Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ч ■ 'Л







Г


 


ГчА- ■ у

. 'b3)V-" "

S


 

 


 

j*«

 


«У1*


 


 


■ *J


....—-—., - * % r

-.* > • л.•*■ **± t J_j> - •:

f-»y-A-i;.

»" *■ •».■ «■ *»

Pound; < л'£ Ж


 

 


^Ј^

A


Рис. 4. Осуществление плана использования земель на территории Валей Стрим

Лонг Айленда:

я-1933г.; б- 1959г.


земельные участки


\


\


г^.--

 


/


муниципалитет

\ г

/

N.___ " * V;: <

ь**^* ■., ^■.■; " V._\ P^m


" £ *


NTS? 4-..>, 4.: -v > >;

 

*to*№ft-V-


Рис. 5. Уровни планирования и использования земель в городах


Управление по планированию

 

 

 

 

 

 

Главный администратор )
     
Директор по планированию   Планировочная комиссия
 
     
     
  Информация населения
     

 

 

' ' " \ 1 г
Исследова- Перспективного Текущего Земельного Администра-
тельский планирования планирования контроля тивный
    Функции    
- анализ — анализ — природоох- - поправки к — канцелярия
— ведение ин- политики ранного планирова- зонированию — картографи-
формацион- _ взаимосвязь - переплани- ческий
ного банка с региональ-   ровка тер- отдел
данных - программи- ным плани­рованием - специальные проекты ритории - рассмотре- — компьютер­ная служба
рования и бюджета 1— генеральные планы - землеустрой­ство неболь- ние жалоб и пересмотр — архив
библиотека   ших площадей - изменение зонирования  
        в планах      

программи­рования

Рис. 6. Типовая структура управления по планированию землепользования США

нои поддержки или экономического развития, это перспективы развития землепользования, хотя и учитывающие вышеперечис­ленные моменты;

разрабатывают их на длительную перспективу: генеральный план — 20...30 лет, план развития территории округа (района — 15 лет, муниципальный план — 5... 15 лет), хотя должны учитывать реальный переход от настоящего к будущему, что может повлечь за собой разработку плана первой очереди с обычным сроком в 5 лет;

данные планы должны быть комплексными, всесторонними (Comprehensive Plan), учитывать не только использование земель, но и развитие строительства, транспорта, коммунальных систем, рекреации и др.;


планы должны проводить в жизнь земельную политику, хотя в ряде штатов США они могут и не приобретать силу закона; в дру­гих случаях они служат юридической основой для зонирования, перепланировки, планирования бюджета и различных улучшений;

данные планов должны помогать властям, планировочным ко­миссиям, мэрам, главам администраций различного уровня, ме­неджерам принимать решения в области развития землепользова­ния.

Основу планирования использования земель в штатах США со­ставляет зонирование территории. Согласно определениям Амери­канской ассоциации планировщиков и Международной ассоциа­ции городского управления (The International City Management Association) под зонированием понимают деление территории му­ниципалитета (или округа) на зоны (районы) для целей регулиро­вания использования земель, находящихся в частной собственно­сти [176]. Зонирование территории закрепляется соответствую­щим местным законом или декретом (Zoning ordinance), который включает в себя план зонирования и правила использования зе­мель в различных зонах.

В США наиболее распространены виды зон: жилая (низкой, средней и высокой плотности застройки); промышленная; ком­мерческая; транспортная, коммуникаций и утилизации; торговая; обслуживания (сервиса); культурная, развлечений и рекреации; использования ресурсов и добычи полезных ископаемых (сельско­хозяйственная, лесная, имеющая отношение к сельскому и лесно­му хозяйству, рыболовства, добычи полезных ископаемых и др.); водные площади, неразвиваемые и резервные территории.

В соответствии со «Стандартной инструкцией кодирования ис­пользования земель» в США предлагалось выделить 9 основных категорий и 99 классов земель для зонирования.

Для каждой зоны устанавливают одинаковый правовой режим, в рамках которого дают перечень основных, вспомогательных и временных видов использования земли и строений, предельные размеры площади участка, ограничения размеров строений и их размещения на участке, плотности застройки, соотношение пло­щади жилой застройки и открытых пространств, условия доступа к дорогам, инженерным сетям и др.

В плане зонирования территории города также показывают: минимальный размер земельного участка, его минимальную про­тяженность (длину) со стороны улицы, предельную высоту заст­ройки, минимальный отступ объектов недвижимости от границы участка, максимальный процент площади занятого зданием (стро­ением, сооружением) земельного участка, минимальную или мак­симальную площадь всех помещений здания в соотношении к размеру земельного участка (соотношение суммарной площади всех помещений к площади участка), совместимость зданий с точ­ки зрения эстетико-архитектурных требований.


