991—2006 гг. и в предшествующие годы прак­тика землеустроительного производства показывает, что при тер­риториальном землеустройстве разрабатьшают большое число землеустроительных проектов (проектов межхозяйственного зем­леустройства). Их перечень можно свести к следующим:

образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий земель;

территориальное землеустройство и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участ­ков при разграничении государственной собственности на землю;

образование новых землевладений и землепользовании сель­скохозяйственных предприятий и граждан;

упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользо­вании существующих сельскохозяйственных предприятий (орга­низаций) и граждан с устранением неудобств в расположении зе­мель;

организация землепользовании несельскохозяйственного на­значения (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);

установление и изменение границ (черты) городов и других на­селенных пунктов (поселений);

установление и упорядочение границ административно-терри­ториальных образований;

установление границ территорий традиционного природополь­зования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

образование земельных фондов различного целевого назначе­ния (специального, перераспределения, переселенческого и др.);

земельно-хозяйственное устройство городов;

упорядочение землевладений и землепользовании ЗАТО;

межевание объектов землеустройства.

Опыт показывает, что при отсутствии таких проектов нельзя разграничивать, перераспределять, предоставлять, изымать, обме­нивать земельные участки и организовывать рациональное ис-


и*



пользование земель и их охрану на различных территориях. При этом проекты территориального землеустройства служат заданием для последующих землеустроительных действий, включая прове­дение внутрихозяйственного землеустройства.

7.8. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Каждый собственник земельного участка, землевладелец, зем­лепользователь, арендатор и даже владелец садово-огородного участка для грамотного ведения сельскохозяйственного производ­ства должен хорошо знать свою землю и организовать ее наиболее полное, рациональное и эффективное использование с учетом конкретных условий и особенностей земли и целей своего хозяй­ствования.

Особенно это важно для крупных сельскохозяйственных земле­владений и землепользовании, на территории которых почвы, ре­льеф, условия увлажнения, микроклимат и другие условия могут иметь значительные различия.

С этой целью проводят внутрихозяйственное землеустройство. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 18.06.2001 г. «О землеустройстве» внутрихозяйственное землеустройство проводят в целях организации рационального использования земель сель­скохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, ис­пользуемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, от­носящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Исходя из этого, внутрихозяйственное землеустройство прово­дят на территории:

сельскохозяйственных организаций различных организацион­но-правовых форм (акционерных обществ, госхозов, сельскохо­зяйственных кооперативов, товариществ и др.);

подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий;

оленеводческо-промысловых хозяйств;

крестьянских (фермерских) хозяйств;

землепользовании общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с законом при проведении внутрихозяйствен­ного землеустройства выполняют следующие виды работ:

организуют рациональное использование гражданами и юри­дическими лицами земельных участков для осуществления сель­скохозяйственного производства, а также организуют территории, используемые общинами коренных малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Си-


бири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспече­ния их традиционного образа жизни;

разрабатывают мероприятия по улучшению сельскохозяйствен­ных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консерва­ции земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоле­ния, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, за­ражения и других негативных воздействий.

Данным видам работ соответствует следующая землеустрои­тельная документация:

проекты внутрихозяйственного землеустройства территорий хозяйств различных организационно-правовых форм и форм соб­ственности;

рабочие проекты по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, се­лей, оползней, подтопления, заболачивания, вторичного засоле­ния, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, за­ражения и других негативных воздействий на территориях сель­скохозяйственных организаций.

Теория и практика землеустройства показывают, что землеуст­роительные рабочие проекты (одностадийные и двухстадийные) разрабатывают не только на территории отдельных участков сель­скохозяйственных организаций. Они могут охватывать отдельные участки, расположенные на территориях, принадлежащих различ­ным землевладельцам и землепользователям, например, в целях защиты земель от эрозии или совместного проведения мелиора­тивных работ. Основное отличие рабочего проекта от проекта внутрихозяйственного землеустройства — это наличие в первом проектно-смётной документации на конкретный вид работ. Именно поэтому рабочие землеустроительные проекты являются основанием для финансирования и осуществления землеустрои­тельных мероприятий. А в Законе «О землеустройстве» их следо­вало бы отразить отдельной статьей.

В теории землеустройства рабочие проекты относят к так назы­ваемому «участковому землеустройству». При этом под участком понимают земельный массив, где планируют землеустроительные работы, например, по выполаживанию оврага, который располо­жен на землях сельскохозяйственных организаций.

Проект внутрихозяйственного землеустройства представляет собой совокупность правовых, экономических, экологических и технических документов, включающих расчеты, описания, черте­жи, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической, текстовой и иных формах мероприятия по организации террито­рии в увязке с сельскохозяйственным производством.


Проектом внутрихозяйственного землеустройства должны обеспечиваться условия:

для сбалансированного использования количественных показа­телей и качественных свойств земли как средства производства в сельском хозяйстве, трудовых и материальных ресурсов землеуст-раиваемого объекта со специализацией и оптимальными объема­ми производства товарной продукции;

формирования стабильной (устойчивой) организации террито­рии и сельскохозяйственного производства;

комплексного размещения и использования объектов произ­водственной, социальной и инженерной инфраструктуры и мели­оративных систем;

сохранности ценных сельскохозяйственных угодий, воспроиз­водства и повышения плодородия почв;

приоритета экологических требований над экономической це­лесообразностью использования земель, сохранения и улучшения ландшафтов;

максимального использования производственного и природного потенциала территории и внедрения адаптивных систем земледелия;

оптимальной взаимосвязи между системой расселения, органи­зацией производства, труда и управления на землеустраиваемой территории.

Рабочий проект представляет комплекс организационно-терри­ториальных, инженерно-технических, технологических, экологи­ческих, социальных, технико-экономических, правовых решений и сметно-финансовых расчетов, для осуществления которых тре­буются капитальные вложения.

Рабочие проекты, как правило, составляют на основе утверж­денных (одобренных) схем, комплексных проектов или технико-экономических обоснований инвестиций в строительство, мелио­рацию и др.

В системе землеустроительной документации рабочий проект является инструментом реализации мероприятий по улучшению и охране земель, повышению их плодородия, предусмотренных проектами или схемами землеустройства, являющихся для рабоче­го проекта предпроектной проработкой, подтверждающей хозяй­ственную необходимость мероприятия и эффективность инвести­ций, а также учет социальных, экологических и санитарно-эпиде­миологических условий и требований.

До начала земельной реформы внутрихозяйственное землеуст­ройство было основным видом землеустроительных работ, осуществ­ляемых за счет средств государственного бюджета. Удельный вес внутрихозяйственного землеустройства в 1975—1985 гг. составлял 19 % в общей стоимости землеустроительных работ.

Ежегодно в этот период землеустраивали более 2 тыс. хозяйств. Землеустроенность сельскохозяйственных предприятий до 1990 г. составляла 81, 7% (табл. 7.9). Из 49 тыс. сельскохозяйственных


предприятий в России бьши землеустроены 40, 1 тыс. хозяйств, в 9 тыс. хозяйств требовалась корректировка ранее составленных проектов землеустройства или новое землеустройство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.