Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Азиатские модели землепользования и землеустройства






К началу XX в. в результате колониальной политики европейс­ких держав страны Центральной, Южной и Восточной Азии пред­ставляли собой феодальные общества с преимущественно аграр­ной экономикой, замедленным развитием и преобладанием поме­щичьего землевладения. После освобождения от колониальной зависимости необходимость развития промышленности и роста производительности сельского хозяйства потребовала коренных преобразований в экономике, проведения радикальных земель­ных и аграрных реформ.

Земельные преобразования проходили по двум альтернатив­ным направлениям:

развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, основанных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям капиталистичес­кого типа (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.);

переход к коллективным формам ведения сельского хозяйства, развитие кооперации и социалистических производственных от­ношений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея).

При проведении земельных реформ использовали различные методы: национализацию, экспроприацию земель, регулирование землевладения и землепользования законодательными и эконо­мическими средствами (кредитование, субсидирование, налогооб­ложение). Наиболее сложными и многообразными были земель­ные реформы в Индии и Китае.

Земельные преобразования и землеустройство в Японии и Израиле проходили своими путями, что обусловлено их гео­графическим положением, естественно-историческими и со­циально-экономическими условиями, национальными и рели­гиозными традициями. Поэтому изучение особенностей зем­леустройства в этих и других странах региона является акту­альным.


11 Землеустройство. Т. 7



Глава 22

ВЬЕТНАМ

22.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Общая площадь страны 329 566 км2 (33, 0 млн га), площадь суши — 32, 5 млн га. Территория государства представляет собой узкую полосу, вытянутую с севера на юг более чем на 3 тыс. км. Общая протяженность границ — 3818 км, длина береговой ли­нии — 3444 км.

Население составляет 74, 4 млн чел. (1995 г.). Вьетнам отличает­ся высокой плотностью населения — 225 чел. на 1 км2, что выше, чем в Китае. Обеспеченность землей — 0, 44 га на 1 чел.

Длина железных дорог в стране — 3059 км, протяженность авто­дорог — около 85 тыс. км, внутренних водных путей — 17, 7 тыс. км.

Основа экономики страны — сельское хозяйство. На его долю приходится половина валового национального продукта. В этой отрасли занято 70 % трудоспособного населения страны.

Главная сельскохозяйственная культура — рис, в больших объемах производят кукурузу, маниок, сорго, сладкий картофель (батат). Важные коммерческие продукты — соя, кофе, чай, каучук.

Большая часть населения проживает в сельской местности.

В сельском хозяйстве Вьетнама до 1945 г. господствовали дока­питалистические формы хозяйства и полуфеодальные методы экс­плуатации. Колониальная администрация была заинтересована в их сохранении, так как это облегчало сбор налогов и укрепляло помещичий класс. Показательно, что крестьяне, составлявшие свыше 90 % населения колониального Вьетнама, владели всего 30 % земли, причем худшей; большая часть земли принадлежала вьетнамским помещикам и французским колонистам.

В это время применяли различные формы земельной аренды. Чаще всего безземельный крестьянин обрабатывал землю поме­щика, заключив договор на несколько лет, пользуясь скотом, ору­диями и посевным материалом хозяина. Земля предоставлялась за половину урожая, а общая рента достигала 3/5 или даже 2/3 уро­жая. Существовала также и денежная аренда.

Развитие аграрных отношений во Вьетнаме после победы Авгу­стовской революции в 1945 г. можно разделить на четыре этапа:

подготовка и начало аграрной реформы (1945—1954 гг.);

завершение земельной реформы и переход к социалистическим преобразованиям в Северном Вьетнаме (1955—1975 гг.);

аграрные преобразования на Юге и развитие социалистических производственных отношений на Севере (с 1975 г. до середины 80-х годов);

современный этап земельного реформирования.


Сразу после революции 1945 г. был проведен комплекс меро­приятий, в известной степени облегчавших положение сельского населения. В частности, был отменен подушный налог и на 20 % снижен земельный. Правительство Вьетнама приняло постановле­ние о сокращении размеров арендной платы крестьян на 25 %; арендная плата теперь не должна была превышать 1/3 основного урожая. Земли французских колонизаторов конфисковывались и передавались во временное пользование безземельным и малозе­мельным крестьянам.