В дополнение к плану зонирования разрабатывают правила ме­жевания или перепланировки земель (Land Subdivision Regulation), которые вместе с первым документом используют для контроля землепользования.

Правила межевания или перепланировки содержат требования и стандарты, которые необходимо выполнять при разделении фермерских или резервных (свободных) земель на массивы и зе­мельные участки в ходе развития городских территорий. Эти тре­бования и стандарты определяют размер и форму земельных учас­тков, кварталов, ширину и длину улиц, строительные нормы и правила размещения дорог, обочин, коллекторов, водопроводных магистралей, тротуаров, пешеходных дорожек.

В связи с урбанизацией в США постоянно требуются новые земли для роста и развития городов. Как правило, это прилегаю­щие сельскохозяйственные территории с плодородными землями, которые находятся в частной собственности. Поэтому через меха­низм планирования использования земель и зонирования терри­тории государство ищет компромисс между общественными и ча­стными интересами, между природоохранными требованиями и интенсификацией природопользования, ограничивая изъятие ценных сельскохозяйственных угодий для нужд городов, промыш­ленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей.

Поэтому в США сформировалась система законодательства, ограничивающая перевод сельскохозяйственных земель в иные категории. К ним относятся: федеральный Закон о защите сельс­кохозяйственных земель (1981 г.), Закон о фермах для будущего (1990 г.), законы штатов о сельскохозяйственных районах. После­дние дают земельным собственникам возможность и стимулы войти в эти районы на основе следующих механизмов и льгот: ос­лабления на уровне штатов и местном уровне законодательных правил, которые так или иначе препятствуют сельскохозяйствен­ной деятельности; зонирования сельскохозяйственных земель; дифференциации налогообложения; ограничения на действия, связанные с исключительным владением землей; программ полу­чения «права на развитие». Последние требуют от землевладель­цев (в обмен на получаемые ими льготы) участвовать в программе в течение нескольких лет, что, по существу, ограничивает изъятие сельскохозяйственных земель.

Отношение земель к разряду сельскохозяйственных в плане зо­нирования дает возможность ряду судебных органов запретить не­сельскохозяйственное использование земель.

Фрагменты плана использования земель г. Кингспорт (шт. Теннесси) с зонированием территории и плана размещения зе­мельных участков для строительства показаны на рисунках 7, 8.

Планы использования и охраны земельных ресурсов реализу­ются через специальные программы регулирования землепользо­вания.



rV С

^IJ\


m жилая застройка ea общественного назначения

■ коммерческая -границы - железные дороги

ИЗ промышленная — главные дороги и автомагистрали = реки

Рис. 7. План использования земли (Кингспорт, Теннесси)


г * ^ ч" *%*^л


 


Рис. 8. План земельных участков


6.5. ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Помимо землеустроительной деятельности, осуществляе­мой федеральными службами, определенную работу по орга­низации рационального природопользования проводят штаты и местные органы власти.

Основной источник финансирования мероприятий по орга­низации использования и охраны земель в США — федераль­ный бюджет; средства распределяют министерства на основа­нии конкретных программ. Важнейшие из них перечислены в таблице 4.

4. Основные направления деятельности министерств и ведомств США в области охраны и рационального использования земельных ресурсов [75]


Министерство, ведомство


Направление деятельности


Затраты на профаммы, имеющие отношение к сельскому хозяй­ству (1996 г.), млн долл.


Основная программа


 


Министерство Техническая и кон- 3200

сельского сультативная поддержка

хозяйства Предоставление субси-

дий на внедрение фер­мерами природоохран­ных технологий Прямое финансирова­ние проектов землеуст­ройства

Компенсация убытков землевладельцам за вы­вод земель из хозяй­ственного использова­ния

Привлечение фермеров к соблюдению опреде­ленных правил исполь­зования земельных и водных ресурсов Научно-исследовательс­кая и информационная работа

Армейский Освоение водных ресур- 1353

корпус сов и управление ими

инженеров Освоение заболоченных

территорий Защита от наводнений Строительство объектов гидроэнергетики


Консервации эродиро­ванных земель Консервации сильно ув­лажненных и заболо­ченных земель Защиты фермерских зе­мель

Комплексного управле­
ния производством
сельскохозяйственных
культур

Выбора направлений консервации земель на фермах Картирования почв

Осушения болот Контроля за наводнени­ями



Продолжение


Министерство, ведомство


Направление деятельности


Затраты на прог­раммы, имеющие

отношение к сельскому хозяй­ству (1996 г.), млн долл.


