Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный орган: понятие, признаки, виды.






Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки:

1) самостоятельный элемент механизма государства, выступает неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип " разрешено все, что не запрещено законом";

4) свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

5) соответствующая компетенция (круг ведения);

6) три способа осуществления компетенции: принятие нормативных актов (предписаний общего характера); принятие правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационная деятельность;

7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей;

8) необходимая материальная база (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы) – т.е финансируется из федерального бюджета;

9) определенный правовой статус, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица;

11) действует на определенной территории.

- Виды:

1. по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации)

б) формируемые другими гос. органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

2. по форме реализации государственной деятельности –

а) законодательные (представительные) - (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества,

б) исполнительно-распорядительные - (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов,

в) судебные - (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина,

г) контрольно-надзорные органы -(прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

3. по принципу разделения властей:

а) законодательные - формируют законодательство государства (парламент);

б) исполнительные - создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

в) судебные – осуществляют правосудие (все виды судов);

4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;

5. по характеру подчиненности:

а) органы исключительно " вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.)

б) органы " двойного", или " вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7. по порядку осуществления компетенции:

а) коллегиальные решения принимаются большинством голосов (Гос. дума, правительство);

б) единоначальные: решения принимаются руководителем органа (Президент, прокурор,).;

8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

9. по характеру компетенции: органы общей компетенции могут принимать любые решения по любым вопросам (правительство) и органы специальной компетенции могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.