Право на получение земельного надела предоставлялось всем лицам, достигшим 15-летнего возраста. Максимальный надел на 1 чел. в Бакбо и Чунбо (север Вьетнама) был установлен 0, 5 га, в Намбо (юг Вьетнама) — 1 га. Предусматривалось также изъятие общинных земель у лиц, незаконно их захвативших, и передача их во временное пользование нуждающимся. Пустующие частные земли, которые не обрабатывали в течение 5 лет, объявляли соб­ственностью государства и временно передавали деревенской бед­ноте. При этом в течение первых трех лет крестьян освобождали от уплаты земельного налога и продовольственных поставок в фонд вооруженных сил ДРВ. В целом, однако, отношения между крестьянами и помещиками оставались прежними.

С 1953 г. начался первый этап осуществления реформы. К кон­цу 1956 г. на всей территории Северного Вьетнама, за исключени­ем некоторых горных районов, земли были конфискованы у поме­щиков и других нетрудовых классов. Более 810 тыс. га было без­возмездно передано 2 млн 104 тыс. крестьянских семей. Тогда же в ДРВ было создано 190 тыс. групп трудовой взаимопомощи, охва­тывающих до 60 % хозяйств на Севере страны. К 1960 г. коопери­рование крестьян в основном завершилось, в 41, 4 тыс. кооперати­вов вошли 2, 4 млн крестьянских дворов.

Большинство кооперативов представляло собой хозяйства низ­шего типа. Земля и основные средства производства оставались в собственности крестьян. За свой пай крестьянин ежегодно полу­чал часть доходов, равную 25 % урожая с его участка; право же ис­пользовать землю и основные средства производства принадлежа­ло кооперативу. Крестьянин мог изъять свою землю из кооперати­ва и снова стать единоличником.

В 60-е годы кооперативное движение развивалось вглубь; главным направлением стал переход кооперативов от низших форм к высшим. К концу второго этапа в развитии земельных отношений на долю социалистического сектора в сельском хо­зяйстве Северного Вьетнама приходилось около 96 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. В сельскохозяй­ственные кооперативы вступило 95 % крестьянских дворов в со­ответствии с господствовавшей тогда концепцией «ускоренного перехода к социализму в масштабах всей страны». К 1975 г. 97, 4 % кооперативов стали кооперативами высшего уровня, с


коллективной собственностью на землю и основные средства производства, с оплатой по труду.

Вместе с тем более 50 % сельскохозяйственных кооперативов не были оснащены даже простейшими средствами механизации. Вручную орошалось 80 % площадей, потребность в удобрениях обеспечивалась лишь на одну треть [50].

Создание государственных сельскохозяйственных предприятий начали сразу же после победы Августовской революции, и в 1959 г. в ДРВ насчитывалось 52 сельскохозяйственных предприя­тия такого типа. В 1975 г. на Севере страны имелось 115 госхозов с посевной площадью 106, 7 тыс. га, из которых почти 24 тыс. га было занято техническими культурами. В 1980 г. в северных про­винциях ДРВ действовали около 14 тыс. производственных сельс­кохозяйственных кооперативов, которые стали здесь ведущей формой сельскохозяйственного производства.

Эволюция аграрных отношений в бывшей зоне контроля сай-гонской администрации на Юге усилила мелкотоварный уклад в экономике; в деревне сохранялись феодальные и полуфеодальные пережитки. Доля безземельных и малоземельных крестьян состав­ляла 30 %.

Экономика Юга была тесно связана с мировым капиталисти­ческим хозяйством. После разрыва этих связей и объединения Вьетнама резко снизился экспорт сельскохозяйственной продук­ции. Новая социалистическая власть провела конфискацию поме­щичьих землевладений, национализацию имущества сайгонской администрации, осуществила переход к социалистической систе­ме в сельском хозяйстве, который сопровождался сопротивлением крупных землевладельцев и зажиточных крестьян, особенно в ри-сопроизводящих провинциях и дельте р. Меконг.

По Конституции ДРВ 1980 г. земля — общее достояние всего на­рода, а не какой-либо группы или какой-либо местности; земля яв­ляется социалистической собственностью в двух формах: общена­родной и коллективной. До 1980 г. бригадная подрядная система была единственной формой организации и оплаты труда, применяе­мой в кооперативном секторе сельского хозяйства Вьетнама. В об­щих чертах эту систему можно охарактеризовать так: бригады полу­чали от кооператива три задания — по объему произведенной про­дукции, материальным затратам и заработанным баллам. Эти зада­ния распределяли между членами бригады, которые получали баллы за совместную работу. Такая система не отвечала интересам работни­ков и, следовательно, не обеспечивала полного использования тру­дового потенциала, не стимулировала инициативу и ответственность за выполненную работу. Проблема эффективного использования земли является для Вьетнама весьма острой: по уровню обеспеченно­сти землей (0, 6 га на 1 чел.) Вьетнам занимает 159-е место в мире.