Основная программа


 


Министерство внутренних

дел

Агентство по защите окружа­ющей среды


Поддержание и улучше­ние состояния пастбищ, расположенных на об­щественных землях Контроль за сохранени­ем объектов флоры и фауны (в том числе на сельскохозяйственных землях)

Организация водополь­зования (для целей оро­шения и контроля водо­стока)

Мониторинг природной среды (уровня загрязне­ния земель, воздуха, воды, сбросов твердых отходов, применения пестицидов, уровней шума и радиации) Разработка националь­ной системы ограниче­ния выброса загрязняю­щих веществ



По управлению и разра­ботке ресурсов Проекты, реализуемые через бюро мелиорации

Обеспечение качества воды

По питьевой воде По пестицидам Национальная система (программа) ограниче­ния выброса загрязняю­щих веществ


 


Итого (затраты феде­рального бюджета)



Крупнейшей по объему финансирования и числу участников в 90-е годы стала программа консервационного резерва, осуществ­ляемая Министерством сельского хозяйства и предусматривающая долгосрочный (на 10 лет и более) вывод из хозяйственного оборо­та земель с высоким уровнем эрозии почв.

Основная работа была проведена в период с марта 1986 г. по июнь 1992 г. За это время было заключено 375, 2 тыс. договоров по выводу из производства 14, 7 млн га, что составило 8 % всей посев­ной площади страны. По условиям программы фермерам выпла­чивали земельную ренту за все выведенные из оборота земли. В 1986—1992 гг. размер компенсаций составил в среднем около 123 долл. в год за 1 га.

Большая часть участников программы консервационного ре­зерва выводила пашню из оборота путем высева многолетних трав и бобовых (около 60 % заключенных контрактов), а также устрой-


ства естественных лугов (23 %). Посадку деревьев предусматрива­ли лишь в 6 % контрактов, столько же контрактов было заключено на оставление земли под паром (устройство естественного покры­тия). Последний способ был наиболее дешевым из всех применяв­шихся: затраты на него не превышали 0, 1 долл. на 1 га. Наиболее дорогим было устройство лугов, при котором затраты на 1 га зе­мель составляли около 111 долл. Государство компенсировало фермерам до половины стоимости работ по обустройству выве­денных из оборота земель.

К середине 90-х годов XX в. срок заключенных по программе договоров начал истекать, что создавало возможность возврата в производство больших площадей «отдохнувших» земель. Это мог­ло вызвать чрезмерный рост производства сельскохозяйственной продукции, нарушить сложившееся равновесие на рынке и вновь повысить эрозионную опасность. Поэтому в соответствии с сельс­кохозяйственным законом 1996 г. действие программы было ре­шено продлить. Максимально возможная к выводу из оборота площадь была установлена в размере 14, 7 млн га.

После принятия решения состоялся конкурсный тур подписки на участие в программе консервационного резерва, который был проведен в марте 1997 г. К участию в программе было предложено около 9, 4 млн га земель, из которых отобрали 6, 5 млн га.

Использование больших земельных территорий в США регули­руется также федеральными программами об улучшении качества воды. Законы о чистой воде и об управлении прибрежными зона­ми (1972 г.) периодически (каждые 5 лет) переутверждают. Снача­ла был предусмотрен контроль и регулирование загрязнения вод­ных ресурсов от точечных источников (ферм, животноводческих комплексов, промышленных и коммунально-бытовых предприя­тий и т. п.), а затем принята специальная система использования земель, находящихся в водосборных бассейнах водных источни­ков. Проблема заключалась в том, что в отличие от точечных ис­точников загрязнители другого типа (например, сельскохозяй­ственное предприятие, применяющее пестициды или минераль­ные удобрения) выявить довольно трудно. Поэтому в отношении таких территорий в США реализуют специальные программы «Неточечные источники загрязнения» и «Контроль неточечных источников загрязнения в прибрежных районах».

Первая программа предусматривает, что Агентство по защите окружающей среды выделяет специальные гранты штатам для раз­вития конкретных проектов по контролю за точечными источни­ками загрязнения и ограничению их отрицательного влияния на качество водных ресурсов. В 1995 г. сумма таких грантов составила более 274 млн долл., из которых 107 млн было направлено на про­екты в области сельского хозяйства.

Во второй программе федеральное правительство впервые предприняло попытку прямого контроля за неточечными источ-


никами загрязнения в сельскохозяйственном производстве. От властей всех штатов были затребованы специальные планы ис­пользования земель в прибрежных районах и по контролю загряз­нения. Планы должны предусматривать в первую очередь добро­вольные меры ограничения стоков с сельскохозяйственных уго­дий, а также, если необходимо, принудительные меры.

Важные меры по контролю загрязнения водных ресурсов пре­дусматривает программа консервативного резерва, начатая в 1985 г. В соответствии с ней при выведении из хозяйственного оборота земли, граничащей с территорией источника воды, фер­мер, проводящий природоохранные мероприятия, может получать в качестве компенсации до 4, 5 тыс. долл. ежегодно.

6.6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Функции планирования землепользования в сельской местнос­ти лежат на местных властях, имеющих в своей структуре подраз­деления по планированию, зонированию территорий и контролю за использованием земель.

