Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика процесса разграничения государственной собственности на землю по категориям земель (на 01.01.2005 г.),тыс. га






 

 

 

  ИХ ИОН И ИОННЭ1 Разграничено земель it-, -§*1 В том числе в собственности
    " о     ной
Категория земель В государстЕ муниципаль собственное на 01, 01.200 на 01.01.200 Доля разгра) ных земель, общих плои Российской Федерации субъектов Российской Федерации муниципаль
Сельскохозяйствен- 275064, 3 111, 3 439, 4 0, 2 203, 1 193, 2 43, 1
ного назначения              
Поселений 15588, 0 92, 7 193, 3 1, 2 186, 0 0, 4 6, 9
Промышленности 16660, 1 462, 5 6152, 2 36, 9 6150, 7 0, 7 0, 8
и иного специально-              
го назначения              
В том числе:              
промышленности 1575, 7 10, 4 43, 2 2, 7 42, 3 0, 2 0, 7
железнодорож- 907, 0 262, 0 541, 6 59, 7 541, 6
ы ного транспорта              
' автомобильного 1249, 7 14, 3 32, 4 2, 6 32, 0 0, 3 0, 1
'■ " • транспорта              
обороны и без- 11885, 5 173, 2 5524, 3 46, 5 5524, 3
опасности              
Особо охраняемых 34170, 4 1864, 9 7672, 2 22, 4 7671, 5 0, 7
территорий иобъек-              
тов              
Лесного фонда 1104817, 1 27200, 6 95597, 3 8, 6 95597, 3
Водного фонда 27885, 2 0, 2 2, 9 0, 01 2, 9
Запаса 106064, 7   14, 9 0, 01 14, 9
Итого земель 1580249, 8 29746, 2 110072, 2 7, 0 109811, 5 195, 9 65, 7

Анализ приведенных данных показывает, что из всех земель, зарегистрированных в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственнос­ти, 86, 8 % (или 95, 6 млн га) составляют земли лесного фонда, из них 63, 2 % (или 60, 4 млн га) находятся на территориях Ямало-Не­нецкого автономного округа (33 %, или 31, 5 млн га), Амурской об­ласти (17 %, или 16, 2 млн га) и Свердловской области (13 %, или 12, 7 млн га).


Несмотря на то что на долю лесного фонда пришлась наиболь­шая часть разграниченных земель, в целом земли лесного фонда, на которые право собственности зарегистрировано, составляют всего 8, 6 % их общей площади.

Анализируя процесс разграничения земель по категориям, можно отметить, что в наибольшей степени оно проведено на зем­лях промышленности и иного специального назначения, где доля разграниченных земель составила 36, 9 % их общей площади. Са­мые активные работы по разграничению земель проводили на землях железнодорожного транспорта, где доля разграниченных земель составляла 59, 7 %, и на землях обороны и безопасности — 46, 5 %. Доля разграниченных земель особо охраняемых террито­рий и объектов составила 22, 4 % (или 7, 7 млн га).

По остальным категориям доля разграниченных земель незна­чительна. Особенно низки темпы разграничения земель водного фонда и земель запаса, где доля разграниченных земель составляет всего по 0, 01 %; доля разграниченных земель сельскохозяйствен­ного назначения —- 0, 2 %, а земель поселений — 1, 2 %.

Необходимо отметить также, что из всех зарегистрированных земель 99, 8 % земель находится в федеральной собственности. При этом у Российской Федерации возникло право собственности на все земельные участки под объектами железнодорожного транспорта, расположенные на территориях Чувашской Респуб­лики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Кабарди­но-Балкарской республик, Тверской, Курганской и Томской об­ластей. На более чем 90 % земель железнодорожного транспорта зарегистрировано право федеральной собственности на террито­риях Тульской, Астраханской, Ивановской, Новгородской, Тю­менской, Мурманской, Пензенской, Волгоградской, Новосибир­ской областей и ряде других субъектов Российской Федерации.

На землях промышленности и иного специального назначения на 95, 1 % работы по разграничению собственности выполнены в Архангельской области, на более 50 % —в Тверской и Астрахан­ской областях.

При проведении работ по разграничению государственной соб­ственности на землю существуют определенные трудности, кото­рые имеют как объективные, так и субъективные причины.

К объективным причинам можно отнести недостаток времени на проведение работ, отсутствие правоприменительной практики в отношении норм Федерального закона о разграничении государ­ственной собственности на землю, исключение из состава ответ­ственных исполнителей по подготовке перечней земельных участ­ков Росземкадастра (Роснедвижимости) и территориальных орга­нов агентства на местах, у которых находится вся исходная земле­устроительная и кадастровая документация. Кроме того, эти органы ранее уже проводили землеустроительные работы по уста­новлению земель федеральной собственности, в том числе по со-


ставлению перечней объектов федеральной собственности, инвен­таризации земель поселений, земель обороны и безопасности, проведению топографо-геодезических работ, связанных с разгра­ничением земель по уровням собственности, упорядочению и ус­тановлению границ объектов федеральной собственности, уста­новлению границ закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и др.

Без проведения землеустроительных работ не только на уровне составления перечней земельных участков, но и в дальнейшем при упорядочении и установлении границ объектов всех форм собственности будет невозможно избежать нарушений в области землепользования, а также надлежащим образом сформировать и оценить эту собственность.