Поэтому в середине 80-х годов была введена новая система — индивидуального подряда, основанная на оплате сельскохозяй-


ственного труда по конечной продукции. Каждой крестьянской семье выделяли участок кооперативной земли (в зависимости от числа трудоспособных) на период до пяти лет; она была обязана сдать кооперативу определенное количество продукции, за что получала соответствующее число трудодней. Произведенная сверх этой нормы продукция оставалась в распоряжении крестьянской семьи, которая могла сдать ее государству по повышенным ценам или реализовать на рынке. Некоторые виды работ в кооперативе (например, ирригация, обработка земли механизмами и др.) про­должали выполнять коллективно специализированные бригады. Размер земельных участков, предоставляемых для выполнения подряда, был стабильным в течение ряда лет, чтобы заинтересо­вать крестьян в дополнительных вложениях в землю. Это позволя­ло также определить нормы сдачи продукции на основе средней урожайности и затрат трудовых и материальных ресурсов в пред­шествующие З...5лет.

Земля во Вьетнаме остается общенародной собственностью; в общенародной или коллективной собственности находятся важ­нейшие средства производства. Передаваемые в распоряжение крестьянину на условиях подряда участки кооперативной земли могут быть изъяты и в случае, если подрядчик нарушит условия подряда. Крестьяне, используя закрепленную за ними землю, про­изводят продукцию для кооператива и на свое личное потребле­ние по единому плану. Этот план разрабатывают кооперативы; его выполнение гарантируется хозяйственными договорами, заклю­ченными между государством и кооперативом, и подрядными до­говорами, заключенными между кооперативом (при посредстве бригад) и крестьянами. Продукцию и доход делят на принципах социалистического распределения.

Таким образом, система подряда на производство конечной продукции не может привести к возрождению мелкотоварного ук­лада, основанного на частной собственности на землю крестьян-единоличников. Купля-продажа и аренда земли по-прежнему зап­рещены.

В первой половине 90-х годов стагнация в экономике Вьетнама вынудила руководство страны искать новые пути развития, ориен­тируясь на такие страны, как Китай, Россия, Южная Корея. Дек­ларируя приверженность социалистическому строю, оно признало необходимость развития рыночных отношений, однако с оговор­кой, что экономика должна оставаться плановой и находиться под государственным управлением. Была признана многоукладность, но при руководящем значении госсектора. Эти ограничения отра­жаются на темпах реформ, однако экономическая необходимость заставляет правительство все чаще закрывать глаза на идеологи­ческие принципы. В сельском хозяйстве наблюдаются попытки отхода от управления административными методами и перехода к рыночным механизмам.


ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

До объединения Вьетнама государственная собственность на землю существовала главным образом в форме общинного земле­пользования с переделом земель один раз в три года. В период коллективизации и кооперации сельского хозяйства на базе об­щин создавались кооперативы, которые вследствие изменения по­литической ситуации стали быстрыми темпами распадаться.

Поэтому в начале 90-х годов страна была вынуждена вновь вер­нуться к земельному вопросу.

По Конституции Вьетнама (1992 г.) земля является общенарод­ной собственностью и предоставляется государством гражданам только в срочное пользование. Принятый в 1993 г. Закон Вьетнама о земле разрешает землепользователям обменивать, продавать, на­следовать, сдавать в аренду и залог право пользования землей.

Начиная с 1993 г. страна стала осуществлять преобразование социалистической экономики с административными рычагами и централизованным управлением в регулируемую рыночную эко­номику. Возвращение к общине в области землепользования с элементами крестьянской кооперации и рынка, переделом земли с частотой «один раз в 20 лет пашни и один раз в 50 лет многолет­них насаждений» позволило повысить эффективность сельскохо­зяйственного производства. Так, если в 1985 г. валовой сбор про­довольствия в стране в пересчете на рис составлял 18, 2 млн т, в 1995 г. — 27, 6, то в 1999 г. — уже 31, 8 млн т. Среднегодовое коли­чество продовольствия в расчете на душу населения равнялось со­ответственно по этим периодам — 304, 373 и 398 кг, урожайность риса — 2, 78, 3, 69 и 3, 98 т/га. Экспорт риса с 1990 по 1999 г. увели­чился с 1, 6 до 3, 8 млн т.

