Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение пахотных земель Российской Федерации по классам пригодности, тыс. га






 

Федеральный     Класс пригодности     Пло-
округ     1 3     1 6 |   щадь, всего
Централь­ный 5347, 8 5368, 1 3022, 2 5447, 1 171, 7 3652, 1 8, 4 23017, 4
Северо-За- 0, 1 61, 1 268, 5 1633, 2 33, 7 1138, 7 9, 2 3144, 5
падный                
Южный 4838, 5 5372, 9 5475, 5 3606, 6 70, 4 2456, 8 2, 0 21822, 7
Приволж­ский 4007, 1 4617, 2 9128, 2 10213, 3 41, 1 3611, 3 12, 6 31630, 8
Уральский 535, 7 2341, 9 2991, 4 1880, 8 3, 6 938, 9 15, 6 8707, 9
Сибирский 257, 5 4355, 0 9084, 2 6663, 0 17, 5 4277, 0 17, 3 24671, 5
Дальневос- 72, 4 419, 9 1213, 0 43, 7 557, 1 2, 5 2308, 6
точный                
Итого 14986, 7 22188, 6 30389, 9 30657, 0 381, 7 16631, 9 67, 6 115303, 4
% 13, 0 19, 2 26, 4 26, 6 0, 3 14, 4 0, 1 100, 0

Анализ данных таблицы показывает, что в Российской Федера­ции преобладают земли четвертого (26, 6 %) и третьего (26, 4 %) классов пригодности под сельскохозяйственные угодья. Эти сред­ние по качеству земли. Около 15 % пашни (пятые и шестые клас­сы) являются малопродуктивными угодьями и 0, 1 % (седьмой


класс) — землями, непригодными или малопригодными для ис­пользования под сельскохозяйственные угодья. Высокопродук­тивная пашня (первой и второй класс) занимает 32, 2 % террито­рии.

Экспериментальные работы по данной проблеме продолжают­ся в направлении применения классификации земель для терри­тории района и конкретного землепользования.

Несмотря на то что методические рекомендации по проведе­нию ресурсной оценки земель утверждены в 2002 г., работы в этом направлении для северных территорий не нашли широкого при­менения. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что ре­сурсная оценка была проведена только в 1999 г. на площади 11, 8 млн га и в 2000 г. — 1 млн га. Общая же площадь оленьих паст­бищ превышает 300 млн га.

Анализируя проведенные работы по изучению количественно­го и качественного состояния земель, можно отметить, что темпы и объемы работ по получению и обновлению информации о коли­чественном и качественном состоянии земель не отвечают совре­менным требованиям. Российская Федерация не располагает пол­ными и достоверными сведениями о количестве и качестве земли и прочно связанной с ней недвижимости. Практически нет совре­менных данных по топографо-геодезической, картографической, почвенной, геоботанической и иной изученности территории, ко­торые могли бы быть применены при землеустройстве.

Принятое решение не финансировать работы по изучению со­стояния земель за счет федерального бюджета, даже на землях фе­деральной собственности, а проводить эти работы только за счет средств отдельных землевладельцев и землепользователей, не най­дет своего применения. Это обусловлено, во-первых, отсутствием у землевладельцев и землепользователей необходимых средств, во-вторых, учитывая то, что все хозяйства имеют общность терри­тории, а обследование должно быть комплексным, эти работы организовывают и финансируют государственные органы и орга­ны местного самоуправления.

В современных условиях рыночной экономики получение, хра­нение и обработка информации о количественном и качественном состоянии земель должны быть связаны с потребностью в ней с учетом современных методов и требований сбора и обработки данных. Учитывая то, что потребность в этой информации значи­тельно изменилась по сравнению с плановой экономикой, необ­ходимо определить первоочередные задачи в получении соответ­ствующей информации. Нужно исключить данные, которые ис­пользуют мало, и наоборот, ввести новые сведения, на которые возникла потребность в условиях реформирования земельных от­ношений. При этом государству должна принадлежать ключевая роль в получении информации о количественном и качественном состоянии земель. Одновременно должны быть изучены и решены


вопросы о степени вовлечения в этот процесс частного сектора, других пользователей землей.