Общие площади земель сельскохозяйственного назначения, их месторасположение и целевое использование определяют на ос­нове локальных схем развития или зонирования территории дан­ного района. Эти схемы определяют также сельскохозяйственные земли, подлежащие в перспективе изъятию под застройку, для размещения объектов инфраструктуры или включаемые в резерв­ный фонд.

Вместе с тем, учитывая то, что США проводят политику по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (прежде всего фермеров) и стремятся повысить эффективность сельскохо­зяйственного производства, соблюдая принципы охраны почв, вопросы организации рационального использования земли в кон­кретных фермерских хозяйствах имеют первостепенное значение.

Благоприятный климат и наличие плодородных почв способ­ствуют развитию сельского хозяйства США. Страна занимает пер­вое место в мире по производству мяса, кукурузы, сои, сорго, вто­рое — по производству сахарной свеклы и табака, третье — по про­изводству пшеницы и хлопчатника. США производят также боль­шое количество фруктов, ягод, овощей и картофеля. Несмотря на высокое плодородие почв, их размещение по территории сильно дифференцированно. Учитывая это, политика развития и поддерж­ки сельского хозяйства страны строится на основе качественного учета сельскохозяйственных земель, проводимого систематически.

Начиная с 1935 г. все работы по качественной оценке сельско­хозяйственных земель были переданы в ведение Службы охраны почв (Soil Survey). С этого времени они стали практическими и


включают конкретные рекомендации для фермеров. Кроме того, Служба охраны почв стала предоставлять фермерским хозяйствам также и необходимую техническую помощь по осуществлению ре­комендуемых мероприятий, обеспечивающих поддержание пло­дородия почв, а также по разработке проектов внутрихозяйствен­ного землеустройства. Эта помощь заключалась в предоставлении фермерам соответствующего оборудования, техники, а также кре­дитов и консультационных услуг на выполнение некоторых тех­нических работ по реконструкции землепользования.

Рекомендации по организации рационального использования фермерских земель основаны на классификации сельскохозяй­ственных угодий по следующим признакам: почвы, их грануло­метрический состав, агрохимические и водно-физические свой­ства, гидрология, степень подверженности эрозии, уклоны и дру­гие характеристики рельефа.

При составлении карт классов земель в США применяют метод так называемого «фракционного кодирования» (Fraction — code). Признак, учитывающийся при полевых обследованиях террито­рии, соответствующим образом зашифровывают, и ему присваи­вают определенное буквенное или цифровое обозначение. Выде­ленному внутри классов ареалу земель, в зависимости от сочета­ния присущих ему особенностей, также присваивают тот или иной комплексный индекс. Таким образом, каждый контур полу­чает конкретную оценку качества земель.

Обычно это небольшие участки, имеющие детальные характе­ристики. Это имеет большое практическое значение, так как зем­лепользователь, располагающий подобными данными, получает возможность дифференцированно подходить к проблеме исполь­зования земель даже в пределах одного и того же класса.

Затем проводят комплексную группировку контуров на топог­рафической основе или по аэрофотоснимкам. В результате этого выделяются классы земель по сложности их хозяйственного ис­пользования. Все их делят на две большие категории. В первую категорию входят земли, относящиеся к I...IV классу и пригодные с той или иной степенью ограничений для выращивания сельско­хозяйственных культур. Ко второй категории относят земли V...VIII класса, пригодные в основном для пастбищного использо­вания. Исключение составляет лишь VIII класс земель, которые можно использовать либо для создания на них зон отдыха, либо заповедников, либо их исключают из использования вообще.

Схематическое размещение данных классов земель показано на рисунке 9.

Большое значение в США при планировании развития сельс­кого хозяйства придают и ландшафтным признакам: топографии (степени расчлененности территории, размещению различных ви­дов угодий, дорог и т. п.), водному режиму, размещению заболо­ченных земель, видовым характеристикам (рис. 10).


Рис. 9. Размещение классов земель:

I...VIII— классы земель по потенциальной опасности эрозии

По данным профессора П.Ф. Лойко, при планировании исполь­зования земель в сельском хозяйстве широкое распространение по­лучает экономическая оценка земель. В США пока не выработано единой методики проведения экономической оценки земель. В раз­личных районах страны применяют следующие методы:

доктора Р. И. Стори (Калифорния);

А.Р. Эндала и Р. Т. Оделла (Айова и Иллинойс);

оценки по цене реализации земли Г.С. Хааса и К. Брандта;

сравнительной статистики и др.

Методику использования данных экономической оценки зе­мель при планировании их использования рассмотрим на приме­рах проведения земельно-оценочных работ в округе Алламаки шт. Айова. В пределах этого округа было выделено 39 различных ти­пов почв, подсчитаны процент обрабатываемых земель и урожай­ность каждой культуры в пределах каждого типа.