Административная община во Вьетнаме представляет собой единую территориально-хозяйственную систему со своим планом социально-экономического развития, располагающую земельны­ми и другими ресурсами, объединяющую землепользования се­мейных крестьянских хозяйств (дворов) с общими целями произ­водства, рационального использования и охраны земель. Главной особенностью организации производства и территории в общине является то, что семейные крестьянские хозяйства самостоятельно осуществляют производственную деятельность при сервисном об­служивании наиболее трудоемких работ. В общинах, имеющих сервисный кооператив, взаимоотношения между кооперативом и крестьянскими семьями регулируются на основе заключенных до­говоров на выполнение производственных функций по закупке удобрений, мелиорации, обработке почв, реализации продукции и др. При отсутствии сервисного кооператива община обеспечивает наряду с административным управлением содействие развитию производства крестьянских хозяйств.


В административных общинах Северного Вьетнама в 2000 г. было 87...89 % всех сельскохозяйственных угодий, из них 70...78 % находилось в пользовании крестьянских семей, 5...7 —в аренде, 6...10% — в ведении администраций общин.

Площадь сельскохозяйственных угодий у госхозов и других сельскохозяйственных предприятий составляла 11... 13 %.

При передаче земли крестьянским семьям в общинах их пере­распределяли поровну. В результате этого сложилось раздроблен­ное землепользование. В среднем на одно семейное крестьянское хозяйство северной равнины приходится 0, 26 га и 8...9 рабочих участков, находящихся в разных местах. Аналогично и в горно­предгорной зоне.

Раздробленное землепользование, мелкий размер крестьянских хозяйств и отсутствие частной земельной собственности сейчас тормозят развитие сельскохозяйственного производства.

Как отмечают вьетнамские ученые, в условиях перехода к ры­ночной экономике и малоземелья страны политика «срочного землепользования» имеет следующие недостатки.

1. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назна­чения как механизма их перераспределения затруднено и не явля­ется во Вьетнаме достаточно эффективным мероприятием.

2. Передел земли в условиях соблюдения предельного размера землепользования экономически нецелесообразен, а лишь стиму­лирует беспощадную эксплуатацию земли, особенно в периоды окончания срока права пользования землей.

3. Передел не позволяет инвестировать средства в сельское хо­зяйство и провести капитальные мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий для увеличения объема производ­ства сельскохозяйственной продукции в условиях малоземелья Вьетнама.

Однако, несмотря на негативные стороны, по их мнению, срочное землепользование обеспечивает социальную стабиль­ность и смягчает антагонизм экономического развития общества в условиях малой землеобеспеченности, исключая негативные по­следствия посредством установления достаточно длительного сро­ка пользования землей.

Считают, что в этих условиях землеустройство позволит смяг­чить отрицательные последствия имеющихся недостатков земле­пользования: раздробленности и мелкоконтурности угодий, даль­ноземелья, вкрапливаний, вклиниваний и т. п.

При этом система управления земельными ресурсами страны может быть предложена следующая.

Уровень Функции управления земельным фондом

Республиканский Информационное обеспечение управления земельным фондом

Разработка и утверждение генерального плана использова­ния и охраны земельных ресурсов страны


Утверждение планов использования и охраны земельных

ресурсов провинции

Нормирование долей земель, предоставляемых гражданам в

досрочное пользование

Установление базовых ставок земельного налога и иных

платежей

Контроль за использованием и охраной земель

Разрешение земельных споров

Провинциальный

Информационное обеспечение управления земельным фондом

Разработка планов использования и охраны земельных ре­сурсов провинции

Утверждение схем землеустройства уезда Ценообразование при определении права пользования зе­мель

Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров

Уездный

Разработка схем землеустройства уезда Утверждение проектов землеустройства общины Предоставление и изъятие земельных участков Разрешение сделок с правом пользования землей Установление размеров земельного налога и иных платежей Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров

Общинный

Разработка проектов землеустройства общины Регистрация землепользовании, факта хозяйственной дея­тельности субъекта права на землю и сделок с правом пользования землей Учет количества и качества земель Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров

Главные вопросы организации рационального использования земель и их охраны решают на уровне вьетнамской общины на ос­новании проектов землеустройства.