Необходимо также уточнить, кто является пользователем ин­формации и какая базовая информация им требуется, а также обеспечить получение информации в общенациональном масшта­бе с охватом всей территории страны, как это имеет место в разви­тых зарубежных странах.

Следует также провести дифференциацию показателей каче­ственного и количественного состояния земель, так как получа­емая информация должна отвечать потребностям как отдельных юридических и физических лиц, так и общества в целом. В первую очередь информация необходима на уровне индивидуальных зе­мельных участков, так как ее используют для их оценки, налого­обложения, сделок с землей, передачи земель в собственность и аренду, а также для разработки мероприятий по планированию и организации рационального использования и охраны земель, пе­рераспределения земельных участков, а также при ведении зе­мельного кадастра, мониторинга земель, контроле за использова­нием земель.

Кроме этого основными из направлений совершенствования получения исходной информации о количественном и качествен­ном состоянии земель должны стать повышение ее достоверности, наглядности, доступности и максимальной сосредоточенности в соответствующей картографической и текстовой частях, тесно связанных друг с другом.

Необходимо также повысить степень стандартизации при по­лучении и обработке информации о количественном и качествен­ном состоянии земель.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАНИЦ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Территории субъектов Российской Федерации, администра­тивных районов и других муниципальных образований имеют со­ответствующие границы, представляющие собой линии, установ­ленные на местности и определяющие в пределах Российской Фе­дерации пространственные пределы их территорий. Установлен­ные границы служат основой для обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований, верховенства федераль­ного законодательства, незыблемости частной собственности на землю, введения налоговой системы. Достоверно установленные границы дают возможность обеспечить правовое и организацион-


ное решение споров, возникающих между административно-тер­риториальными образованиями по поводу прохождения границ между ними.

В связи с разграничением государственной собственности на землю, проведением административной реформы, развитием обо­рота земельных участков, совершенствованием налоговой систе­мы, другими земельными преобразованиями значение границ ад­министративно-территориальных образований значительно воз­растает.

В целях установления наиболее достоверного положения гра­ниц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ст. 12 Федерального закона «О Го­сударственном земельном кадастре Российской Федерации» от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ установлено, что в состав данных Государ­ственного земельного кадастра должны быть включены сведения о границах, в черте которых осуществляется местное самоуправле­ние, управление субъектов Российской Федерации, Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливают и изменяют согласно законам субъек­тов Российской Федерации. Утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации в соответствии со ст. 102 Кон­ституции Российской Федерации Совет Федерации.

Установление границ субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований и других административно-территори­альных образований как объектов землеустройства регламентиру­ется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ и «Положением о проведении территориального земле­устройства», утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 07.06.2002 г. № 396. Работы по установле­нию на местности границ объектов землеустройства осуществляют в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведе­нию межевания объектов землеустройства», утвержденными Фе­деральной службой земельного кадастра 17.02.2003 г.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации проводится определенная работа по установлению достоверности существующих границ админист­ративно-территориальных образований, а также по обеспечению этих земельных работ нормативной правовой базой. В Московской области, например, принят «Порядок установления и изменения границ муниципальных образований», разработанный во исполне­ние закона Московской области «О порядке образования, объедине­ния, преобразования и упразднения муниципальных образований».

В целях реализации положений Федерального закона «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Россий-


ской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в части организации местного самоуправления проводят работы по установлению гра­ниц муниципальных образований. При проведении этих работ до­пущено утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом указанным законом уста­новлено, что в случаях если границы утверждены в виде картогра­фических описаний, их описывают и утверждают в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 01.01.2007 г. Исходя из этого, необходима разработка соответствующих требований (технических регламентов) по по­рядку проведения работ по описанию границ со стороны землеус­троительной и земельно-кадастровых служб с учетом требований земельного законодательства, а также организация проведения указанных работ на местах.

Государственная граница Российской Федерации является объектом геополитических отношений России и пограничных стран.