Последовательность дальнейших расчетов можно проследить на примере оценки суглинистых черноземовидных почв серии Файетт. Помимо определения структуры посевов и урожайности


всех выращиваемых культур были установлены степень примене­ния удобрений, известкования почв, террасирования полей, кон-турность или полосность посевов. После подсчета валового дохода и всех производственных затрат для почв данной серии был рас­считан чистый доход, составивший 11, 59 долл./акр. Наибольший чистый доход в округе был получен при возделывании почв серий Тама и Джадсон — 20, 46 долл./акр. Продуктивность этих почв была оценена в 100 %. Соответственно, продуктивность почв се­рии Файетт составила 57 %.

После проведения всех необходимых расчетов было выяснено, что из 39 выделенных в округе типов почв только 22 целесообраз­но использовать под пашню. Остальные 17 были признаны при-



Земли, и> с1йюяюшио Реки и подменные Равиы(нь.е yyacntii 1Гг\чн1'л; ы к'рритрий '^VkVU., ijCW.^liiМАННЫХ в группу яп ьшуалышм характеристикам

а □

 


 


Рис. 10. Ландшафтная карта территории Висконсина



годными только для пастбищного использования или лесоразве­дения.

На плодородных почвах соотношения в оценках пашни, паст­бищ и лесов выражены гораздо более контрастно, чем на менее плодородных. При этом определение наиболее рационального способа использования каждого участка должно обязательно со­провождаться изучением всего хозяйства как единого целого. Кроме того, текущее использование данного участка, например в качестве пастбища, вовсе не означает, что именно этот способ ис­пользования — наиболее рациональный.

С целью защиты от изъятия ценных сельскохозяйственных уго­дий для жилого и производственного строительства и иных несель­скохозяйственных нужд в США применяют экономические методы регулирования, в основном на уровне штатов. Наибольшее распро­странение получил метод льготного налогообложения сельскохо­зяйственных земель. К началу 90-х годов XX в. такие законы были приняты во всех штатах, за исключением Канзаса. Основная идея заключалась в том, чтобы оценку сельскохозяйственных земель для целей налогообложения проводить не по реальной стоимости (как для всех остальных видов недвижимости), а исходя из их фактичес­кого использования. Поскольку рыночная цена земельного участка, используемого под застройку, значительно больше по сравнению с ценой фермерской земли, заметно уменьшается потенциальная вы­года для фермера, желающего продавать землю для последующего несельскохозяйственного использования.

По данным А. Е. Гайдамаки, штаты применяют самые разнооб­разные механизмы льготного налогообложения. Так, в шт. Нью-Йорк осуществлена программа создания сельскохозяйственных районов. По условиям программы фермер, включивший свои зем­ли в состав сельскохозяйственного района, может претендовать на льготную оценку земель для исчисления налога и одновременно принимает обязательство не изменять их целевое назначение. В случае его нарушения он обязан возместить полученные налого­вые льготы в пятикратном размере. Эта программа получила под­держку населения, так как участие в ней было добровольным, а стимулы — достаточно высокими. В результате около четверти сельскохозяйственных земель штата включено в программу [25].

Однако эффективность льготного налогообложения ограниче­на. Так, в районах, где существует очень высокий устойчивый спрос на земли под застройку (и соответственно формируются очень высокие цены на них), льготное налогообложение не сдер­живает сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, так как у фермера сохраняются мощные стимулы продавать землю для последующего несельскохозяйственного использования. Таким образом, льготное налогообложение сельскохозяйственных земель достигает своей цели только в условиях среднего и низкого спроса на землю.


Другой метод, используемый с той же целью, получил название «приобретение права застройки». Он пока не очень распростра­нен, но его считают достаточно перспективным. Суть его заклю­чается в том, что местные органы власти выкупают право застрой­ки, сохраняя за землевладельцем все остальные права на земель­ный участок. В итоге он оказывается не вправе самостоятельно принимать решение о застройке и земля сохраняется для сельско­хозяйственного использования.

Участие в подобных программах добровольное, но предполага­ется, что фермер заинтересован продать право застройки, чтобы уменьшить свои долги, купить дополнительно еще участок земли, вложить полученные средства в улучшение земель и т.д. Соответ­ствующий опыт имеется в основном в северо-восточных штатах (Нью-Йорк, Массачусетс), где площади сельскохозяйственных угодий ограничены.

Еще один метод — так называемое сельскохозяйственное зони­рование территории, применяемый зачастую в комбинации с дру­гими. На территории административной единицы выделяют зоны преимущественного использования земель для сельскохозяй­ственных целей, а другие виды использования существенно огра­ничивают. Имеются различные механизмы такого ограничения, но все они основаны на регулировании плотности застройки. На­пример, установить для сельскохозяйственной зоны минималь­ный размер отводимого под застройку участка (обычно равный размеру средней фермы в данной зоне).