К субъективным причинам можно отнести отсутствие или низ­кое качество (вследствие устаревания) картографических материа­лов, на основании которых должны были проводиться описания зе­мельных участков, сложности с согласованием границ, определе­нием вида права и объекта права. Особую сложность представляют земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяй­ственного назначения, когда отдельные сельскохозяйственные организации не имеют правоустанавливающих документов на ис­пользование земель. Вместе с тем на их территориях фактически земли используют одновременно на праве аренды, праве собствен­ности, праве постоянного (бессрочного) пользования. В постоян­ном (бессрочном) пользовании у сельскохозяйственных организа­ций находятся, как правило, все несельскохозяйственные угодья.

Таким образом, для того чтобы обоснованно, технически пра­вильно и юридически грамотно разграничить земли государствен­ной собственности, необходимы время и финансовые затраты, а также выполнение этих работ в системе землеустроительного про­изводства. С целью экономии финансовых ресурсов работы по разграничению земель следует проводить по возможности одно­временно с их инвентаризацией, установлением границ, поста­новкой на кадастровый учет на основе проектов территориального землеустройства.

7.4. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Состояние земель при землеустройстве изучают с целью полу­чения информации об их количественном и качественном состоя­нии. Указанная информация является базовой при разработке и принятии соответствующих решений по совершенствованию зе­мельных отношений, экономического механизма регулирования оборота земель, расчету платежей за землю, разработке землеуст­роительной документации, ведению кадастра недвижимости и мо­ниторинга земель.


Всеобъемлющие и точные данные о состоянии земель необхо­димы также для разработки мероприятий по эффективной защите земельных ресурсов от деградации, проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, улучшению земельных угодий.

Наличие достоверной информации о количественном и каче­ственном состоянии земель дает возможность лучше понять эко­логические, экономические и социальные проблемы, связанные с землепользованием и охраной земель, способствует осознанию : , органами государственной власти, юридическими лицами и граж- j данами необходимости рационального использования земель, со- j хранения и восстановления плодородия почв, защиты территорий а от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельное- ] ти, а также пониманию того, что земля — не только один из видов I ресурсов, который можно использовать исключительно в эконо­мических целях, но и достояние, которое необходимо сохранить и приумножить.

Изучение состояния земель в соответствии со ст. 9 Федераль­ного закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» вклю­чает следующие работы:

геодезические и картографические;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыска­ния;

оценку качества земель;

инвентаризацию земель.

Основной вид землеустроительных работ по изучению зе­мель — геодезические и картографические работы, в результате ко­торых получают планово-картографический материал соответ­ствующих масштабов, являющийся основой для проведения почвен­ных, геоботанических и других обследований и изысканий, ин­вентаризации земель, оценки качества земель, планирования и организации рационального использования земель, территориаль­ного и внутрихозяйственного землеустройства, изготовления пла­нов земельных участков и землепользовании, а также для ведения учета земельных ресурсов, мониторинга земель, составления спе­циальных тематических карт и т. д.

Информационное содержание и масштабы геодезических и кар­тографических материалов устанавливают, исходя из конкретных целей, для которых в дальнейшем их используют. Но во всех случаях учитывают то, что с помощью картографического материала нужно наглядно и точно представить пространственное распределение процессов и явлений в пределах определенного региона, земле­пользования, земельного участка. Кроме того, необходимо, чтобы картографический материал одновременно можно было использо­вать для решения проектных, обследовательских и других задач.

Поэтому, как правило, для межселенных территорий принима­ют масштабы 1: 10 000 и 1: 25 000, для городов и других поселе-


ний — 1: 1000 и 1: 2000, реже — 1: 500 и 1: 5000, для разработки схем и составления тематических карт — 1: 50 000 и 1: 100 000, для крупных регионов — 1: 250 000 и мельче.

Исключение — создание картографических материалов в райо­нах со специфическими условиями, для которых масштабы выби­рают, исходя из местных условий. К таким регионам относятся районы Крайнего Севера, интенсивного орошения, съемок для целей рабочего проектирования. Необходимо отметить, что выбор масштаба регламентирован инструктивно-методическими доку­ментами по отдельным видам землеустроительных, кадастровых, мониторинговых работ. При этом нет единого каталога с описани­ем правил состояния картографических материалов, в том числе основной карты, как это принято в ряде зарубежных стран.

То же относится и к содержанию картографических материа­лов. Имеющиеся нормативные документы по применению услов­ных знаков, отражающих содержание карт, значительно устарели. Попытка подготовки и издания условных знаков, применяемых при землеустройстве и земельном кадастре в 1996—1997 гг., была сорвана из-за отсутствия финансирования.

Анализ получаемых картографических материалов показывает, что их содержание требует совершенствования в части отражения дополнительной информации, особенно объектов недвижимости, коммуникаций, линейных сооружений и др. В то же время следует исключать получение информации, потерявшей свою актуаль­ность.

Большое значение для землеустройства имеет установление пе­риода обновления планово-картографических материалов. Это за­висит от того, насколько ситуация, изображенная на картографи­ческом материале, соответствует изменениям на местности. Со­временные темпы изменений количественного и качественного состояния земель вызывают быстрое старение картографических материалов, что требует их периодического обновления.

Однако эти виды работ практически не проводят, что видно из таблицы 7.2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.