На основании Федерального закона «О Государственной грани­це Российской Федерации» от 01.04.1993 г. № 4730-1 продолжают­ся работы по делимитации государственной границы Российской Федерации с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Оформление государственной границы регламентировано поста­новлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.1993 г. № 4731-1. Работы по делимитации границ проводят правительственные комиссии, в состав которых включены пред­ставители Роснедвижимости.

Работы по делимитации сухопутной границы между Россий­ской Федерацией и Украиной завершены в 2004 г., сторонами со­гласовано прохождение линии государственной границы и ее опи­сание и подписан Договор о государственной границе.

Делимитация российско-грузинской государственной границы должна быть проведена на протяжении 875, 5 км. Переговоры по делимитации этой границы, начатые еще в 1993 г., позволили со­гласовать прохождение линии границы на протяжении 787, 5 км. Не согласовано прохождение линии границы на 6 сухопутных участ­ках протяженностью 88 км в связи с несогласием грузинской сто­роны с предложениями Российской Федерации.

Из общей протяженности государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджаном достигнута договорен­ность по прохождению линии границы протяженностью 305 км. Остаются не согласованы границы по трем участкам, один из ко­торых находится на стыке границ России, Грузии и Азербайджана. Переговорный процесс продолжается.

Наиболее протяженной является государственная граница между Россией и Казахстаном. Ее длина составляет 7512, 8 км. Не­смотря на то что работы по делимитации этой границы были нача­ты в 1999 г., сторонами проведены все согласования по ее прохож-


дению, сделаны соответствующие описания границ и подписан Договор о государственной границе между Россией и Казахста­ном. Согласована также государственная граница между Россией и Китаем.

Работы по делимитации несогласованных участков границы между Российской Федерацией и другими странами продолжают­ся, а по согласованным участкам границы издают итоговые дели-митационные карты с линией государственной границы и текста­ми описания ее прохождения. Например, спорными являются границы между Россией и Эстонией.

В отдельных субъектах Российской Федерации накоплен опыт проверки состояния границ со смежными регионами и подготов­ки их к правовому оформлению (Ярославская, Белгородская, Вла­димирская, Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая области и др.), а также их установления на местности (Москва). Однако повсеместное проведение таких работ не получило своего разви­тия, особенно в Южном, Поволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Определенные работы проводят по установлению границ закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), имеющих особый статус, но до последнего времени не имевших границ своих территорий.

Так, проведено установление границ ЗАТО: поселков Локомо­тивный Челябинской области, Уральский Свердловской области, города Островной и поселка Видяево Мурманской области, посел­ка Светлый Саратовской области, города Зеленогорск Красно­ярского края, города Мирный Архангельской области и ряда дру­гих объектов.

Если в целом работы по упорядочению и установлению госу­дарственной границы Российской Федерации проводят в установ­ленном законодательством порядке, то анализ состояния границ административно-территориальных образований свидетельствует о низком уровне их правовой, документальной и инструменталь­ной обеспеченности. В большинстве территориальных органов Роснедвижимости имеются в недостаточно полной комплектации или отсутствуют:

правовые и распорядительные документы, определяющие по­ложение границ Российской Федерации, границ субъектов Рос­сийской Федерации и границ муниципальных образований;

текстовые описания границ как приложения к правовым и рас­порядительным документам;

данные графического отображения границ на картографи­ческих материалах.

Необходимо отметить, что ранее границы административно-территориальных образований формировали в порядке установле­ния границ сельскохозяйственных землепользовании, объектов несельскохозяйственного назначения, лесохозяйственных пред-


приятии при проведении землеустройства и лесоустройства. В дальнейшем границы смежных землепользовании переходили в ранг районных границ и границ субъектов Российской Федера­ции. Это актуально и теперь.

Такое формирование границ привело к образованию недостат­ков в их расположении на местности и неточностям в размерах. Расхождения в значениях длин одноименных участков границ со­седних административно-территориальных образований достига­ют десятков и даже сотен метров. Кроме этого наблюдают пере­крытия и разрывы границ. Такие недостатки свидетельствуют о низком качестве картометрических работ, несовершенстве мето­дов измерений, а также отсутствии взаимодействия и взаимосог­ласованности между смежными территориальными органами вла­сти. Как правило, высшие органы государственной власти Рос­сийской Федерации (ранее РСФСР) границы субъектов Российс­кой Федерации не утверждали.