Поскольку перевод сельскохозяйственных земель в несельско­хозяйственное использование немедленно приносит фермеру до­ход, и зачастую значительный, ограничения, связанные с зониро­ванием, постоянно критикуют различные политические группы влияния. Поэтому успех данного мероприятия во многом зависит как от методов его практической реализации, так и от степени его общественной поддержки.

Земельная политика на сельскохозяйственных землях США опи­рается на хорошо отрабатываемую информационную базу, включаю­щую, в частности, цифровые электронные карты. Так, служба кон­сервации природных ресурсов Министерства сельского хозяйства осуществляет программу картирования почв. Работы проводит спе­циальное подразделение (Национальная кооперативная служба кар­тирования почв), об их масштабах можно судить по следующим дан­ным. Меньше чем за год (с 1 октября 1993 г. по 30 августа 1994 г.) были составлены новые почвенные карты территорий общей площа­дью около 5, 7 млн га и обновлены имеющиеся карты на площади 4, 6 млн га. Всего за период работы программы составлены почвен­ные карты территорий общей площадью более 700 млн га.

Все программы Министерства сельского хозяйства США со­провождаются необходимой научно-исследовательской, консуль­тативной, внедренческой, пропагандистской и образовательной


деятельностью. Научные разработки проводит сельскохозяйствен­ная исследовательская служба министерства, а кооперативная служба исследования, образования и внедрения через систему грантов финансирует аналогичную деятельность в других научно-исследовательских учреждениях. Служба экономических исследо­ваний изучает экономические аспекты природоохранного земле­пользования. Служба консервации природных ресурсов наряду с широким кругом обязанностей по администрированию природо­охранных программ также собирает необходимые данные, прово­дит специальные исследования состояния почв, водоразделов рек, примыкающих к районам интенсивного земледелия, и др.

Издержки государства на осуществление мероприятий в облас­ти рационального использования и охраны земли и других при­родных ресурсов в США за последние годы значительно выросли. С 1985 по 1996 г. соответствующая часть бюджета министерства почти утроилась в текущих ценах или удвоилась при их пересчете в постоянные. В значительной степени это произошло благодаря проведению программы консервационного резерва, связанной с большими компенсационными платежами за вывод земель из обо­рота. В 1991 —1996 гг. на эти цели было израсходовано около 51 % всех средств, направленных по линии министерства на природо­охранные цели.

В целом земельную политику США можно рассматривать как совокупность компромиссов, имеющих скорее динамический, чем постоянный характер. Укрепляются позиции тех, которые счита­ют землю общественной ценностью, и соответственно расширя­ются масштабы контроля за использованием частных земель. Эта тенденция постоянно встречает сопротивление сторонников не­вмешательства государства в бизнес и собственников, стремящих­ся к получению абсолютных прав на землю.

6.7. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Работы по организации рационального использования и охра­ны земель в США встроены в общую систему землеустроительных и природоохранных мероприятий. Их проводят несколько орга­низаций — Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агентство по защите окружающей среды, Армей­ский корпус инженеров и др. В стране действует Ассоциация част­ных землемеров.

Государственные земли находятся в ведении Землеустроительно­го бюро (Bureau of Land Management, BLM), являющегося подразде­лением американского Департамента (министерства) внутренних дел. Это бюро учитывает и организует рациональное использование и охрану 262 млн акров государственных земель, владеет правами на


разработку недр на площади 300 млн акров, поддерживает легальный статус для 331 млн акров заповедников, созданных на государствен­ных землях, таких, как национальные парки, заказники, заповедные леса, обеспечивает управление минеральными ресурсами и кадастро­вую съемку для 56 млн акров индейских земель (2002 г.).

Бюро землеустройства (BLM) было учреждено в 1946 г. и объе­динило главный земельный офис, созданный в 1812 г. при Мини­стерстве финансов, и Пастбищную службу, функционирующую с 1934 г. Учрежденная BLM Программа кадастровой съемки вклю­чает в себя документальную регистрацию и определение офици­альных границ земель общей площадью более 700 млн акров. Со­временные межевые знаки BLM, устанавливаемые на поворотных точках границ государственных земель, снабжены надписью «Unlawful to disturb» — «Трогать запрещено законом».

В структуру Бюро землеустройства входит 12 отдельных шта­тов, 58 отделений графств и 140 местных отделений. Всего в систе­ме работает около 10 тыс. чел. Основные функции бюро:

ведение земельных информационных систем; проведение кадастровых съемок; ведение земельных архивов 31 штата; подготовка конкретных планов регионального развития; проведение земельных съемок и землеустройство; выпуск лицензий и других разрешений на использование зе­мель и полезных ископаемых;

инспектирование правильности использования выданных лицензий и разрешений;

проектирование и строительство дорог, других коммуника­ций и зданий;

мониторинг ресурсов;

продажа федеральных земель и покупка земель в федераль­ную собственность.