Практика показывает, что основой данных проектов должна служить агроэкологическая классификация земель, которая по­зволяет учесть качественные характеристики землепользования общины при размещении посевов сельскохозяйственных куль­тур.

Рассмотрим, как решали вопросы землеустройства в общине «Тан Чыонг» провинции Хай зыонг. Про проекту землеустройства было предусмотрено сократить число семейных крестьянских хо­зяйств с 1866 до 1400 за счет оборота прав пользования земельны­ми долями. При этом средний размер землепользования одного крестьянского хозяйства составит 0, 35 га против 0, 27 га до земле­устройства.

Площадь пашни намечено сократить на 5, 4 га в связи с отводом земель для расширения населенных пунктов, проектированием


защитных насаждений вокруг прудов, вдоль дорог и каналов. По проекту выделены водоохранные зоны, санитарно-защитные по­лосы вдоль автомагистрали. Предусматривают увеличить площади пашни, дающей три урожая, на 53 га (30 %) за счет улучшения ме­лиоративного режима и известкования почв, соответственно по­вышается кратность использования пашни с 2, 2 до 2, 4. Предпола­гают на пахотных землях первого и второго агроэкологических классов получать: три урожая овощей, рис—рис—картофель, рис-рис—кукуруза, рис—рис—соя, рис—рис—батат, а на землях тре­тьего и четвертого классов — два урожая риса. Высокая степень адаптированности культур способствует увеличению урожайности риса и кукурузы на 0, 4...0, 9т/га, картофеля на 3, 0 и овощей на 2, 0 т/га.

Сводные показатели проекта землеустройства приведены в таб­лице 19. Из таблицы видно, что результативные показатели произ­водственной деятельности хозяйств в общине существенно повы­сятся за счет проводимого землеустройства. Карта пригодности земель общины для размещения сельскохозяйственных культур и проект землеустройства, разработанный на ее основе, показаны на рисунке 25.

Проектом землеустройства административной общины «Нам бан» провинции Ха занг предусмотрено вовлечение 796 га неис­пользуемых земель для выращивания чая и лекарственных расте­ний. На сильносмытых землях намечается посадка леса. Пло­щадь плодовых насаждений увеличивается на 194 га, поливного риса — на 80 га за счет строительства трех прудов. В результате этих действий изменится структура земельных угодий в общине (табл. 20).

В условиях сложного рельефа на полях размещают следующие культуры севооборота: арахис—кукуруза, кукуруза—соя, горный рис с буферными полосами многолетних трав. Защите земель от эрозии способствуют проектируемые водорегулирующие лесопо­лосы и валы-канавы. За счет противоэрозионных мероприятий и лучшего использования агроэкологического потенциала земель увеличивается урожайность культур: риса — на 0, 4...0, 8 т/га, куку­рузы — на 0, 5 т/га.

Основой для разработки проекта землеустройства также служи­ла агроэкологическая карта пригодности земель общины под сель­скохозяйственные угодья и культуры (рис. 26).

В результате увеличения площадей продуктивных угодий, ко­торое намечается вследствие трансформации и мелиорации ранее не используемых в сельском хозяйстве земель, в общине «Нам бан» появилась возможность увеличить число семейных крестьян­ских хозяйств (с 791 до 933) и их средний размер (с 1, 8 до 2, 8 га).

Проект землеустройства общины показан на рисунке 27, а ос­новные его показатели в таблице 21.


12 Землеустройство. Т. 7




 


Классы земель

хорошо пригодные для картофеля, овощей, риса и других сельскохозяйственных культур

 

хорошо пригодные для риса, среднепригодные для картофеля, кукурузы, сои и других культур

хорошо пригодные для риса, малопригодные для других культур

среднепригодные для риса, малопригодные для других культур

А

Рис. 25. Карта пригодности земель общины «Тан чыонг» под сельскохозяйственные

числитель: О — три урожая овощей; РРС — рис — рис — соя; РРБ — рис — рис — батат;



 


 


Ш

n? .


административный центр

поселения

дороги

каналы

пруды

проектируемые защитные насаждения

Б


культуры (в) и проект ее землеустройства (б):

РРКР — рис — рис — картофель; РР — рис — рис; знаменатель — площадь

12*







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.