По имеющимся сведениям, по всем ранее перечисленным субъектам Российской Федерации, где проведены работы по про­верке состояния границ и подготовке материалов по их правовому оформлению, а также в более чем 20 субъектах Российской Феде­рации выявлены спорные участки границ. При этом в отдельных случаях на одном участке границы имеются несколько спорных фрагментов. Например, на границе между Владимирской и Ива­новской областями выявлено 18 фрагментов границы, по которым имеются неурегулированные вопросы.

Особенно затянувшиеся споры по границам продолжаются между Астраханской областью и Республикой Калмыкия, а также Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом и Крас­ноярским краем. Кроме указанной существует проблема передачи (обмена) запредельных землепользовании, которые практически не используют. Земли на них деградируют, зарастают кустарни­ком, лесом, заболачиваются.

Практически везде отсутствует инструментальная обеспечен­ность размещения границ административно-территориальных об­разований. В большинстве случаев границы либо не вынесены на местность, либо граничные межевые знаки, которые были уста­новлены много лет назад, в значительной своей части утрачены. Также зачастую отсутствуют сведения о наличии каталогов коор­динат.

В последние годы начаты работы по созданию координатной ос­новы и по внедрению местных систем координат в 34 субъектах Рос­сийской Федерации. Разрабатывают и внедряют проекты спутни­ковой системы межевания земель Москвы и Московской области, а также земель Северо-Западного федерального округа. Эти работы проводят в соответствии с соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфе­дерации и протоколом по созданию нормативно-технической и


правовой базы земельного кадастра между Росземкадастром и Ака­демией земельной информации и управления недвижимостью ФРГ. Эти работы являются экспериментальными и не нашли своего развития в других регионах Российской Федерации.

В связи с необходимостью корректировки (определения) поло­жения границ административно-территориальных образований и государственной границы Российской Федерации и их инстру­ментальной обеспеченности возникает потребность уточнения площадей муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и территории Российской Федерации в целом. Прини­мая во внимание, что площади указанных объектов учета земель Государственного земельного кадастра должны быть использова­ны для создания единого информационного пространства инфра­структуры рынка недвижимости, создания базы налогообложения, государственной регистрации прав на землю и недвижимость, прочно связанную с ней, других нужд, указанные площади долж­ны быть вычислены с достаточно высокой степенью точности. В связи с этим требуется создание новых технологий вычисления площадей, так как применяемые ранее методы не дают требуемой точности.

В целях устранения имеющихся недостатков в расположении гра­ниц административно-территориальных образований необходимо:

разработать на федеральном уровне нормативную правовую базу, регламентирующую порядок изменения и установления (восстановления) границ субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований, создания государственного механиз­ма, обеспечивающего правовое и организационное решение спо­ров, возникающих между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу прохождения их гра­ниц;

организовать разработку и принятие нормативных правовых и технических требований по перевычислению площадей муници­пальных образований, субъектов Российской Федерации и терри­тории России в целом;

провести согласование прохождения границ и подготовку мате­риалов по их правовому утверждению между субъектами Россий­ской Федерации и муниципальными образованиями;

осуществить работы по выносу граничных межевых знаков на местность, а также определить их координаты и высоты методами геодезической привязки с пунктами опорных межевых сетей;

создать базу данных о границах в Российской Федерации, обес­печить хранение и учет информации, мониторинг границ;

осуществить отображение границ не только в графическом, но и в цифровом виде, обеспечить переход на использование цифро­вых топографических карт;

предусмотреть финансовое обеспечение перечисленных выше работ.


7.6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ

Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Рос­сии, Федеральный закон «О землеустройстве», другие федераль­ные законы определяют обязанности Российской Федерации по планированию и организации рационального использования и ох­раны земель в соответствии с перспективами развития экономики, экологической доктриной страны и в целях совершенствования распределения земель, улучшения организации территории и оп­ределения направлений рационального использования земель и их охраны.