Указанные функции выполняют специалисты и эксперты бюро на местах и координируют с другими органами государственной власти соответствующих уровней (федерация, штат, графство).

Работа бюро по землеустройству — один из источников денеж­ных поступлений в федеральный бюджет (около 800 млн долл. ежегодно). Главные статьи дохода — продажа древесины и обще­ственных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для про­езда к собственности, продажа разрешений на разработку полез­ных ископаемых, предоставление услуг (обучение кадров, прове­дение исследований, оценка проектов, проведение закупок).

Бюро землеустройства поддерживает архив свидетельств о соб­ственности на земли, ранее находившиеся в общественной соб­ственности.

В архиве нет данных по штатам, составляющим 13 первона­чальных колоний, земли которых никогда не были собственнос-


тью федерального правительства. Информация по этой террито­рии находится в архивах соответствующего штата.

Ежегодно бюро выдает более 10 тыс. копий документов, под­тверждающих право собственности на конкретные участки. Архив бюро централизован, все документы находятся в одном месте.

За свою историю федеральное бюро по землеустройству пере­дало в собственность частным лицам и различным организациям 1, 1 млрд акров земель, в том числе 287 млн акров бесплатно; 328 млн акров было передано под строительство общественных (бесплатных) школ, транспортных систем и других объектов.

Все имеющиеся документы микрофильмированы; в 1989 г. было решено перейти к оптическому сканированию документов, внедряется новая система учета и поиска регистрационных доку­ментов. С 1993 г. бюро землепользования начало продавать ком­пьютерные компакт-диски с оптической информацией всем заин­тересованным лицам [31].

Специалистов, осуществляющих землеустроительные и топог-рафо-геодезические работы, в США обычно делят на три группы. Геодезисты (geodetic surveyors) измеряют форму и размер земной поверхности. Топографы (topographic surveyors) определяют коор­динаты и картографируют объекты землеустройства, различные объекты местности, в том числе контуры земельных участков, во­доемы, дороги, здания и т. п.

Землемеры (land and cadastral surveyors) прокладывают и разме­чают границы земельной собственности в соответствии с опреде­ленной юридической процедурой.

Профессия землеустроителя в России гораздо шире. Помимо технических и юридических вопросов, которые хорошо знают землемеры в США, российские землеустроители хорошо владеют вопросами управления земельными ресурсами, т.е. являются зе­мельными менеджерами, знают вопросы экономики и технологии сельскохозяйственного производства, могут решать планировоч­ные задачи. В США профессия землемера — более узкая специ­альность. Поэтому к решению землеустроительных задач привле­кают не только землемеров, топографов, геодезистов, но и плани­ровщиков, юристов, технологов, экономистов и др.

Глава 7 КАНАДА

7.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ

Канада — вторая после России страна по размерам территории. Ее площадь составляет 9976, 1 тыс. км2 (997, 6 млн га). Население — 30, 3 млн чел.


В сельскохозяйственном производстве используется 68 млн га (7 % территории), пашня занимает 5 % общей земельной площа­ди, а обрабатываемые земли — 4 % территории (41 млн га).

По количеству обрабатываемых земель Канада занимает пятое место в мире.

Плотность населения в стране невысока — 3 чел. на 1 км2. Зем-леобеспеченность составляет 33, 3 га общей площади на человека, в том числе 2, 42 га сельскохозяйственных угодий и 1, 5 га пашни.

Канада — индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития экономики. В сельской местности проживает 20 % насе­ления, в городах — 80 % [52]. Уровень жизни населения — один из самых высоких в мире.

По объемам добычи полезных ископаемых Канада занимает третье место в мире. В стране ведут разработку месторождений ка­менного угля, нефти, природного газа, железной руды, меди, ни­келя, цинка, свинца, молибдена, урана, золота, серебра, калийных солей и др. Развиты черная и цветная металлургия, работающая на собственном сырье, а также машиностроение, нефтеперерабаты­вающая и химическая промышленность.

Сельское хозяйство Канады отличается высокой степенью то­варности и механизации труда. Наибольший удельный вес в соста­ве реализуемой продукции обеспечивают зерно и маслосемена — 30 %, мясо (без битой птицы) — 27, молочная продукция — 13 %. В структуре посевных площадей преобладают зерновые культуры (пшеница, овес, ячмень, кукуруза). Кроме того, выращивают лен, рапс, картофель, табак. Развито овощеводство.