На протяжении последних десяти лет наблюдают ежегодное со­кращение площади сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качественного состояния. Они зарастают кустарником, мелко­лесьем, заболачиваются. Усиливают процессы деградации земель, эрозии, опустынивания, различного рода загрязнения почв.

Только в 2004 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у производителей сельскохозяйственной продук­ции, сократилась на 1117, 5 тыс. га, площадь пашни уменьши­лась на 737, 4 тыс. га. Выбытие сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного использования зафиксировано более чем в 60 субъектах Российской Федерации.

В складывающейся ситуации необходимо формирование и после­довательное проведение активной государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов.

Стратегической целью государственной политики в сфере зе­мельных отношений, использования и охраны земель является до­стижение оптимальных уровней бережного, рационального и сба­лансированного использования земельно-ресурсного потенциала в интересах роста экономики страны и уровня жизни людей, реа­лизации прав на пользование земельными ресурсами ныне живу­щих и будущих поколений, создания условий для национальной безопасности России.

Государственная политика в области управления земельными ресурсами должна быть направлена:

на сохранение земли как территориальной основы государства и основы жизни и деятельности человека;

предупреждение антропогенного воздействия на земельные и тесно связанные с ними ресурсы, сохранение биологического по­тенциала;

повышение качества жизни населения за счет улучшения усло­вий его местопроживания;

увеличение полезной отдачи земли и рост ее потребительской стоимости.

Наиболее эффективная реализация этих положений может быть достигнута через процесс планирования использования и охра-

III С. II. Волков..,


ны земель на уровне Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации и муниципальном.

До начала земельной реформы в Российской Федерации функ­ционировала достаточно четкая система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов, сопряженная с общей системой планирования народно­го хозяйства на всех уровнях: союзном, республиканском, област­ном, районном и хозяйственном.

На уровне Российской Федерации эта система предусматрива­ла разработку схем использования и охраны земель в целом по России, схем землеустройства территорий автономных респуб­лик, краев и областей, схем землеустройства административных районов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, технорабочих проектов по освоению и улучше­нию земель, защите земель от эрозии и других негативных про­цессов.

При необходимости предусматривают разработку региональ­ных или локальных схем по отдельным проблемам использования и охраны земель.

Исходя из этих положений, в Российской Федерации в целях планирования и организации рационального использования зе­мель были разработаны институтом «Росгипрозем» и его филиала­ми в 1971—1974 гг. по 49 областям, краям и автономным респуб­ликам Российской Федерации, во исполнение постановления Со­вета министров РСФСР от 05.07.1967 г. № 503 «О неотложных ме­рах по защите почв от ветровой и водной эрозии в РСФСР» Генеральные схемы противоэрозионныхмероприятий.

В их разработке в качестве субподрядных организаций прини­мали участие институты: «Гипроводхоз», «Союзгипролесхоз», «Союзводпроект»», ВНИИ защиты почв от эрозии, зональные НИИ сельского хозяйства, МГУ и другие производственные, учебные и научные организации.

В Генеральных схемах противоэрозионных мероприятий были определены площади эродированных земель, виды, объемы и сто­имость работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, уста­новлены сроки и очередность их выполнения, источники финан­сирования, даны рекомендации по их осуществлению, определена потребность в машинах, посадочном и строительных материалах, рабочей силе.

В 1975 г. институтом «Росгипрозем» обобщены в целом по РСФСР показатели разработанных Генеральных схем противо­эрозионных мероприятий областей, краев, АССР. По результатам этой работы подготовлены сводные расчетные таблицы, графиче­ские материалы, написана пояснительная записка. Полученные данные опубликованы в шести томах.

В 1976—1977 гг. по всем областям, краям и автономным рес­публикам РСФСР и в целом по РСФСР объединением «Рос-


земпроект» и его филиалами разработаны «Основные направле­ния использования и охраны земель Российской Федерации на перспективу до 1990 г.».

В 1985—1986 гг. Росземпроектом и его зональными института­ми и филиалами разработаны схемы организации рационального использования земель областей, краев, АССР и России в целом, которые были использованы исполнительными органами власти на местах для осуществления мероприятий по повышению эффек­тивности землепользования.

В 1986—1988 гг. разработана схема использования и охраны Черных Земель и Кизлярских пастбищ. Это было необходимо в целях предотвращения опустынивания указанных территорий и повышения продуктивности земель.

В 1976—1977 гг. составлена схема использования земель в зоне Байкало-Амурской магистрали.

В период с 1971 по 1990 г. активно разрабатывали также схемы землеустройства административных районов. В этот период было составлено 623 схемы, которые применяли на местах для плани­рования и осуществления мероприятий по наиболее полному, ра­циональному и эффективному использованию земель.

В начале 1990-х годов институтом «Гипрогор» была разработана Генеральная схема расселения на территории Российской Федера­ции, которую так и не реализовали.

Виды и объемы работ по планированию и организации рацио­нального использования земель в период 1971—2004 гг. приведены в таблице 7.7.

С началом земельной реформы работы по планированию и организации рационального использования земель на уровне Российской Федерации не проводили. На уровне субъектов Рос­сийской Федерации схемы землеустройства также не составляли, хотя в 1991—1997 гг. на этом уровне разрабатывали «Программы защиты земель от деградации, консервации земель и их восстанов­ления».

На уровне административных районов схемы землеустройства по полной программе также не разрабатывали. По отчетным дан­ным значится разработка в 1991—1993 гг. по 155 районам схем землеустройства. Однако они представляют собой материалы ин­вентаризации земель, проводимой с целью выявления резервов для коттеджного и дачного строительства, организации кресть­янских хозяйств, садоводства и огородничества.

В 1991—1997 гг. на уровне административных районов разра­ботано 900 схем формирования специальных земельных фондов с целью обеспечения земельными участками беженцев, вынуж­денных переселенцев, бывших военнослужащих и их семей, для предоставления казачьим обществам, включенным в государ­ственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, пре­доставления земель гражданам для организации личных подсоб-


ку



7.7. Виды и объемы работ по планированию и организации рационального использования земель и их охране (бюджетные средства)

 

 

  Единиш измере­ния           Годы          
Показатель 1971— 1976-1980 1981-1985 1986-1990 1991-1993 1994-1996 1997-2000        
Федеральный уровень: генеральная схема исполь­зования земельных ресурсов схема противоэрозион-ных мероприятий РФ РФ   1 (осн. напр.)   1 1              

Региональный уровень Регион

Уровень субъектов РФ

схема землеустройства Субъект
территории субъекта
схема противоэрозион-»

ных мероприятий

программы защиты земель » от деградации, консервация земель и их восстановление

Муниципальный уровень:

схемы землеустройства Район

административных

районов

схемы противоэрозионных»

и других мероприятий по

охране земель

схемы формирования целе- Схема

вого земельного фонда

(расселения переселенцев,

беженцев, военнослужащих,

предоставления казачьим

обществам)



 

1 (БАМ)

1 (Чер­ные Земли)

72 (осн. напр.)

 

191 417 9 155

86 701 81


1 (Се­вер)


ных хозяйств, индивидуального жилищного строительства и дру­гих целей.

В соответствии с действующими нормативными правовыми ак­тами специальные земельные фонды формировали за счет:

фонда перераспределения земель;

земель запаса;

земель, право собственности, владения и пользования которы­ми прекращается в соответствии с законодательством РФ;

передачи земель всех категорий, не используемых по целевому назначению, в состав земель запаса;

приобретения земельных участков и земельных долей, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц;

сельскохозяйственных угодий, выбывших из сельскохозяй­ственного использования вследствие залесенности, закустаренно-сти, вторичного заболачивания и засоления, опустынивания, раз­вития эрозионных процессов и др.

В порядке проведения экспериментальных работ в 2002— 2003 гг. были разработаны схема использования и охраны земель­ных ресурсов северных территорий, схема землеустройства Хан­ты-Мансийского автономного округа, схема землеустройства Хан­ты-Мансийского административного района, схема землеустрой­ства Московской области.