Главным физико-географическим фактором, ограничивающим развитие сельскохозяйственного производства Канады, является климат. В западной части страны он более мягкий (умеренно морс­кой и переходный). Восточные районы государства относятся к обла­сти муссонного климата, здесь плодородные почвы и невыраженный рельеф местности. В южно-центральной части Канады, в основном в пределах провинций Саскачеван и Манитоба, значительную терри­торию занимают зоны лесостепей и степей, представляющие север­ное продолжение Великих равнин США. Но наиболее ценные сельс­кохозяйственные угодья сосредоточены в провинции Онтарио.

Природные условия страны определяют и зональную специа­лизацию сельскохозяйственного производства. Так, зерно и мас­лосемена производят в зоне прерий (степей), в пределах провин­ций Альберта, Саскачеван, Манитоба, а также в Британской Ко­лумбии в бассейне р. Пис. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, овес, канолу (канадская разновидность рапса), рожь, лен. В про­винциях Онтарио и Квебек выращивают кукурузу и соевые бобы. Три четверти поголовья крупного рогатого скота сосредоточено в степных провинциях, тогда как большая часть поголовья свиней находится в Квебеке и Онтарио. Доля зоны прерий по поголовью свиней высока. В то же время в провинциях Квебек и Онтарио


концентрируется также основная часть молочного стада крупного рогатого скота.

Кроме того, в Канаде занимаются разведением овец и лошадей. Развито рыболовство.

Другая важная отрасль страны — лесное хозяйство. Лесами по­крыто 45 % территории. По запасам древесины Канада уступает только России и Бразилии. В разработку полезных ископаемых, включая нефть и природный газ, непосредственно вовлечено ме­нее 0, 05 % всей территории, однако влияние этих отраслей на со­стояние земельного фонда существенно из-за их воздействия на окружающую среду на значительных площадях.

Городские поселения и промышленные зоны (помимо районов разработки минеральных ресурсов) занимают 1 % территории. Рост городов выступает одним из важнейших факторов, ведущих к возникновению конфликтов по поводу земли, поскольку города обычно окружены кольцом интенсивного пригородного сельского хозяйствам рекреационными зонами. Например, за 1966—1986гг. под городское строительство в Канаде из земель сельскохозяй­ственного назначения было отведено 175 тыс. га. Для целей рекре­ации и в качестве природоохранных территорий используется 7 % суммарной площади [53].

Большая часть земель Канады — 90, 3 % находится в государ­ственной собственности и относится к землям Британской Короны (Crown Land). Государственное землевладение представлено феде­ральным и провинциальным (административно-территориальным) уровнями. В частной собственности находится 9, 7 % всех земель, из них почти 75 % занимают фермерские хозяйства (табл. 5).

5. Структура землевладения в Канаде (все категории земель)1

 

 

 

 

 

  Общая земель­ная площадь, тыс. км2 Доля в суммарной площади, %
Провинция или Земли Британской Короны  
административная территория федеральные провинций или административных территорий Частные земли
Альберта 644, 4 9, 6 62, 6 27, 8  
Британская Колумбия 929, 7 0, 9 93, 3 5, 8  
Квебек 1356, 8 0, 2 92, 1 7, 7  
Манитоба 548, 4 0, 8 78, 0 21, 2  
Новая Шотландия 52, 8 2, 9 29, 8 67, 3  
Н ью-Браун суй к 72, 1 3, 0 42, 9 54, 1  
Ньюфаундленд 371, 7 0, 7 94, 9 4, 4  
Онтарио 891, 2 0, 9 88, 0 11, 1  
Остров Принца Эдуарда 5, 7 0, 8 12, 1 87, 1  
Саскачеван 570, 7 2, 4 59, 7 37, 9  
Северо-западные территории 3293, 0 88, 4 0, 1 11, 5  
Юкон 479, 0 99, 8 0, 2 < 0, 1  
Канада в целом 9215, 4 40, 3 : The State of Canada' 50, 0 s Environment. 9, 7  
1 Составлено по данным Ott  
Government of Canada. 1996. Р : 10-28.        
                   

Грунтовые и поверхностные воды в Канаде находятся в соб­ственности Британской Короны. Их использование, однако, не требует специального разрешения. Последнее необходимо лишь при вовлечении в деятельность иностранных юридических лиц.

Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (98 %) находится в частной собственности, остальные представля­ют федеральный резерв или состоят в ведении Фермерской кре­дитной корпорации.

Хотя в федеральном владении находятся 40, 3 % государствен­ных земель Канады, почти все они сосредоточены в пределах севе­ро-западных территорий и провинции Юкон, находящейся на се­вере страны. Поэтому государственное землевладение в наиболее населенной и освоенной части Канады представлено практически только землями, принадлежащими правительствам провинций (лишь в Альберте, Нью-Браунсуике, Новой Шотландии и Саска-чеване по нескольку процентов земельной площади находится непосредственно в федеральной собственности) (табл. 6).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.