В 1997—2000 гг. также в качестве эксперимента в Орловской, Тульской и Калужской областях были составлены схемы землеуст­ройства 5 административных районов.

В 2002 г. в Красноярском, Краснодарском краях и в Волгоград­ской области разработаны экспериментальные схемы использова­ния и охраны земель на эколого-ландшафтной основе по трем ад­министративным районам.

Указом Президента Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 317 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяй­ственной деятельности малочисленных народов Севера» было по­ручено Советам министров республик в составе Российской Феде­рации, органам исполнительной власти краев, областей и авто­номных округов определить в местах проживания и хозяйствен­ной деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования.

В 2001 г. был принят Федеральный закон «О территориях тра­диционного природопользования коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции».

За три года после принятия Федерального закона не было обра­зовано ни одной такой территории в полном соответствии с зако­ном. Практическая работа по созданию территорий традиционно­го природопользования фактически заморожена.

Действующее земельное законодательство предусматривает также разработку землеустроительной документации по плани -


рованию и организации использования и охраны земельных ре­сурсов.

Статья 9 Конституции Российской Федерации гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рос­сийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязыва­ет в целях охраны земель разрабатывать федеральные, региональ­ные и местные программы охраны земель, включающие в себя пе­речень обязательных мероприятий по охране земель с учетом осо­бенностей хозяйственной деятельности, природных и других ус­ловий.

Статья 68 Земельного кодекса Российской Федерации требует разработки мероприятий по изучению состояния земель, плани­рованию и организации рационального использования земель и их охраны.

Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустрой­стве» в ст. 14 определяет задачи и содержание планирования и организации рационального использования земель и их охраны, а в ст. 19 устанавливаются виды землеустроительной документации по планированию и организации рационального использования и охраны земель. По закону должны разрабатывать:

генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации;

схемы землеустройства территорий субъектов Российской Фе­дерации;

схемы землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

схемы использования и охраны земель.

Законодательное и методическое обеспечение вполне доста­точно, чтобы после 15-летнего перерыва приступить к наведе­нию элементарного порядка на земле на основе планирования развития землепользования. Разобраться где, сколько, в каком состоянии и как используют земельные ресурсы, что нужно де­лать для того, чтобы ее эффективно использовать. На этой осно­ве следует усовершенствовать правовой и экономический меха­низм регулирования использования и охраны земель в условиях многообразия форм собственности на землю и форм хозяйство­вания на ней, сформировать целостную и взаимосвязанную сис­тему управления земельными ресурсами, обеспечивающую реа­лизацию единой государственной политики на всех уровнях (фе­деральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Основой этого должно послужить неукоснительное выполне­ние законов Российской Федерации в области планирования ра­ционального использования земель и их охраны.


7, 7. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Территориальное землеустройство охватывает большой круг землеустроительных действий, связанных с перераспределением земель, изъятием и предоставлением земельных участков, образо­ванием новых и упорядочением существующих объектов землеуст­ройства, установлением и восстановлением их границ на местнос­ти, изготовлением карты (плана) объекта землеустройства и др.

Территориальное (ранее именуемое межхозяйственным) земле­устройство является основным механизмом перераспределения земель, формирования рационального землевладения и земле­пользования, изъятия земельных участков и их предоставления гражданам и юридическим лицам.

До принятия Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» основными документами, регламентирующими проведение территориального (межхозяйственного) землеустрой­ства, являлись «Основные положения землеустройства в СССР», утвержденные 30 января 1991 г. по поручению Совета министров СССР Государственной комиссией Совета министров СССР по продовольствию и закупкам и «Временная инструкция по межхо­зяйственному землеустройству колхозов, совхозов и других земле­пользователей», утвержденная Министерством сельского хозяй­ства РСФСР 30.09.1974 г.

В соответствии с этими документами территориальное (межхо­зяйственное) землеустройство предусматривало:

составление проектов образования новых и упорядочения су­ществующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель;

отвод земельных участков в натуре;

подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

В связи с проведением земельной реформы, изменением форм собственности на землю и форм хозяйствования, формированием новых земельных отношений, образованием крестьянских (фер­мерских) хозяйств, выделением земельных участков в счет земель­ных долей и их оборотом возникла необходимость изменения це­лей и задач территориального землеустройства.

На основании ст. 15 Федерального закона «О землеустройстве» территориальное землеустройство проводят в целях:

образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;

межевания объектов землеустройства.

Образование новых и упорядочение существующих объектов земле­устройства проводят в случаях:

изменения границ объектов землеустройства, в том числе в це­лях устранения недостатков в их расположении;

восстановления границ объектов землеустройства;


предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;

изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;

совершения сделок с земельными участками;

в иных случаях перераспределения земель.

Во всех этих случаях территориальное землеустройство обяза­тельно.

Решают задачи территориального землеустройства на основе следующих проектов территориального землеустройства: ■

установления и упорядочения границ административно-терри­ториальных образований;

перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

формирования земельных участков для сделок с ними и регист­рации прав на землю;

установления (уточнения) границ территорий (территориаль­ных зон) с особым правовым режимом использования земель;

иного перераспределения земель.

При разработке проекта территориального землеустройства для каждого вновь образуемого земельного участка определяют следу­ющие характеристики в объеме, позволяющем отразить их в доку­ментах Государственного земельного кадастра:

местоположение земельного участка и его границы;

площадь;

вид разрешенного использования;

категория земель;

характеристика частей земельного участка.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» ме­жевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми зна­ками и определением их координат. В связи с внесением измене­ний в ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» (см. Феде­ральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федераль­ный закон " О землеустройстве"» от 18.07.2005 г. слова «и опреде­лением их координат» заменены словами «и описанием их место­положения».

Межевание объектов землеустройства проводят:

как технический этап реализации утвержденных проектных ре­шений о местоположении границ объектов землеустройства;

как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности;

как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в Государственном зе-


мельном кадастре сведений, позволяющих определять положение границ на местности с точностью межевания объектов землеуст­ройства.

Учитывая то, что межевание земель связано с предоставлением земельных участков юридическим лицам и гражданам, изъятием земель, совершением сделок с земельными участками, восстанов­лением границ объектов землеустройства, измерением границ объектов землеустройства, этот вид работ нашел самое широкое распространение. Однако в связи с тем что указанные работы в основном выполняют за счет средств юридических лиц и граждан, отразить полноту информации о состоянии дел по межеванию зе­мель не представляется возможным. Вместе с тем анализ хода вы­полнения работ по межеванию земель, финансируемых за счет средств федерального бюджета, показывает, что им уделяется не­достаточное внимание, особенно на землях федерального значе­ния.

Сведения о видах, объемах и динамике работ по межхозяй­ственному (территориальному) землеустройству, включая межева­ние земель, за период с 1971 по 1996 г. приведены в таблице 7.8.

Из таблицы видно, что в связи с реорганизацией сельскохозяй­ственных предприятий, образованием новых землевладений и землепользовании, большими площадями изъятия и предоставле­ния земель существенно изменились виды и объемы работ по тер­риториальному землеустройству.

Если с 1971 по 1990 г. в России было разработано 4289 проектов территориального землеустройства, включая проекты образования новых сельскохозяйственных предприятий, то только за 1991— 1993 гг. составлено 6805 таких проектов.

С 1997 по 2000 г. за счет бюджета были проведены работы по установлению (восстановлению) границ 158 административно-территориальных образований, установлена черта 127 поселений, определены границы 59 территорий с особыми природоохранны­ми, рекреационными и заповедными режимами, составлено 44 карты ограничений и обременении в использовании земель, 353 проекта перераспределения земель при реформировании сельско­хозяйственных предприятий, 204 проекта образования сельскохо­зяйственных организаций, выделена одна территория традицион­ного природопользования.

В период с 2003 по 2004 г. межевание земель было основным видом проводимых землеустроительных работ.

В последние годы усилилась также правовая составляющая проектов территориального землеустройства, связанная не только с разграничением и отводами земель, но и с установлением пра­вового режима и условий пользования землей, оформлением прав собственности, выдачей документов, удостоверяющих это право, созданием условий для регулирования земельных отноше­ний и т. д.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.